Вышла первая книга на русском языке о преподобном Никифоре Прокаженном>>
Служба преподобному Никифору
Служба преподобному Никифору
Канон молебный преподобному Никифору Прокаженному>>
Тропарь, глас 4.
Подобен: Вознесыйся.
Плоти твоея прокажéние/ мужемýдренно, яко Иов,/ претерпéл еси, Никúфоре,/ рúзу же душú твоея/ свéтле очúстил есú,/ совершéнне же на лéствицу добродéтелей восшéд,/ пóдвиги твоúми/ жúтельства Ангельскаго достúже,/ непрестáнно Богу поя:/ Тебé слáва подобáет,// Трóице Единосýщная.
Тропарь опубликован: "Большой тропарион": М.: 2016. — 688 с. (с. 190).
ISBN 978-5-906570-95-6
ИС Р16-602-0068
Ин тропарь, глас 1:
Подобен: Пустынный житель:
Никúфора преподобнаго прокажéнаго борéнием/ и éже в подвизех мýжеству/ удивúшася Ангели,/ яко другúй бо Иов/ болéзнная претерпé, славя Бога,/ ныне же слáвою увенчавáется от Него,/ чудес раздаянием./ Радуйся, монахов настáвниче,/ радуйся, человéком укреплéние,/ радуйся, благоухания обрáдование// изливáяй от мощей твоих.
Кондак, глас 2:
Подобен: Предстательство христиан:
Тропарь, глас 4.
Подобен: Вознесыйся.
Плоти твоея прокажéние/ мужемýдренно, яко Иов,/ претерпéл еси, Никúфоре,/ рúзу же душú твоея/ свéтле очúстил есú,/ совершéнне же на лéствицу добродéтелей восшéд,/ пóдвиги твоúми/ жúтельства Ангельскаго достúже,/ непрестáнно Богу поя:/ Тебé слáва подобáет,// Трóице Единосýщная.
Тропарь опубликован: "Большой тропарион": М.: 2016. — 688 с. (с. 190).
ISBN 978-5-906570-95-6
ИС Р16-602-0068
Ин тропарь, глас 1:
Подобен: Пустынный житель:
Никúфора преподобнаго прокажéнаго борéнием/ и éже в подвизех мýжеству/ удивúшася Ангели,/ яко другúй бо Иов/ болéзнная претерпé, славя Бога,/ ныне же слáвою увенчавáется от Него,/ чудес раздаянием./ Радуйся, монахов настáвниче,/ радуйся, человéком укреплéние,/ радуйся, благоухания обрáдование// изливáяй от мощей твоих.
Кондак, глас 2:
Подобен: Предстательство христиан:
Недуга узкий путь прошéл еси, Никúфоре,/и всячески последовал еси Владыце,/ яко послушлúвый и достойный сын,/ úго же Того благое и бремя лéгкое/ на рамех понéсл еси,/ тéмже ликуя возшéл еси/ к славы вéчныя покою красному,// радостно веселяся.
Канон молебный преподобному Никифору Прокаженному>>
Остров Крит, давший множество святых, процвел в 1890 году новое чадо Церкви, отца Никифора, который родился в деревне Сирикари и в миру носил имя Николая Тзанакакиса.
Сирикари известно красотой окружающих мест и особо торжественным праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это горное село на севере округа Ханья, со здоровым климатом, прекрасными лесами, богатыми водами, с ущельями и пещерами. Село имеет одну редкую особенность: оно делится на одиннадцать районов, каждый из которых носит имя семейства, поселившегося в нем изначально. Каждая семья воздвигла храм своему небесному покровителю, — вот почему ныне в этом селении тринадцать храмов. Район Костояннидов, где увидел свет маленький Николай, имеет целых три храма: Успения Пресвятой Богородицы, святых Архангелов Михаила и Гавриила и святого Ефрема.
Детские годы
Родители святого, Николай и Гликерия, были благоговейными и простыми людьми. Мать в свое время посетила Святую Землю и погружалась в Иорданские воды. Однако, хотя в семье и царил дух благочестия, Николай не успел вполне воспринять этот дар: в раннем возрасте он лишился и объятий матери, и ласки отца, обретя многие скорби и горечь сиротства. Его вырастил дедушка Иоанн (Янис) Тзанакакис.
Первые знания мальчик получил в сельской народной школе.
В возрасте тринадцати лет он покинул дом, разлучившись с теплом домашнего очага, любимыми братьями и сестрами, друзьями, вместе с которыми рос и играл. Увы, он к ним уже не возвратился и никогда их больше не видел.
Дедушка привез внука в Ханью и оставил в парикмахерской, чтобы он подрабатывал и одновременно овладевал ремеслом. Это была, конечно, не самая лучшая доля — доля одиного сельского мальчишки в большом городе. Но он оказался таким смышленым, обаятельным, общительным, что все полюбили его.
Именно в этот период в жизнь вошла тяжкая скорбь и горечь страданий: на коже появились первые признаки проказы. Это был знак будущего креста, печать мученичества.
С течением времени болезнь прогрессировала, симптомов становилось все больше.
Проказа или болезнь Хансена, как ее называют по имени норвежского врача, который открыл ее возбудителя, часто упоминается в Священном Писании (Лев. 13:1 — 14: 57, Мф. 8:1 — 14, Лк. 5: 12 — 14 и 17: 12 — 19, Мк. 1: 40 — 44). Прокаженных боялись, их изолировали, относились к ним со страхом и отвращением. Только в последние годы, благодаря развитию медицины и открытию вакцины от этой болезни, их положение изменилось к лучшему.
Святой покровитель прокаженных — священномученик Зотик Сиропитатель (память его совершается 30 декабря).
Многие в те годы страдали проказой. И малые дети, и взрослые, один-два члена каждой семьи, и всех их отвергало общество; они должны были покинуть его, удалиться от своего дома, родины, друзей, родных, даже от собственных детей, если заболевал кто-то из родителей, от братьев и родителей, если больной был ребенком, как это случилось и с Николаем, будущим отцом Никифором. И конечно, такое бегство создавало множество трудностей, доставляло невыносимую боль и имело тяжкие последствия во всей последующей жизни. Страждущим болезнь доставляла венец и славу терпения, здоровым — случай явить любовь и сострадание.
[...]
Обнаружив признаки болезни, юный Николай перепугался и смутился. Внезапно тринадцатилетний подросток распрощался с детством, его радостями и смехом. Он распознал симптомы болезни, потому что о них рассказывали школьные врачи той эпохи. Имел он понятие и о том, что последует со стороны властей: изгнание, изоляция и заключение на острове Спиналонга.
В шестнадцать лет, когда признаки болезни постепенно становились все более явными, чтобы избежать погребения заживо на Спиналонге, Николай тайно и тихо бежал на некоем корабле в Египет и прибыл в Александрию.
Симптомов становилось все больше, они сделались более явными, особенно на лице и руках. Семь-восемь лет спустя они стали острыми. Николая это удручало и ужасало, но не знал что делать, и как все это скрыть.
Он не хотел быть изгнанными обществом и властями, не желал, чтобы его схватили и отправили на Крит. Нужно было теперь бежать и из этого места, искать другого. Но где и как?
Тогда Николая просветил всеблагой Бог открыть свое горе одному из архиереев. Тот успокоил Николая, поддержал, окружил заботой и пониманием. Одним словом, повел себя, как истинный пастырь. Этот благословенный человек понял, что имеет дело с душой хотя и человека больного, но святой и чистой, необычной, не от мира сего, осененной благодатью Святого Духа.
Поэтому он немедленно связался со святым Анфимом Вагианосом, которого давно знал, и который в то время проходил священническое служение в лепрозории Хиоса. Вкратце описал Николая и его недуг, его нрав и годы жизни в Александрии.
Преподобный Анфим ответил, чтобы Николая немедленно прислали на Хиос.
Так и случилось.
Прокаженный на острове Хиос
Владыка снабдил Николая кратким письмом, дал ему билеты на Хиос через Смирну, денег на первое время. Со многой любовью и отеческими молитвами проводил его до корабля и там распрощался.
Николай оставлял Александрию, друзей и все, что ему полюбилось в ней, с тяжелым сердцем. Он ехал к неизвестным людям, в неизвестные места. Опять его ждали перемены, бегство и суета.
...
Наконец, после утомительного путешествия, он достиг городка на турецком берегу напротив Хиоса, Тсесме, по-гречески Крини, насчитывавшего 17000 жителей, 15000 из которых были греками. Там юноша сошел, и преподобный Анфим сам встретил его. После краткого знакомства они взяли небольшое суденышко, проплыли узкий залив и причалили на острове Хиос. Там Николаю предстояло прожить большую часть жизни — духовные, лучшие сорок три года.
Шел 1914-й, молодому человеку исполнилось двадцать четыре.
Преподобный Анфим родился 1 июля 1869 года на Хиосе от благоговейных родителей и имел брата Николая и сестру Каллиопию (в схиме Каллиника). Учиться ему довелось не долго. Склонность к монашеской жизни привела его человеку высоких добродетелей, преподобному старцу Пахомию, чадом которого был и святитель Нектарий Эгинский. Святой Нектарий оказывал своему старцу великое почтение и послушание, как это явствует из его писем. Отец Анфим имел к старцу такое же благоговение и от его руки был пострижен в монашеский образ. Иерейская хиротония последовала в 1910 году, а два года спустя молодой иеромонах назначен окормлять Хиосский лепрозорий, в котором за время турецкого пребывания воцарилась разруха. Великая любовь преподобного Анфима к больным, страждущим телесно и душевно, превратила лепрозорий в маленький рай, полный тенистых и плодовых деревьев, благоухающих кустов и цветов. Даже само местоположение лепрозория оказалось прекрасным: просторным, удобным. Всего здесь было тридцать пять одинаковых домиков. В каждом — по одной большой комнате, маленькой кухонке с краном, печуркой и батареей, и другими подсобными помещениями. Были еще канцелярия, аптека и поварня, а посреди всего — прекрасная небольшая церковка святого Лазаря, в которой хранилась древняя чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Послушание", обретенная отцом Анфимом вскоре после назначения его священником в лепрозорий.
Пресвятая Богородица видимо явилась ему и сказала: "Возьми Мою и икону и позаботься о ней, и увидишь, что произойдет через нее". Так и сделал преподобный, покрыл ее позолотой, благоговейно украсил. И стали происходить ежедневные и многие чудеса. Молва об иконе Божией Матери "Послушание" и святом Анфиме разлетелась по всему Хиосу, привлекла множество верных.
Блаженнейший Евмений говаривал: "Дедуля мой здесь, со мной", и, вынимая кивот со святыми мощами, которые благоухали неизреченно, часто окуривал их фимиамом. Таким образом он проявлял то великое благоговение, то глубокое почитание и ту безмерную любовь, которые питал к своему духовному отцу.
В книге "Святой Анфим Хиосский" на с. 55 читаем: "Когда блаженный сей прокаженный почил о Господе в 1964 году и переселился на лоно Авраамово, словно другой Лазарь, религиозные журналы напечатали некрологи, один из которых мы приводим ниже.
Святой прокаженных
В Афинском лепрозории святой Варвары жил святой. В первую неделю нового года он преселился к новой жизни, к вечности. В нищенской каморке провел годы и годы отец Никифор Тзанакакис, неизвестный миру, близко известный Ангелам и святым.
Неимущий монах, прокаженный, слепой, и к тому же парализованный.
Однако сомкнутые очи излучали чистоту, а с дрожащих уст не сходила небесная улыбка до последнего вздоха...
Монах Никифор, духовный питомец благоговейного старца Хиосского Анфима Вагиену, стал светлой страницей Церкви Христовой."
Некоторые свидетельства
Канон молебный преподобному Никифору Прокаженному>>
Житие преподобного Никифора Прокаженного (перевод с новогреческого)
Остров Крит, давший множество святых, процвел в 1890 году новое чадо Церкви, отца Никифора, который родился в деревне Сирикари и в миру носил имя Николая Тзанакакиса.
Сирикари известно красотой окружающих мест и особо торжественным праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это горное село на севере округа Ханья, со здоровым климатом, прекрасными лесами, богатыми водами, с ущельями и пещерами. Село имеет одну редкую особенность: оно делится на одиннадцать районов, каждый из которых носит имя семейства, поселившегося в нем изначально. Каждая семья воздвигла храм своему небесному покровителю, — вот почему ныне в этом селении тринадцать храмов. Район Костояннидов, где увидел свет маленький Николай, имеет целых три храма: Успения Пресвятой Богородицы, святых Архангелов Михаила и Гавриила и святого Ефрема.
Детские годы
Родители святого, Николай и Гликерия, были благоговейными и простыми людьми. Мать в свое время посетила Святую Землю и погружалась в Иорданские воды. Однако, хотя в семье и царил дух благочестия, Николай не успел вполне воспринять этот дар: в раннем возрасте он лишился и объятий матери, и ласки отца, обретя многие скорби и горечь сиротства. Его вырастил дедушка Иоанн (Янис) Тзанакакис.
Первые знания мальчик получил в сельской народной школе.
Родной дом святого Никифора в Сирикари |
Дедушка привез внука в Ханью и оставил в парикмахерской, чтобы он подрабатывал и одновременно овладевал ремеслом. Это была, конечно, не самая лучшая доля — доля одиного сельского мальчишки в большом городе. Но он оказался таким смышленым, обаятельным, общительным, что все полюбили его.
Именно в этот период в жизнь вошла тяжкая скорбь и горечь страданий: на коже появились первые признаки проказы. Это был знак будущего креста, печать мученичества.
С течением времени болезнь прогрессировала, симптомов становилось все больше.
Проказа или болезнь Хансена, как ее называют по имени норвежского врача, который открыл ее возбудителя, часто упоминается в Священном Писании (Лев. 13:1 — 14: 57, Мф. 8:1 — 14, Лк. 5: 12 — 14 и 17: 12 — 19, Мк. 1: 40 — 44). Прокаженных боялись, их изолировали, относились к ним со страхом и отвращением. Только в последние годы, благодаря развитию медицины и открытию вакцины от этой болезни, их положение изменилось к лучшему.
Святой покровитель прокаженных — священномученик Зотик Сиропитатель (память его совершается 30 декабря).
Многие в те годы страдали проказой. И малые дети, и взрослые, один-два члена каждой семьи, и всех их отвергало общество; они должны были покинуть его, удалиться от своего дома, родины, друзей, родных, даже от собственных детей, если заболевал кто-то из родителей, от братьев и родителей, если больной был ребенком, как это случилось и с Николаем, будущим отцом Никифором. И конечно, такое бегство создавало множество трудностей, доставляло невыносимую боль и имело тяжкие последствия во всей последующей жизни. Страждущим болезнь доставляла венец и славу терпения, здоровым — случай явить любовь и сострадание.
[...]
Обнаружив признаки болезни, юный Николай перепугался и смутился. Внезапно тринадцатилетний подросток распрощался с детством, его радостями и смехом. Он распознал симптомы болезни, потому что о них рассказывали школьные врачи той эпохи. Имел он понятие и о том, что последует со стороны властей: изгнание, изоляция и заключение на острове Спиналонга.
В шестнадцать лет, когда признаки болезни постепенно становились все более явными, чтобы избежать погребения заживо на Спиналонге, Николай тайно и тихо бежал на некоем корабле в Египет и прибыл в Александрию.
Святой Никифор в юности |
Он не хотел быть изгнанными обществом и властями, не желал, чтобы его схватили и отправили на Крит. Нужно было теперь бежать и из этого места, искать другого. Но где и как?
Тогда Николая просветил всеблагой Бог открыть свое горе одному из архиереев. Тот успокоил Николая, поддержал, окружил заботой и пониманием. Одним словом, повел себя, как истинный пастырь. Этот благословенный человек понял, что имеет дело с душой хотя и человека больного, но святой и чистой, необычной, не от мира сего, осененной благодатью Святого Духа.
Поэтому он немедленно связался со святым Анфимом Вагианосом, которого давно знал, и который в то время проходил священническое служение в лепрозории Хиоса. Вкратце описал Николая и его недуг, его нрав и годы жизни в Александрии.
Преподобный Анфим ответил, чтобы Николая немедленно прислали на Хиос.
Так и случилось.
...
Прокаженный на острове Хиос
Владыка снабдил Николая кратким письмом, дал ему билеты на Хиос через Смирну, денег на первое время. Со многой любовью и отеческими молитвами проводил его до корабля и там распрощался.
Николай оставлял Александрию, друзей и все, что ему полюбилось в ней, с тяжелым сердцем. Он ехал к неизвестным людям, в неизвестные места. Опять его ждали перемены, бегство и суета.
...
Преподобный Анфим Хиосский |
Шел 1914-й, молодому человеку исполнилось двадцать четыре.
Преподобный Анфим родился 1 июля 1869 года на Хиосе от благоговейных родителей и имел брата Николая и сестру Каллиопию (в схиме Каллиника). Учиться ему довелось не долго. Склонность к монашеской жизни привела его человеку высоких добродетелей, преподобному старцу Пахомию, чадом которого был и святитель Нектарий Эгинский. Святой Нектарий оказывал своему старцу великое почтение и послушание, как это явствует из его писем. Отец Анфим имел к старцу такое же благоговение и от его руки был пострижен в монашеский образ. Иерейская хиротония последовала в 1910 году, а два года спустя молодой иеромонах назначен окормлять Хиосский лепрозорий, в котором за время турецкого пребывания воцарилась разруха. Великая любовь преподобного Анфима к больным, страждущим телесно и душевно, превратила лепрозорий в маленький рай, полный тенистых и плодовых деревьев, благоухающих кустов и цветов. Даже само местоположение лепрозория оказалось прекрасным: просторным, удобным. Всего здесь было тридцать пять одинаковых домиков. В каждом — по одной большой комнате, маленькой кухонке с краном, печуркой и батареей, и другими подсобными помещениями. Были еще канцелярия, аптека и поварня, а посреди всего — прекрасная небольшая церковка святого Лазаря, в которой хранилась древняя чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Послушание", обретенная отцом Анфимом вскоре после назначения его священником в лепрозорий.
Келейная наследственная икона прп. Анфима Пресвятой Богородицы Помощницы |
Игумения девичьего монастыря Пресвятой Богородицы Помощницы матушка Вриена вкратце поведала о том времени: "Есть нечто в истории отца Никифора, что стало известно всем нам от нашего старца. Лепрозорий требовал тридцать золотых, чтобы принять нового больного, так как здесь содержались только уроженцы Хиоса. И святой Анфим внес эту сумму, взяв ее из тех денег, которые он копил на основание нашего девичьего монастыря. Поэтому отец Никифор и смог остаться на на острове".
Монах близ святого Анфима
В этом благословенном месте для Николая начался новый период доброделания. В течении двух лет старец испытывал его зрелость и готовность к святой и Ангельской схиме, а потом постриг с именем Никифор.
Следующие пятнадцать лет он оставлял нового монаха близ себя, не спуская с него неусыпного отеческого взгляда. Давал советы, наставлял, обучал выстаивать в духовных бранях бдениями, постами и молитвами. Святой видел, что имеет дело с землей доброй и плодоносной, и сеял в нее духовные семена, помогал в борьбе против страстей, помыслов и демонов, с целью стяжания высоких добродетелей.
Новая жизнь отца Никифора принесла один великий и добрый плод: болезнь и все, с нею связанное, отошло на второй план. Но конечно, она давала о себе знать, потому что, к несчастью, поразив бок, распространялась все дальше, прогрессировала, и за неимением нужных лекарств, трансформировала многое на своем пути. Но теперь на первом месте в жизни благоговейного монаха стояла любовь к завоеванию более высоких духовных вершин.
Преподобный Анфим обладал глубокой мудростью. Вот одно из его наставлений. «Молчание! Молчание прекрасно, молчание не раскаивается, ибо говорил один старец: "когда я говорил, раскаивался часто, соблюдая молчание — никогда". Молчание безмятежно, и кто держится его, пребывает мирным и блаженным. Не ублажил Христос ни многословных, ни раздражительных, ни смущающихся, а ублажил творящих мир, кротких и послушливых. Имеющий добродетель проявит ее. Его послушание, терпение, кротость, долготерпение, воздержание станут явными среди других. Если есть у кого-то плоды Святого Духа, они проявятся».
...
Монах близ святого Анфима
В этом благословенном месте для Николая начался новый период доброделания. В течении двух лет старец испытывал его зрелость и готовность к святой и Ангельской схиме, а потом постриг с именем Никифор.
Следующие пятнадцать лет он оставлял нового монаха близ себя, не спуская с него неусыпного отеческого взгляда. Давал советы, наставлял, обучал выстаивать в духовных бранях бдениями, постами и молитвами. Святой видел, что имеет дело с землей доброй и плодоносной, и сеял в нее духовные семена, помогал в борьбе против страстей, помыслов и демонов, с целью стяжания высоких добродетелей.
Преподобный Никифор вскоре после пострига (стоит), преподобный Анфим (сидит) и пациенты лепрозория |
Преподобный Анфим обладал глубокой мудростью. Вот одно из его наставлений. «Молчание! Молчание прекрасно, молчание не раскаивается, ибо говорил один старец: "когда я говорил, раскаивался часто, соблюдая молчание — никогда". Молчание безмятежно, и кто держится его, пребывает мирным и блаженным. Не ублажил Христос ни многословных, ни раздражительных, ни смущающихся, а ублажил творящих мир, кротких и послушливых. Имеющий добродетель проявит ее. Его послушание, терпение, кротость, долготерпение, воздержание станут явными среди других. Если есть у кого-то плоды Святого Духа, они проявятся».
...
Преподобный Никифор (слева) с духовным отцом, преподобным Анфимом Хиосским (справа) |
В это именно время преподобный Никифор восходил от силы в силу. Его послушание святому духовнику было безусловным, подлинным и совершенным. Даже и воду он пил по благословению, как нам поведала игумения Вриена. Трапеза его была строго монашеской, без мяса, по понедельникам, средам и пятницам, а также в Великую Четыредесятницу — и без масла, несмотря на то, что он жил в лечебнице и принимал очень много лекарств.
«Дедуля» — так преподобного Никифора называли в лепрозории. Приготовление его скромной трапезы взяла на себя умелая повариха лечебницы. Она была из беженцев Малой Азии, прежде бесноватая, исцеленная святым Анфимом. Исцеление это произошло так. Родные принесли ее туда, где служил святой, и после Литургии положили на полу в храме. Лукавый дух вопил ее устами: «Все вон!» Молившиеся на Литургии вышли, остались только святой Анфим и отец Никифор.
Она закричала:
— Пусть и Никифор выйдет!
— Нет. Хочу, чтобы он остался, — ответил о. Анфим.
И помолившись о ней, сказал демону:
— Выйди из уст.
— Нет.
— Выйди из глаз.
— Нет.
— Из ушей выйдешь?
— Нет.
— Тогда выходи из мизинца.
Демон вышел, откуда ему приказали, а палец опух и почернел.
Когда женщина исцелилась, она дала обет остаться и работать в лечебнице, когда же лепрозорий закрылся, стала монахиней обители Пресвятой Богородицы Помощницы.
Этот случай рассказывал сам о. Никифор своему маленькому послушнику Федору Яннакису.
Маленький Федор (Федюшка, как его называл отец Никифор), был родом с Хиоса, и в возрасте всего десяти лет заболел проказой. Родные принесли его в лепрозорий. Дедуля Никифор стал его заступником, советчиком, наставником. Всегда присматривал за мальчиком с отеческой любовью, заботой и нежностью. И Федюшка тоже очень любил, почитал и слушался своего Дедулю.
С годами, когда мальчик подрос, они и трудились вместе. Лечебница оделила каждого больного участком земли, и тот, что им достался, они засадили плодовыми деревьями и разбили сад. Кроме того, у пациентов был такой прекрасный обычай: высаживать цветы в баночки из-под консервов и продавать их в магазинчике, который стал весьма популярным. Приходили поселяне и домохозяйки Хиоса и делали покупки.
Это было удивительным и трогательным зрелищем — из изувеченных проказой рук выходило прекрасное цветочное многоцветие, многолетники и рассада.
И отец Никифор занимался тем же, хотя в последнее время он стал хуже видеть, потому что болезнь добралась и до глаз. Бывало, он говорил Федюшке: "Хочешь, я начну обрабатывать делянку, а ты продолжишь — окучишь и прополешь, и так каждый из нас примет участие в общем труде?"
Себе отец Никифор оставлял лишь малую долю фруктов и овощей. Большая и лучшая часть грузилась на ослика и отправлялась отцу Анфиму, в монастырь Пресвятой Богородицы Помощницы, который тот основал, чтобы дать кров многим монахиням.
Святой Анфим начал строительство обители Богородицы Помощницы еще в 1927-м году, и, преодолев многие трудности и препятствия, закончил строительство в 1930-м. Там он поселил монахинь из Малой Азии, которые пришли в Грецию с беженцами во время изгнания 1922-го года, и расселились на острове по разным домам, как странницы. Позже в обитель пришли и многие благословенные души из местных, которые пожелали посвятить свою жизнь Господу. При обители поселился и сам святой Анфим, как настоятель, после того, как оставил место священника в лепрозории.
В те годы, когда в лечебнице жил преподобный Анфим, прежде основания обители, через икону Богородицы "Послушание" совершались многие чудеса. Их записывал отец Никифор, как об этом сообщает монах Феоклит Дионисиатский в своей книге "Преподобный Анфим Хиосский": "Святого монаха Никифора Тзанакакиса Бог просветил фиксировать чудеса Богородицы во славу Свою".
Этот список чудес о. Никифор выслал в письме из Афин 22 июля 1961 года к игумении священной обители. Он писал: "Хочу поделиться некоторыми чудесами святейшего нашего отца, какие помню. Однако знай, госпожа игумения, что я пришел в лепрозорий в 1914 году, а святой наш старец — в 1912-м. Мне неизвестно, что совершалось в эти два года. С тех пор пишу то, что видели мои глаза.
Первое. Блаженнейшая Иустина имела четырнадцать бесов, как свидетельствовали сами эти бесы. Тринадцать вышли, а одного Бог оставил для ее смирения. Теперь она будет напоминать себе, как бегала по полю и взбиралась на гору, как во время Литургии бес старался или задушить ее, или бросить оземь.
Также Стилиана Хаджигеоргиу, сестра Севастии, имела демона и исцелилась.
И один киприот работал на кожевенном заводе, имени его я не припомню, был бесноватым и исцелился".
Далее отец Никифор перечисляет еще многие исцеления, и завершает послание подписью: "С духовной любовью, последнейший из монахов Никифор Тзанакакис".
В этой же книге о взаимоотношениях святых Анфима и Никифора читаем: «В священнодействиях старца сияла чистота преподобной его души, и, когда он совершал Литургию, видел Божественный свет, нисходящий на Святые Дары, что укрепляло в вере и отца Никифора, который никогда не удалялся от отеческого взора все эти годы священнодействия в лепрозории, и не скрывал и самого маловажного дела от своего старца».
В домиках лечебницы размещались по двое-трое. Но отец Никифор жил один, как монах, и молился в ночные часы, совершая метания без числа, пока руки и ноги его не изуродовала болезнь. Подвиги его видел и передал нам его послушник Федюшка, ныне господин Феодор. Он же поведал, что преподобный никогда ни с кем не спорил. Каждый вечер бил он в било храма святого Лазаря, собирая больных, и читал повечерие с акафистом Пресвятой Богородице.
Утром, с помощью одной болящей монахини, совершал утреню. По Воскресеньям и праздникам исполнял обязанности певчего и уставщика. Блаженнейший митрополит Хиосский Пантелеимон Фостинис, который несколько раз слышал его пение, говорил: «Этот монах поет, словно Ангел».
Монахиня Вероника из обители Богородицы Помощницы поведала нам: «В одно из посещений нашего монастыря преподобный Никифор сопровождал святого Анфима, и, находясь в притворе, по просьбе пел «Достойно есть». Монахини сошлись к притвору, слушая и говоря между собой: «Что за ангельский голос?» Но когда певец поднял голову, умолкли, пораженные, от вида ран, покрывавших его лицо.
Этот ангел земной нес еще одну ношу: понемногу мерк для него белый свет, и так пел он множество тропарей и читал Апостол наизусть.
Слепота доставляла отцу Никифору множество неудобств в повседневной жизни. Но она же оживила в нем и нечто более высокое и прекрасное: у него отверзлись мысленные, духовные очи. Те очи, которыми смотрят Ангелы, и которыми зрится Бог, как сказал преподобный Антоний Великий.
Последние годы в Афинах
В 1957-м году Хиоасский лепрозорий закрылся, а больных, в том числе и отца Никифора, отослали в клинику борьбы с лепрой святой Варвары в Афинах. В то время там жил больной монах отец Софроний Саридакис (будущий отец Евмений). В письме к нему, которое привез с собой отец Никифор, святой Анфим Хиосский писал: «Прими это сокровище, что посылает тебе Богородица, от которого получишь великую пользу в житии своем от его жития. Хотя он и малосхимник, но вместе с тем — совершенный монах. И ты станешь совершенным, если послужишь ему до конца жизни».
Отец Евмений, в миру Константин Саридакис, родился 1 января 1931 года в селе Эфья на Крите. Был восьмым и последним ребенком в большой бедной семье. В 1948 году, в возрасте семнадцати лет, оставил мир и вся яже в нем и поступил в обитель святого Никиты на юге Крита. В 1951-м году стал монахом и получил имя Софроний. Болезнь Хансена проказа посетила его, когда он служил в армии — тогда монахи проходили военную службу — и его отправили на лечение в лепрозорий святой Варвары. Благодаря своевременной поставленному диагнозу и удачно подобранной терапии, он совершенно исцелился, хотя болезнь оставила на нем небольшую отметину. Однако он пожелал остаться при лепрозории, близ больных, о которых заботился с усердием и любовью. В 1975-м году рукоположен в священный сан архиепископом Критским Тимофеем, который при хиротонии нарек его Евмением. Уже как иерей из церквушки святых бессребренников и своей келлейки он подал отраду многим и многим душам, приходящих к нему из Афин, со всей Греции, и, конечно, округи. Божественную службу совершал священнолепно, неутомимо, точно, образцово. Как духовник был рассудителен, проницателен и отечески добр. Многие стекались к нему: мирские, монахи, священника, даже архиереи. Он был человеком добросердечным, человеком непрестанной молитвы и послушания, тайного поста, великого борения.
Итак, отец Евмений, как уже сказано, служил преподобному Никифору во всякой нужде: готовил пищу, кормил, прибирался, одевал его. Иногда обувь, которую носил святой, причиняла боль, потому что его разъеденные болезнью стопы стали слишком чувствительными. Он говорил тогда:
— Мне больно, чадо.
А отец Евмений тут же падал к его ногам:
— Прости, дедуля, дедулечка!
Почтение, любовь и благоговение отца Евмения пред лицом своего старца стали притчей во языцех и примером для многих.
Сам преподобный Никифор никогда ничего не требовал, несмотря на всю свою физическую немощь. Его личные качества были совершенно противоположны нраву тех, кто становится придирчивым и требовательным в той же болезни и оправдывающимся ею.
В нем все видели только крайнюю кротость, смирение, послушание, уклонение от каких бы то ни было претензий. Он прилежал непрестанной молитве, с радостью претерпевая все трудности своего положения. За такое терпение Господь даровал ему множество благодатных даров, один из которых — утешение находящихся в печали.
Множество народа стекалось сюда, и это были бездомные, безвестные, изнемогающие от тоски, боли и притеснений, павшие духом. Все эти несчастные, начиная посещать старца, рядом с ним обретали покой и облегчение.
Именитые люди тоже приходили сюда, чтобы обрести молитвенное предстательство и совет. Среди них были: митрополит Лимносский, а позже Триккии и Стагон Дионисий, Левкады и Итаки Никифор, Ахелосский Владыка Евфимий, приснопоминаемые митрополиты: Фессалоникийский Леонид и Халкидский Николай, блаженнейший кафигумен обители Дионисиат на Святой Горе архимандрит Гавриил и многие другие.
Больные клиники находили близ Дедули молитвенное ходатайство, отеческую любовь и заботу. Они надеялись, что он останется среди них подольше. Маленькая бедная каморка ежедневно становилась местом паломничества, настоящей духовной купелью Силоамской.
Один из посетителей писал: "Болящие всегда находили близ него тихий свет, а здоровые, посещая его, получали здравие души и укрепление душевного мира".
Как уже сказано выше, главными деланиями отца Никифора были трезвение, безмолвие и непрестанная умная молитва, которую он знал и которой обладал. Он воспринял ее и был ей обучен духовным отцом, святым Анфимом, который, в свою очередь, был наставлен ей от своего духовника, преподобного Пахомия Хиосского, а он был, как мы уже прежде писали, духовным отцом святителя Нектария Эгинского. Отец Никифор передал ее и научил ей свое духовное чадо, отца Евмения, ведь тот многие годы ожидал кого-то, кто мог бы наставить его в этой молитве.
Митрополит Морфский Неофит, духовное чадо отца Евмения, так сказал об этом: "Батюшка Евмений был монахом обители святого Никиты на Крите. В этом месте напрасно он ждал много лет наставника глубокой монашеской жизни, пока не прибыл солдат, когда он заболел, чтобы переправить его в лепрозорий Афин. Там он жил и подвизался в одиночестве. Там ему приходили помыслы: может быть, он молится неправильно? И он денно-нощно умолял Господа и Госпожу Богородицу, чтобы явили ему человека благодатного и освященного, который бы научил его молитве.
Вот тогда-то и прибыл из Хиоса отец Никифор с письмом от святого Анфима, в котором тот писал: " Прими это сокровище, эту многочестную жемчужину..." И вправду, отец Никифор был как редкая драгоценность, с глубоким познанием, достойный учитель умной молитвы. С тех пор отец Евмений считал Дедулю духовным наставником, до самой кончины его."
Святогорский монах отец Гервасий из монастыря Симонопетра рассказывал: "Около 1960 года мы сопровождали группу детей, одноклассников в клинику святой Варвары. Там мы нашли благочестивого и утешительного старца, отца Никифора, облагодатствованного, богоносного и добродетельного. Как только мы сел, он спросил:
— Чадушки, вы молитесь? И как молитесь?
Мы ответили, что молимся теми молитвами, каким научились.
Тогда он сказал нам:
— Не так, но молитесь молитвой Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Так молитесь. Так будет хорошо.
И показал: неспешно, потихоньку."
"Мы пришли, — добавлял блаженнейший отец Гервасий (почил в ноябре 2000 года) к прокаженным, чтобы утешить их, а они научили нас молиться".
Блаженная кончина
4 января 1964 года, в возрасте 74 лет, преподобный отец наш Никифор предал дух свой в руце Господа. Отпет на следующий день, в канун Богоявления, в храме клиники в честь святых Бессребренников. Погребальное шествие сопровождали многие больные, друзья и посетители усопшего. Похоронен в небольшой усыпальнице для пациентов. Но похороны превратились в священнодействие, напоминающее великое торжество древней Церкви.
Когда мощи подняли из гроба, они благоухали. Согласно с волей Дедули, они перешли во владение и хранение отца Евмения. Тот сберегал их с великим благоговением в кивоте в своей комнате.
«Дедуля» — так преподобного Никифора называли в лепрозории. Приготовление его скромной трапезы взяла на себя умелая повариха лечебницы. Она была из беженцев Малой Азии, прежде бесноватая, исцеленная святым Анфимом. Исцеление это произошло так. Родные принесли ее туда, где служил святой, и после Литургии положили на полу в храме. Лукавый дух вопил ее устами: «Все вон!» Молившиеся на Литургии вышли, остались только святой Анфим и отец Никифор.
Она закричала:
— Пусть и Никифор выйдет!
— Нет. Хочу, чтобы он остался, — ответил о. Анфим.
И помолившись о ней, сказал демону:
— Выйди из уст.
— Нет.
— Выйди из глаз.
— Нет.
— Из ушей выйдешь?
— Нет.
— Тогда выходи из мизинца.
Демон вышел, откуда ему приказали, а палец опух и почернел.
Заброшенный лепрозорий Хиоса в наши дни |
Этот случай рассказывал сам о. Никифор своему маленькому послушнику Федору Яннакису.
Маленький Федор (Федюшка, как его называл отец Никифор), был родом с Хиоса, и в возрасте всего десяти лет заболел проказой. Родные принесли его в лепрозорий. Дедуля Никифор стал его заступником, советчиком, наставником. Всегда присматривал за мальчиком с отеческой любовью, заботой и нежностью. И Федюшка тоже очень любил, почитал и слушался своего Дедулю.
С годами, когда мальчик подрос, они и трудились вместе. Лечебница оделила каждого больного участком земли, и тот, что им достался, они засадили плодовыми деревьями и разбили сад. Кроме того, у пациентов был такой прекрасный обычай: высаживать цветы в баночки из-под консервов и продавать их в магазинчике, который стал весьма популярным. Приходили поселяне и домохозяйки Хиоса и делали покупки.
Это было удивительным и трогательным зрелищем — из изувеченных проказой рук выходило прекрасное цветочное многоцветие, многолетники и рассада.
И отец Никифор занимался тем же, хотя в последнее время он стал хуже видеть, потому что болезнь добралась и до глаз. Бывало, он говорил Федюшке: "Хочешь, я начну обрабатывать делянку, а ты продолжишь — окучишь и прополешь, и так каждый из нас примет участие в общем труде?"
Себе отец Никифор оставлял лишь малую долю фруктов и овощей. Большая и лучшая часть грузилась на ослика и отправлялась отцу Анфиму, в монастырь Пресвятой Богородицы Помощницы, который тот основал, чтобы дать кров многим монахиням.
Святой Анфим начал строительство обители Богородицы Помощницы еще в 1927-м году, и, преодолев многие трудности и препятствия, закончил строительство в 1930-м. Там он поселил монахинь из Малой Азии, которые пришли в Грецию с беженцами во время изгнания 1922-го года, и расселились на острове по разным домам, как странницы. Позже в обитель пришли и многие благословенные души из местных, которые пожелали посвятить свою жизнь Господу. При обители поселился и сам святой Анфим, как настоятель, после того, как оставил место священника в лепрозории.
Обитель Пресвятой Богородицы Помощницы, основанная и построенная преподобным Анфимом Хиосским |
В те годы, когда в лечебнице жил преподобный Анфим, прежде основания обители, через икону Богородицы "Послушание" совершались многие чудеса. Их записывал отец Никифор, как об этом сообщает монах Феоклит Дионисиатский в своей книге "Преподобный Анфим Хиосский": "Святого монаха Никифора Тзанакакиса Бог просветил фиксировать чудеса Богородицы во славу Свою".
Этот список чудес о. Никифор выслал в письме из Афин 22 июля 1961 года к игумении священной обители. Он писал: "Хочу поделиться некоторыми чудесами святейшего нашего отца, какие помню. Однако знай, госпожа игумения, что я пришел в лепрозорий в 1914 году, а святой наш старец — в 1912-м. Мне неизвестно, что совершалось в эти два года. С тех пор пишу то, что видели мои глаза.
Первое. Блаженнейшая Иустина имела четырнадцать бесов, как свидетельствовали сами эти бесы. Тринадцать вышли, а одного Бог оставил для ее смирения. Теперь она будет напоминать себе, как бегала по полю и взбиралась на гору, как во время Литургии бес старался или задушить ее, или бросить оземь.
Также Стилиана Хаджигеоргиу, сестра Севастии, имела демона и исцелилась.
И один киприот работал на кожевенном заводе, имени его я не припомню, был бесноватым и исцелился".
Далее отец Никифор перечисляет еще многие исцеления, и завершает послание подписью: "С духовной любовью, последнейший из монахов Никифор Тзанакакис".
Преподобные Анфим и Никифор Хиосские с иконой Пресвятой Богородицы Помощницы |
В этой же книге о взаимоотношениях святых Анфима и Никифора читаем: «В священнодействиях старца сияла чистота преподобной его души, и, когда он совершал Литургию, видел Божественный свет, нисходящий на Святые Дары, что укрепляло в вере и отца Никифора, который никогда не удалялся от отеческого взора все эти годы священнодействия в лепрозории, и не скрывал и самого маловажного дела от своего старца».
В домиках лечебницы размещались по двое-трое. Но отец Никифор жил один, как монах, и молился в ночные часы, совершая метания без числа, пока руки и ноги его не изуродовала болезнь. Подвиги его видел и передал нам его послушник Федюшка, ныне господин Феодор. Он же поведал, что преподобный никогда ни с кем не спорил. Каждый вечер бил он в било храма святого Лазаря, собирая больных, и читал повечерие с акафистом Пресвятой Богородице.
Утром, с помощью одной болящей монахини, совершал утреню. По Воскресеньям и праздникам исполнял обязанности певчего и уставщика. Блаженнейший митрополит Хиосский Пантелеимон Фостинис, который несколько раз слышал его пение, говорил: «Этот монах поет, словно Ангел».
Монахиня Вероника из обители Богородицы Помощницы поведала нам: «В одно из посещений нашего монастыря преподобный Никифор сопровождал святого Анфима, и, находясь в притворе, по просьбе пел «Достойно есть». Монахини сошлись к притвору, слушая и говоря между собой: «Что за ангельский голос?» Но когда певец поднял голову, умолкли, пораженные, от вида ран, покрывавших его лицо.
Этот ангел земной нес еще одну ношу: понемногу мерк для него белый свет, и так пел он множество тропарей и читал Апостол наизусть.
Слепота доставляла отцу Никифору множество неудобств в повседневной жизни. Но она же оживила в нем и нечто более высокое и прекрасное: у него отверзлись мысленные, духовные очи. Те очи, которыми смотрят Ангелы, и которыми зрится Бог, как сказал преподобный Антоний Великий.
Последние годы в Афинах
В 1957-м году Хиоасский лепрозорий закрылся, а больных, в том числе и отца Никифора, отослали в клинику борьбы с лепрой святой Варвары в Афинах. В то время там жил больной монах отец Софроний Саридакис (будущий отец Евмений). В письме к нему, которое привез с собой отец Никифор, святой Анфим Хиосский писал: «Прими это сокровище, что посылает тебе Богородица, от которого получишь великую пользу в житии своем от его жития. Хотя он и малосхимник, но вместе с тем — совершенный монах. И ты станешь совершенным, если послужишь ему до конца жизни».
Отец Евмений Саридакис |
Итак, отец Евмений, как уже сказано, служил преподобному Никифору во всякой нужде: готовил пищу, кормил, прибирался, одевал его. Иногда обувь, которую носил святой, причиняла боль, потому что его разъеденные болезнью стопы стали слишком чувствительными. Он говорил тогда:
— Мне больно, чадо.
А отец Евмений тут же падал к его ногам:
— Прости, дедуля, дедулечка!
Почтение, любовь и благоговение отца Евмения пред лицом своего старца стали притчей во языцех и примером для многих.
Сам преподобный Никифор никогда ничего не требовал, несмотря на всю свою физическую немощь. Его личные качества были совершенно противоположны нраву тех, кто становится придирчивым и требовательным в той же болезни и оправдывающимся ею.
В нем все видели только крайнюю кротость, смирение, послушание, уклонение от каких бы то ни было претензий. Он прилежал непрестанной молитве, с радостью претерпевая все трудности своего положения. За такое терпение Господь даровал ему множество благодатных даров, один из которых — утешение находящихся в печали.
Множество народа стекалось сюда, и это были бездомные, безвестные, изнемогающие от тоски, боли и притеснений, павшие духом. Все эти несчастные, начиная посещать старца, рядом с ним обретали покой и облегчение.
Именитые люди тоже приходили сюда, чтобы обрести молитвенное предстательство и совет. Среди них были: митрополит Лимносский, а позже Триккии и Стагон Дионисий, Левкады и Итаки Никифор, Ахелосский Владыка Евфимий, приснопоминаемые митрополиты: Фессалоникийский Леонид и Халкидский Николай, блаженнейший кафигумен обители Дионисиат на Святой Горе архимандрит Гавриил и многие другие.
Больные клиники находили близ Дедули молитвенное ходатайство, отеческую любовь и заботу. Они надеялись, что он останется среди них подольше. Маленькая бедная каморка ежедневно становилась местом паломничества, настоящей духовной купелью Силоамской.
Один из посетителей писал: "Болящие всегда находили близ него тихий свет, а здоровые, посещая его, получали здравие души и укрепление душевного мира".
Как уже сказано выше, главными деланиями отца Никифора были трезвение, безмолвие и непрестанная умная молитва, которую он знал и которой обладал. Он воспринял ее и был ей обучен духовным отцом, святым Анфимом, который, в свою очередь, был наставлен ей от своего духовника, преподобного Пахомия Хиосского, а он был, как мы уже прежде писали, духовным отцом святителя Нектария Эгинского. Отец Никифор передал ее и научил ей свое духовное чадо, отца Евмения, ведь тот многие годы ожидал кого-то, кто мог бы наставить его в этой молитве.
Отец Евмений |
Преподобный Никифор в последние годы жизни |
Святогорский монах отец Гервасий из монастыря Симонопетра рассказывал: "Около 1960 года мы сопровождали группу детей, одноклассников в клинику святой Варвары. Там мы нашли благочестивого и утешительного старца, отца Никифора, облагодатствованного, богоносного и добродетельного. Как только мы сел, он спросил:
— Чадушки, вы молитесь? И как молитесь?
Мы ответили, что молимся теми молитвами, каким научились.
Тогда он сказал нам:
— Не так, но молитесь молитвой Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Так молитесь. Так будет хорошо.
И показал: неспешно, потихоньку."
"Мы пришли, — добавлял блаженнейший отец Гервасий (почил в ноябре 2000 года) к прокаженным, чтобы утешить их, а они научили нас молиться".
Блаженная кончина
4 января 1964 года, в возрасте 74 лет, преподобный отец наш Никифор предал дух свой в руце Господа. Отпет на следующий день, в канун Богоявления, в храме клиники в честь святых Бессребренников. Погребальное шествие сопровождали многие больные, друзья и посетители усопшего. Похоронен в небольшой усыпальнице для пациентов. Но похороны превратились в священнодействие, напоминающее великое торжество древней Церкви.
Когда мощи подняли из гроба, они благоухали. Согласно с волей Дедули, они перешли во владение и хранение отца Евмения. Тот сберегал их с великим благоговением в кивоте в своей комнате.
Блаженнейший Евмений говаривал: "Дедуля мой здесь, со мной", и, вынимая кивот со святыми мощами, которые благоухали неизреченно, часто окуривал их фимиамом. Таким образом он проявлял то великое благоговение, то глубокое почитание и ту безмерную любовь, которые питал к своему духовному отцу.
В книге "Святой Анфим Хиосский" на с. 55 читаем: "Когда блаженный сей прокаженный почил о Господе в 1964 году и переселился на лоно Авраамово, словно другой Лазарь, религиозные журналы напечатали некрологи, один из которых мы приводим ниже.
Святой прокаженных
В Афинском лепрозории святой Варвары жил святой. В первую неделю нового года он преселился к новой жизни, к вечности. В нищенской каморке провел годы и годы отец Никифор Тзанакакис, неизвестный миру, близко известный Ангелам и святым.
Неимущий монах, прокаженный, слепой, и к тому же парализованный.
Однако сомкнутые очи излучали чистоту, а с дрожащих уст не сходила небесная улыбка до последнего вздоха...
Монах Никифор, духовный питомец благоговейного старца Хиосского Анфима Вагиену, стал светлой страницей Церкви Христовой."
Некоторые свидетельства
***
Федор Яннакис ("Федюшка"), о котором рассказано выше, говорил: "Я покинул Хиос первого июня 1950 года и переселился в Афинский лепрозорий св. Варвары. Старец приехал сюда через семь лет. Перевели и других больных, но именно отец Никифор был для меня дорогим, сочувствующим мне человеком, моим утешением. Я входил в его палату и присаживался. Молитвы и советы, которые он мне дарил, оказались многоценным сокровищем для всей моей последующей жизни. Он был достоин любви".
***
Блаженный Харлампий Манидакис, один из пациентов Афинского лепрозория и человек большой добродетели, говорил: "Я часто приходил в келлейку Дедули, чтобы отдохнуть душой рядом с ним. В то время как она был незрячим, а часто и парализованным, с ранами, болями, сам никогда не выказывал неудовольствия и не роптал, а нас утешал и успокаивал. Был очень ласков, мягок и улыбчив".
Надеюсь добавить другие свидетельства.
Чудеса
О чудесном стоянии на молитве
Отец Евмений рассказывал, что однажды вечером, как только он приготовил отца Никифора ко сну, тоже ушел к себе отдохнуть. Но сон не шел. К тому же его мучило беспокойство, все ли он сделал как следует и хорошо ли закрыл заслонку печи. Все эти помыслы тревожили его.
В конце концов он встал и отправился к Дедуле. Чтобы не побеспокоить его, если он уже уснул, отец Евмений не стал стучать в дверь и не стал говорить "Молитвами отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас", как это принято у монахов, и не стал дожидаться ответа "Аминь", а осторожно приоткрыл дверь.
И что же он видит?
Отца Никифора, стоящего на воздухе примерно на метр от пола с воздетыми на молитве руками. Лицо его сияло, как солнце.
Пораженный увиденным, отец Евмений, не произнося ни слова, тихо затворил дверь и пошел в свою келью. Там он упал лицом в землю и плакал, воздыхая, боясь, что огорчил Дедулю тем, что, не постучав, оказался невольным свидетелем его чудесного стояния. Но вместе плакал он и от радости, ибо видел собственными глазами, сколь велик и добродетелен его духовный отец.
Утром, придя исполнить свое обычное служение, он сделал покаянный земной поклон и просил прощения за свою оплошность.
Но преподобный Никифор с улыбкой простил его сразу же и просил никому не открывать то, что он видел.
Обличение
Константин М., житель Афин, поведал следующее.
Июньским вечером 2002 года я увидел сон, что нахожусь в доме с двумя комнатами. В одной — Дедуля, отец Никифор, в другой я, с кем-то громко и энергично разговариваю.
Вскоре вхожу в комнату Дедули и говорю ему радостно:
— Добрый день, мой дедуля.
И, наклоняясь с благоговением, целую его руку.
Тогда он спокойно, с отеческой заботой ясно произносит:
— Чадо мое, с твоим язвенным колитом нужно быть поспокойнее, потише. Видишь, как хороша зима? Это потому, что она такая тихая!
Мне пришел помысел: как ясно говорит дедуля! Потом он умолк и вышел.
Когда я проснулся, сразу же набрал номер духовника и открыл ему все.
Он мне сказал:
— Дедуля был тот, кто явился тебе и посоветовал нечто для искоренения твоей многолетней немощи. Это случилось от многой твоей любви и благоговения к нему.
Интересно, что и врачи тем, кто страдает от подобной болезни, советуют покой, которого мне совершенно недоставало.
О помощи парализованному
Эту историю рассказал господин Артемидис Феодоридис.
С моим сыном Анастасием произошло серьезное несчастье. Когда он нырял в море, то ударился головой на глубине, стукнулся затылочной частью. Его совершенно парализовало.
Мы переправили его в больницу, но вмешательство врачей оказалось неудачным.
Эти скверные новости немедленно облетели всех родных, друзей и знакомых.
Я ежедневно ходил в клинику. В один из дней мне позвонила знакомая, госпожа Мария:
— Хочу посетить Анастасия. Принесу с собой частицу мощей преподобного Никифора Прокаженного.
