Празднование 15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель:
Творение монаха Герасима
Божéственную Твою икóну, Богорóдице Всепéтая,/ юже Троодитúссою благочéстно именуем,/ припáдающе, слáвим,/ выну приéмлющии благодáть Твою;/ темже с трéпетом вопиéм,/ смирéннии слузи Твои:/ слава благостыни Твоей, Чистая,/ слава чудесéм Твоим,// слава Твоему о нас заступлéнию, Пренепорочная.
Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест:
Творение монаха Герасима
Троодóсстей, Дéво, икóне Твоéй,/ ярости иконобóрческия избéгшей,/ припáдаем, благоговéюще, раби Твои;/ тую бо сéмо/ богомудрый инок пренесé,/ зде и утвердúся божéственная обúтель Твоя,/ юже, Богорóдице/ прúсно от всякия беды хранú// заступлéнием Твоим.
Преподобный Порфирий Афонский с иконой Пресвятой Богородицы "Троодитисса" |
Краткие сведения Троодос, или „Тридорожье“ — горная гряда в сердце Кипра. Монастырь Божией Матери Троодитиссы стоит невдалеке от высочайшей вершины, над облаками.
В VIII веке Византийскую империю сотрясала ересь иконоборчества. Не довольствуясь распространением своей прелести и победой над властителями, еретики ополчились направославных, а особенно на монашествующих, злобно преследуя их. Не только обители, но и места уединенные в любое время могли быть внезапно преданы огню, а иконы — истреблены.
Тогда многие покидали места своих подвигов, многие пускались в далекие и опасные странствия, спасая святые образы. Скитальцы селились по берегам Кипра и других островов Средиземноморья, достигали Крыма и южных пределов русской земли, там основывали обители и скиты и зажигали ревность к монашескому пути во многих сердцах. Святые же образы, скрытые в расщелинах и пещерах, позднее явились и прославились многими чудесами.
Один из малоазийских монахов, спасаясь от ярости иконохульников, также взял икону и переместился с ней на юг острова Кипра, в обитель святителя Николая, которую теперь называют кошачьей. Здесь прожил он долго, пока Пресвятая Богородица, явившись, не повелела ему переселиться в Троодосские горы, в место, которое Она укажет Сама.
Послушный воле своей Госпожи, старец взял драгоценную ношу и пустился в долгий, опасный путь. Он шел от окрестностей Лимассола к самой вершине Троодосской горы Хионистры, Снежной горы, по бездорожью, звериными тропами, непроходимыми дебрями, где и теперь обитает множество скорпионов и ядовитых змей. Странствие завершилось у пещеры, из которой лился дивный свет. В ней и поселился старец, оберегая святыню.
В VIII веке Византийскую империю сотрясала ересь иконоборчества. Не довольствуясь распространением своей прелести и победой над властителями, еретики ополчились направославных, а особенно на монашествующих, злобно преследуя их. Не только обители, но и места уединенные в любое время могли быть внезапно преданы огню, а иконы — истреблены.
Тогда многие покидали места своих подвигов, многие пускались в далекие и опасные странствия, спасая святые образы. Скитальцы селились по берегам Кипра и других островов Средиземноморья, достигали Крыма и южных пределов русской земли, там основывали обители и скиты и зажигали ревность к монашескому пути во многих сердцах. Святые же образы, скрытые в расщелинах и пещерах, позднее явились и прославились многими чудесами.
Один из малоазийских монахов, спасаясь от ярости иконохульников, также взял икону и переместился с ней на юг острова Кипра, в обитель святителя Николая, которую теперь называют кошачьей. Здесь прожил он долго, пока Пресвятая Богородица, явившись, не повелела ему переселиться в Троодосские горы, в место, которое Она укажет Сама.
Послушный воле своей Госпожи, старец взял драгоценную ношу и пустился в долгий, опасный путь. Он шел от окрестностей Лимассола к самой вершине Троодосской горы Хионистры, Снежной горы, по бездорожью, звериными тропами, непроходимыми дебрями, где и теперь обитает множество скорпионов и ядовитых змей. Странствие завершилось у пещеры, из которой лился дивный свет. В ней и поселился старец, оберегая святыню.
