Служба, составленная к празднованию 2024 года
Житие
В отчете за 1888 год отец Рафаил писал, что он, чтобы не утомить внимания слушателей, старался предметы своих бесед разнообразить, составлял каждую беседу из нескольких законченных статей, а чтобы прочитанная статья сопровождалась большим успехом и чтобы крестьяне, сколько возможно, запомнили и приняли к сердцу прочитанное, он старался изложить предмет как можно проще, нагляднее и яснее, повторяя одно и то же не один раз, для поддержания же внимания слушателей нередко предлагал слушателям петь более известные молитвы, что народу весьма нравилось. По окончании бесед батюшка иногда раздавал крестьянам дешевые книжки и киевские листки (9).
Особое внимание о. Рафаил уделял детям. Он организовал в селе школу грамотности и сам возглавил ее (10). В этой-то школе Владимир учился читать и писать, вникать в Евангельские строки. Вдохновленный примером пламенного служения о. Рафаила, Владимир с юности возлюбил путь учительства и возжелал всем сердцем нести людям свет Христовой веры.
В шестнадцать лет юноша расстался со своим первым наставником: отца Рафаила перевели в село Чуварлеи (11).
С 1890 года Владимир попробовал свои силы в роли преподавателя Кунеевской (12) школы грамоты.
Тем временем церковно-приходская школа того же села вызывала порицание у высшего церковного начальства. Здесь до 1894-го года преподавал псаломщик Архангельский, о котором в отчете писалось так: «... не зная педагогических приемов, ведет учебное дело весьма независимо и занимается им без всякой любви и старания. С нового учебного года Отделение (просвещения) предполагает заменить его на должности учителя другим лицом, к делу способным» (13).
Одним из таких способных лиц и стал Владимир Четверин, который к этому времени уже имел свидетельство на звание учителя (14). В этой школе, которая занимала отдельное помещение в селе Кунееве, Владимир прослужил семь лет.
Житие
Ученик
Всеблагой и Всемилостивый Господь с первых веков бытия Своей Церкви поставил ее на драгоценной крови добровольных страдальцев, пожелавших скорее лишиться жизни, нежели отказаться от Христа и тем самым потерять душу свою для Жизни Вечной. Невидимые нашим телесным очам они и по сей день являются теплыми и скорыми молитвенниками за нас, грешных, независимо от того, сколько времени прошло с момента блаженной кончины их (1).
Тем более возгорается сердце молитвой к новомученикам российским, так как жили они совсем незадолго до нас, но имели столь великую духовную силу, что жизни своей не пожалели отдать за Христа. Много мучеников было среди мирян, монахов и священников. Одним из священномучеников, пострадавших в начале ХХ века за веру Христову в годы жестоких гонений на Церковь был и священник Владимир Четверин.
Будущий священномученик родился в 1874 году в селе Барахманский Гарт Мокшанской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии, стоявшем на речках Румлейке и Барахманке.
В годы его младенчества в Христорождественском храме родного села часто менялись священники, временами в ожидании нового назначения прихожане оставались без службы (3).
Но когда Владимиру исполнилось семь лет, село обрело мудрого наставника и духовного руководителя, отца Рафаила Алеева (4).
При нем работа закипела. Началось поновление и благоустройство храма, за которое взялся на свои средства землевладелец села, Козьма Дрягалов. В 1883 году позолочен иконостас (5), затем отреставрирована колокольня, возведена деревянная ограда, перестелены полы, построена новая караулка (6).
Эта-то караулка и сыграла решающую роль в начальном образовании будущего священномученика. В ней отец Рафаил проводил и многочисленные беседы со взрослыми, и обучал детишек.
Всего в приходе проживало 712 душ мужского пола, из них в самом Барахманском Гарте (2) — 265. Но и из отдаленных сел шли по слякоти и морозу послушать отца Рафаила. За год здесь проводилось до тридцати внебогослужебных бесед. Изъяснялись Воскресные и праздничные Евангелия, Символ веры и заповеди, изучались молитвы и богослужение. Рассказывал батюшка об истории Церкви, о жизни святых (7).
Прихожане посещали собеседования с любовью и усердием. В караулку, которая вмещала пятьдесят человек, набивалось в два-три раза больше.
Даже зимой приходили к батюшке Рафаилу из дальних деревень, отстоящих от церкви от трех до шести верст. В дождливое и холодное время посетителей было меньше, но как только устанавливалась благоприятная погода, снова караулка не вмещала желающих (8).
Всеблагой и Всемилостивый Господь с первых веков бытия Своей Церкви поставил ее на драгоценной крови добровольных страдальцев, пожелавших скорее лишиться жизни, нежели отказаться от Христа и тем самым потерять душу свою для Жизни Вечной. Невидимые нашим телесным очам они и по сей день являются теплыми и скорыми молитвенниками за нас, грешных, независимо от того, сколько времени прошло с момента блаженной кончины их (1).
Тем более возгорается сердце молитвой к новомученикам российским, так как жили они совсем незадолго до нас, но имели столь великую духовную силу, что жизни своей не пожалели отдать за Христа. Много мучеников было среди мирян, монахов и священников. Одним из священномучеников, пострадавших в начале ХХ века за веру Христову в годы жестоких гонений на Церковь был и священник Владимир Четверин.
Будущий священномученик родился в 1874 году в селе Барахманский Гарт Мокшанской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии, стоявшем на речках Румлейке и Барахманке.
В годы его младенчества в Христорождественском храме родного села часто менялись священники, временами в ожидании нового назначения прихожане оставались без службы (3).
Но когда Владимиру исполнилось семь лет, село обрело мудрого наставника и духовного руководителя, отца Рафаила Алеева (4).
При нем работа закипела. Началось поновление и благоустройство храма, за которое взялся на свои средства землевладелец села, Козьма Дрягалов. В 1883 году позолочен иконостас (5), затем отреставрирована колокольня, возведена деревянная ограда, перестелены полы, построена новая караулка (6).
Эта-то караулка и сыграла решающую роль в начальном образовании будущего священномученика. В ней отец Рафаил проводил и многочисленные беседы со взрослыми, и обучал детишек.
Всего в приходе проживало 712 душ мужского пола, из них в самом Барахманском Гарте (2) — 265. Но и из отдаленных сел шли по слякоти и морозу послушать отца Рафаила. За год здесь проводилось до тридцати внебогослужебных бесед. Изъяснялись Воскресные и праздничные Евангелия, Символ веры и заповеди, изучались молитвы и богослужение. Рассказывал батюшка об истории Церкви, о жизни святых (7).
Прихожане посещали собеседования с любовью и усердием. В караулку, которая вмещала пятьдесят человек, набивалось в два-три раза больше.
Даже зимой приходили к батюшке Рафаилу из дальних деревень, отстоящих от церкви от трех до шести верст. В дождливое и холодное время посетителей было меньше, но как только устанавливалась благоприятная погода, снова караулка не вмещала желающих (8).
Христорождественский храм в с. Барахманский Гарт |
В отчете за 1888 год отец Рафаил писал, что он, чтобы не утомить внимания слушателей, старался предметы своих бесед разнообразить, составлял каждую беседу из нескольких законченных статей, а чтобы прочитанная статья сопровождалась большим успехом и чтобы крестьяне, сколько возможно, запомнили и приняли к сердцу прочитанное, он старался изложить предмет как можно проще, нагляднее и яснее, повторяя одно и то же не один раз, для поддержания же внимания слушателей нередко предлагал слушателям петь более известные молитвы, что народу весьма нравилось. По окончании бесед батюшка иногда раздавал крестьянам дешевые книжки и киевские листки (9).
Особое внимание о. Рафаил уделял детям. Он организовал в селе школу грамотности и сам возглавил ее (10). В этой-то школе Владимир учился читать и писать, вникать в Евангельские строки. Вдохновленный примером пламенного служения о. Рафаила, Владимир с юности возлюбил путь учительства и возжелал всем сердцем нести людям свет Христовой веры.
В шестнадцать лет юноша расстался со своим первым наставником: отца Рафаила перевели в село Чуварлеи (11).
Учитель
С 1890 года Владимир попробовал свои силы в роли преподавателя Кунеевской (12) школы грамоты.
Тем временем церковно-приходская школа того же села вызывала порицание у высшего церковного начальства. Здесь до 1894-го года преподавал псаломщик Архангельский, о котором в отчете писалось так: «... не зная педагогических приемов, ведет учебное дело весьма независимо и занимается им без всякой любви и старания. С нового учебного года Отделение (просвещения) предполагает заменить его на должности учителя другим лицом, к делу способным» (13).
Одним из таких способных лиц и стал Владимир Четверин, который к этому времени уже имел свидетельство на звание учителя (14). В этой школе, которая занимала отдельное помещение в селе Кунееве, Владимир прослужил семь лет.