суббота, 17 декабря 2016 г.

Святые Илиофоты


Святые Илиофоты. Икона XX в.
Меж рукописных строк

Древнейшее житие святых Илиофотов составлено еще в VI или VII веках, в самый расцвет кипрской агиографии. Текст, к сожалению, не сохранился, но на него ссылается рукописная служба, датируемая XI веком и хранящаяся на Синае, в монастыре вмч. Екатерины [1, 43 — 107; Sinait. gr. 627. Здесь и далее в квадратных скобках: номер источника из списка внизу и страницы] . Согласно этой службе, основанной на древнем житии, святые происходили из Финикии Палестинской (современный Ливан), откуда родом был и великий кипрский святитель Епифаний, жили в царствование Феодосия II Младшего (408 — 450), участвовали в сражениях против врагов империи того времени, гуннов, персов и др., и одержали великие победы. Сам император знал этих мужей, почему и пригласил к себе, чтобы оказать им честь.

В то же время в Византийскую столицу прибыл святитель Епифаний Кипрский, поучениям которого, среди прочих, внимали святые. Этого верного ученика прп. Илариона Великого, с юности подвизавшегося в пустыне Египетской, а затем основавшего много монашеских братств, называли еще при жизни отцом монахов. Его-то речами воодушевились Илиофот и три его товарища, и пожелали идти монашеской стезей.

Свт. Епифаний Кипрский,
ученик прп. Илариона
Великого
Император, видя, что они жаждут того всей душой, дал им отпускную. Тогда они раздали имущество нищим, через Эфес прошли к горе Мохлос (вероятно, после 447 года и чуть ранее 450), где поклонились мощам воскресших и вновь уснувших сном смертным семи отрокам (447 г.), и, наконец, прибыли на Кипр, где процветало в то время монашество в учениках прп. Илариона Великого (подвизался на Кипре последние годы жизни (364 — 371)) и Епифания, архиепископа Кипрского (367 — 403).

Тут они посетили Тамасс, который почтили, как землю, откуда распространилось христианство по острову, затем отошли от города к западу на десять византийских миль (в одной такой миле — около полутора километров). Здесь, найдя местность пустынную, что теперь находится между селениями Митсеру и Като Мони, они поселились и стали подвизаться в посте, бдении и молитвах. Старцем общины был святой Илиофот. Жилищем подвижников стали две пещеры, которые прежде служили гробами.