Вскоре стеклись в это место другие братия. По смерти безвестного подвижника, который перенес икону, перед ней долгие века теплился огонек негасимой лампады.
Троодос, Швейцария под кипрским небом |
Местные жители берегут предания о святой иконе. Одно из них повествует, как некий пастух из деревни Афамес каждую ночь видел на троодосскими вершинами чудный свет и однажды решил отправиться в место явления вместе с друзьями. Три часа они шли, пока не достигли пещеры, из которой лился свет. Тогда и была обретена икона Пресвятой Богородицы, перед которой горела негасимая лампада. Удивленные и потрясенные, поселяне решили постороить в окрестностях пещеры маленький храм и поместить туда образ. Но строительство остановилось, не успев и начаться, ибо все, сооруженное днем, ночью таинственным образом разрушалось. Разбивались даже кувшины, наполненные водой из соседней горной речушки.
Но однажды утром там, где ныне стоит обитель, рабочие обнаружили кувшин, полный воды. Здесь и возвели маленьких храм и несколько келлий. Теперь работа спорилась, а на месте, где нашли кувшин, забил целебный источник.
Много позже, на заре XVIII века, эти края посетил русский странник, монах Василий Барский. Он назвал обитель у притока горной речушки Диаризос райским монастырем — так умиленно пели в окрестностях птицы, такое спокойствие дарили густые леса. Французский геолог Альберт Горди, побывав здесь, писал, что Троодитисса — кусочек Швейцарии под сирийским небом.
Вместе с народом святого кипрского острова монастырь претерпел разорения и пожары, но всякий раз возрождалась вновь.
И пещера все эти века не оставалась без паломников и почитателей. В 1949 году в ней трудились два монаха из монастыря Троодитиссы — Кирилл и Кириак. Расширяя пещеру, они обрели два старинных захоронения и глиняные сосуды XVI века. Значит, и в те времена в пещере селилсь отшельники, ища уединения и созерцания. По преданию, сама пещера была посвящена Преображению Господню.
Через Троодосскую икону Пресвятая Богородица всегда подавала милости: исполняла прошения и врачевала. Считается, что образ имеет благодать помогать бездетным женщинам обрести счастье материнства.
Вот одно из многих чудес.
Некто Иоанн с женой прибыл в Троодос, чтобы усердно помолиться перед иконой о дарованнии чада, так как супруги были бездетны. Молясь у святого образа, они дали обет: если родится сын, они отдадут его в монастырь, чтобы он стал монахом. Молитва была услышана. Родившегося мальчика крестили в монастыре. Он подрастал, а родителям становилось тошно при мысли о расставании с ним. Тогда они решили как бы „выкупить“ любимого сына, освободив себя от обета, для чего приготовили богатейший вклад и принесли его в монастырь. В миг, когда родители сообщали монахам о решении, со свода сорвался камень, устремившись к ребенку, который стоял прямо под ним. Но Богородица подоспела на помощь: икона Ее наклонилась и приняла удар на себя. Таким сильным был этот удар, что камень застрял в доске с обратной стороны, где находится и поныне. Потрясенный мальчик объявил родителям, что хочет остаться и быть здесь монахом. Камень же почитают как одну и святыней монастыря.
Монастырь Пресвятой Богородицы Троодитиссы, 1897 г. |
Престольный праздник обители — 15 августа, на Успение Пресвятой Богородицы (в России этот праздник приходится на 28 августа).
Вход в соборный храм обители, где хранится чудотворная икона. |
Источники и литература:
1. Святой монастырь Богородицы Троодитиссы. Кипр, 2013.
2. Тропарь и кондак переведены по тексту, напечатанному на обороте иконы, издаваемой Троодосским монастырем.
3. Богородичные иконы Кипра. Кипр, 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий