Святая преподобномýченица Евдокия
Марфо-Мариинская, Бýтовская
(Кузьминова), память 23 января 1938 г. ст. ст./ 5 февраля н. ст., в 4-ю субботу по Пасхе (преходящая)
Тропарь, глас 3:
Марфы и Марúи дéлании/ Господу Воскрéсшему угодúвши,/ богомýдрая Евдокúе,/ мучúтелей отнюд не устрашúся/ и себé служúтельницу Спáсову исповéдала еси./ Тéмже, яко о úмени Его заклáнная,/ ныне в Церкви Тожествýющей/ вкýпе с преподобномýченицею Елисавéтою/ и сéстры обители твоея/ Ему предстоящи,/ не престáй молящися/ нам грехóв прощению даровáтися// и спастúся душáм нáшим. Кондак, глас 2:
Милосéрдия, и служéния стрáждущим,/ и болящих утешéния/ дóбрый óбраз нам являеши,/ áгнице словéсная,/ преподобномýченице Евдокúе,/ Марфо-Мариúнския обúтели многоплóдная óтрасле,/ тéмже, в Цáрствии Небéснем увенчáнная,/ испросú нам покаяния,/ и в служéнии блúжним укреплéния,// и спасéния душ наших.
Житие святой преподобномученицы Евдокии (Кузьминовой), Марфо-Мариинской, Бутовской (годы жизни — 1884-1938)
17 августа 1884 года в заштатном городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии в семье мещанина Петра Кузьминова родилась дочь, которую назвали Евдокией.
|
Св. прпмц. Елисавета в Марфо-Мариинской обители |
О судьбе будущей преподобномученицы до ареста известно не много. Она окончила трёхклассную начальную школу, а примерно в 1909 году, в 25-летнем возрасте, уехала в Москву, чтобы нести послушание сестры милосердия в Марфо-Мариинской обители, где тогда было около тридцати насельниц. Общину возглавляла великая княгиня Елизавета Федоровна. В сестры принимались лишь физически здоровые девицы и вдовы православного вероисповедания.
По замыслу Елизаветы Фёдоровны жившие в обители сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли создать семью и быть свободными от прежних обязательств. Подобно евангельской Марии, они обращались к духовной жизни, а по примеру Марфы оказывали деятельную благотворительную и медицинскую помощь всем нуждавшимся и обездоленным.
К моменту поступления Евдокии в обитель здесь находились лазарет-убежище для раненых русско-японской войны, лечебница для больных, преимущественно бедных. Кроме служения всем этим людям, главным делом сестер было посещение бедняков. Все они по очереди вместе с настоятельницей обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. Все больше и больше девушек и вдов посвящали себя самоотверженному служению ближним: к 1914-му году число сестер достигло девяносто четырех, в 1917-м — более ста пятидесяти.
|
Священноисповедник Сергий (Серебрянский) |
Кроме общих, было у Евдокии еще одно, особое служение. Уже в документе 1910 года, то есть через год после поступления, она упоминается как одна из трех келейниц Великой княгини ("уборщица Ея Высочества"). Это послушание она проходила вместе с будущей преподобномученицей Варварой Алексеевной Яковлевой и Авдотьей Степановной Царьковой***.
Благословением Божиим оказалась возможность разделять со столь чистой и ревностной душой, святой преподобномученицей Елисаветой, и взгляды, и стремления, и труды.
Сама Великая Матушка так изображала в письмах жизнь своей единодушной общины.
"Я хочу трудиться ради Бога и в Боге для страждущего человечества. Пока я полна сил, а вокруг столько несчастья, по стопам Христа нужно идти к страждущим. Помогая им – мы помогаем Ему. Я недостойна той безграничной радости, что Господь позволяет мне работать для Него. Но я буду стараться, и Он, который весь Любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу служить Ему и Его чадам".
"Мои сестры умеют работать, и мы всё делаем с верой. Великое назначение нашей обители и сестер — оказывать христианское милосердие именем Православной Церкви".
"Цель моей обители — утешать скорбящих и помогать нуждающимся. Надеюсь таким образом принести лепту нашей дорогой Родине".
"Человек не должен смотреть сверху вниз, надо считать себя худшим из худших. Мне часто казалось, что в этом есть какая-то ложь: стараться считать себя худшим из худших. Но это именно то, к чему мы должны прийти — с помощью Божией все возможно".
Духовник обители, священноисповедник Сергий (в то время — о. Митрофан) Серебрянский, усердно окормлял сестер, еженедельно проводил с ними духовные беседы о вере, Священном Писании, чтобы они были готовы к проповеди, выходя за стены.
Вот некоторые из его наставлений.
"Сестра во Христе! Ежедневно, встав от сна, скажи сама себе: “Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги мне сегодня исполнить на деле во внутренней и внешней моей жизни это мое сердечное желание и долг…”. После этого иди или на общую молитву обители или сама прочти внимательно молитвенное правило, после которого еще можешь помолиться своими словами. Затем или прослушай, или прочти несколько стихов из Евангелия, послания святых апостолов, один псалом, житие дневного святого. Читай и проси внутренне Господа, чтобы прослушанное или прочитанное было тебе как бы уроком для подражания и исполнения на сегодня, и потом иди на дела твои".
|
Прот. Митрофан Серебрянский с сестрами Марфо-Мариинской обители милосердия |
"Сестра! Помни всегда ту цель, ради которой учреждена обитель и ты пошла на труд. Цель эта — показать настоящему обществу Христа так, как древнему языческому обществу показали Его первые христиане. Этим сознанием укрепляй свою бодрость духовную. Употреби же все силы твои, чтобы явить на деле силу религии Христовой; покажи, что еще жива вера Христова, что еще действенна любовь Христова, что учение и благодать Христовы действительно преображают душу, тело и всю жизнь отдельного христианина, семьи и общества; покажи на себе, что эту силу Христову не могут поколебать ни соблазны мира, ни злоба, ни зависть, ни раны и болезни, ни самая смерть. Она, эта сила, велика и вечна, как велик и вечен Христос".
"Сестра! Помни, что ты трудишься во славу Бога, благо ближних и спасения души своей; благословен да будет труд твой и память о нем у Господа и в сердцах людей во веки".
"Сестра, когда ты приходишь в храм для молитвы, или прислуживать в нем, или читать и петь, всегда помни, что храм есть видимое небо, рай, дом Божий, как и сказано в священной книге: “В храме стояще славы, на небеси стояти мним”, — что ты пришла в гости к Отцу твоему. Посему будь внимательна ко всему, что делается в нем; это Святой Хозяин принимает тебя, разговаривает с тобой, поучает тебя, утешает и услаждает тебя, насыщает бессмертною трапезою — Телом и Кровию Своею".
|
Келья крестовой сестры Марфо-Мариинской обители милосердия |
В 1918 году великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали. В мае того же года ее доставили в город Алапаевск на Урале, где находились и другие члены семьи Романовых. В июле 1918 года она совершила свой мученический подвиг.
Одно из последних наставлений святой своим сестрам было: "Помните, родные мои, всё, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте как одна душа — все для Бога — и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё».
Несмотря на трагедию, сестры сумели выполнить этот завет, и Марфо-Мариинская община продолжала трудиться. Ее возглавила Валентина Сергеевна Гордеева. Под ее руководством обитель сумела пережить время гражданской войны и продлить свою деятельность до 1925 года уже в качестве Марфо-Мариинской трудовой общины.
Власти обдумывали возможности уничтожения общины. В 1925 году они проверяли медицинскую квалификацию сестер, после чего осталось такое замечательное свидетельство.
"Настоящим удостоверяется, что сестры бывшей Марфо-Мариинской Трудовой Общины своим умелым уходом за больными и знанием медицинского дела — действительно отвечают всем требованиям высококвалифицированных средних медицинских работников".
И все же в 1926 году Марфо-Мариинскую обитель, в которой святая Евдокия семнадцать лет трудилась для немощных и больных, не жалея сил, закрыли. Сто одиннадцать сестер были арестованы или высланы. Евдокия Петровна вернулась в родной Воскресенск, который вскоре переименовали в Истру. За службу в Марфо-Мариинской обители власти лишили ее гражданских прав, в 1934 году она подавала заявление в местный горсовет о восстановлении её в правах, но получила отказ.
|
Церковь Вознесения Господня, г. Вознесенск (ныне — Истра) |
Как глубоко верующий человек Евдокия Петровна стала активным членом общины городского Вознесенского храма, для которого наступили трудные времена. Евдокию Петровну Кузьминову, Милицу Ивановну Кувшинову и старосту храма Надежду Васильевну Семёнову* прихожане избрали уполномоченными церковно-приходского совета. Эти три женщины до последнего боролись против закрытия Вознесенского храма в Истре, но их усилия оказались тщетны.
В 1934 году богослужения в городском храме прекратились.
Спустя три года настал период наиболее массовых политических репрессий. Одними из жертв стали священнослужители и активные члены приходов православных церквей.
Не удалось избежать этой участи и Евдокии Петровне. Она жила тогда в Истре в доме №19 на улице Первомайская вместе с подругой Милицей Ивановной Кувшиновой.
|
Святая мученица Милица Бутовская (Кувшинова) |
Соседи по улице по требованию сотрудников НКВД подписали против Кузьминовой лжесвидетельства, в которых, в частности, сообщалось, что она в октябре 1937 года будто бы говорила: «Скоро настанет царство антихриста, коммунистам-безбожникам конец, сейчас нам надо больше молиться Богу, чтобы фашисты скорее разбили ненавистную власть. Как придут фашисты, то я первая возьму вилы и буду пороть животы коммунистам».
Одного показания было недостаточно, для составления справки об аресте придумали ещё: «В ноябре месяце Кузьминова высказывала гнусную контрреволюционную клевету по адресу законов советского правительства, говорила: “Заключённых в лагерях заставляют работать день и ночь, по пояс стоять в воде, хлеба им дают по двести граммов, люди умирают сотнями от голода и холода – вот вам демократия и сталинская конституция, а людей арестовывают больше, чем когда бы то ни было”».
|
Святая преподобномученица Евдокия (Кузьминова), фото из следственного дела |
Самое интересное, что приписываемые ей слова о труде заключённых на тот момент являлись чистой правдой!