Я с радостью ожидал часа нашего посещения.
Когда мы вошли в палату Анастасия, госпожа Мария сказала, ему, что принесла мощи для поклонения, чтобы он призвал преподобного Никифора и скоро помог.
Когда мы приблизились к изголовью кровати, чтобы сын приложился, почувствовали сладкое благоухание.
Когда все мы приложились к святыне, госпожа Мария сказала мне, что может оставить ее на три дня. Потом мы вышли из палаты, потому что сын выглядел усталым и хотел спать.
В какой-то момент сын открыл глаза и спросил:
— Папа, что это за дедушка растирает мне ноги?
Я в недоумении отвечал:
— Никого нет. Спи.
И снова он спросил:
— Вон там, разве ты не видишь?
И показал на свои ноги.
А после добавил.
— Ушел дедушка.
Когда я услышал эти слова, ужаснулся.
Это произошло летом 2009 года, в начале июля.
Тасос пошел на поправку с помощью святого Никифора и сейчас находится в Германии на физиотерапии.
Всегда буду благодарить и славить всем сердцем святого Никифора за то добро, которое он сделал моему сыну.
Память святого 4 января по новому стилю.
Надеюсь добавить другие свидетельства.
Чудеса
О чудесном стоянии на молитве
Чудо моления преподобного Никифора на воздусе |
В конце концов он встал и отправился к Дедуле. Чтобы не побеспокоить его, если он уже уснул, отец Евмений не стал стучать в дверь и не стал говорить "Молитвами отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас", как это принято у монахов, и не стал дожидаться ответа "Аминь", а осторожно приоткрыл дверь.
И что же он видит?
Отца Никифора, стоящего на воздухе примерно на метр от пола с воздетыми на молитве руками. Лицо его сияло, как солнце.
Пораженный увиденным, отец Евмений, не произнося ни слова, тихо затворил дверь и пошел в свою келью. Там он упал лицом в землю и плакал, воздыхая, боясь, что огорчил Дедулю тем, что, не постучав, оказался невольным свидетелем его чудесного стояния. Но вместе плакал он и от радости, ибо видел собственными глазами, сколь велик и добродетелен его духовный отец.
Утром, придя исполнить свое обычное служение, он сделал покаянный земной поклон и просил прощения за свою оплошность.
Но преподобный Никифор с улыбкой простил его сразу же и просил никому не открывать то, что он видел.
Обличение
Константин М., житель Афин, поведал следующее.
Июньским вечером 2002 года я увидел сон, что нахожусь в доме с двумя комнатами. В одной — Дедуля, отец Никифор, в другой я, с кем-то громко и энергично разговариваю.
Вскоре вхожу в комнату Дедули и говорю ему радостно:
— Добрый день, мой дедуля.
И, наклоняясь с благоговением, целую его руку.
Тогда он спокойно, с отеческой заботой ясно произносит:
— Чадо мое, с твоим язвенным колитом нужно быть поспокойнее, потише. Видишь, как хороша зима? Это потому, что она такая тихая!
Мне пришел помысел: как ясно говорит дедуля! Потом он умолк и вышел.
Когда я проснулся, сразу же набрал номер духовника и открыл ему все.
Он мне сказал:
— Дедуля был тот, кто явился тебе и посоветовал нечто для искоренения твоей многолетней немощи. Это случилось от многой твоей любви и благоговения к нему.
Интересно, что и врачи тем, кто страдает от подобной болезни, советуют покой, которого мне совершенно недоставало.
О помощи парализованному
Эту историю рассказал господин Артемидис Феодоридис.
С моим сыном Анастасием произошло серьезное несчастье. Когда он нырял в море, то ударился головой на глубине, стукнулся затылочной частью. Его совершенно парализовало.
Мы переправили его в больницу, но вмешательство врачей оказалось неудачным.
Эти скверные новости немедленно облетели всех родных, друзей и знакомых.
Я ежедневно ходил в клинику. В один из дней мне позвонила знакомая, госпожа Мария:
— Хочу посетить Анастасия. Принесу с собой частицу мощей преподобного Никифора Прокаженного.
Я с радостью ожидал часа нашего посещения.
Когда мы вошли в палату Анастасия, госпожа Мария сказала, ему, что принесла мощи для поклонения, чтобы он призвал преподобного Никифора и скоро помог.
Когда мы приблизились к изголовью кровати, чтобы сын приложился, почувствовали сладкое благоухание.
Когда все мы приложились к святыне, госпожа Мария сказала мне, что может оставить ее на три дня. Потом мы вышли из палаты, потому что сын выглядел усталым и хотел спать.
В какой-то момент сын открыл глаза и спросил:
— Папа, что это за дедушка растирает мне ноги?
Я в недоумении отвечал:
— Никого нет. Спи.
И снова он спросил:
— Вон там, разве ты не видишь?
И показал на свои ноги.
А после добавил.
— Ушел дедушка.
Когда я услышал эти слова, ужаснулся.
Это произошло летом 2009 года, в начале июля.
Тасос пошел на поправку с помощью святого Никифора и сейчас находится в Германии на физиотерапии.
Всегда буду благодарить и славить всем сердцем святого Никифора за то добро, которое он сделал моему сыну.
Память святого 4 января по новому стилю.
Акафист преподобному Никифору Прокаженному
Источники и литература:
1. Служба преподобному и богоносному отцу нашему Никифору прокаженному, чудотворцу с молебным каноном, акафистом и житием. Издание св. каливы Успения Богородицы и скита Кутлумуш. Святая гора.
2. Монахиня Христофора. Святой Анфим Хиосский, чудотворец. Издание священного монастыря святого Кендея, Аммохосту, Кипр. 2002 г.
3. Житие и чудеса преподобного Никифора Прокаженного. Издание св. каливы Успения Богородицы и скита Кутлумуш. Святая гора.
4. Η μακαριστή Γερόντισσα Βρυαίνη, Καθηγουμένη της Ιεράς Μονής Παναγίας Βοηθείας Χίου.
5. Ο άγιος Άνθιμος της Χίου (1869-1960) Ο ησυχαστής, ο φιλάνθρωπος, ο ομολογητής.
6. Γέροντας Ευμένιος Σαριδάκης. Ενας σύγχρονος κρυφός άγιος των ημερών μας (1931 – 1999)
Источники и литература:
1. Служба преподобному и богоносному отцу нашему Никифору прокаженному, чудотворцу с молебным каноном, акафистом и житием. Издание св. каливы Успения Богородицы и скита Кутлумуш. Святая гора.
2. Монахиня Христофора. Святой Анфим Хиосский, чудотворец. Издание священного монастыря святого Кендея, Аммохосту, Кипр. 2002 г.
3. Житие и чудеса преподобного Никифора Прокаженного. Издание св. каливы Успения Богородицы и скита Кутлумуш. Святая гора.
4. Η μακαριστή Γερόντισσα Βρυαίνη, Καθηγουμένη της Ιεράς Μονής Παναγίας Βοηθείας Χίου.
5. Ο άγιος Άνθιμος της Χίου (1869-1960) Ο ησυχαστής, ο φιλάνθρωπος, ο ομολογητής.
6. Γέροντας Ευμένιος Σαριδάκης. Ενας σύγχρονος κρυφός άγιος των ημερών μας (1931 – 1999)
Спаси Господи! СВ. Никифор, моли Бога о нас!
ОтветитьУдалитьПожалуйста, напишите, где можно найти Молебный Канон и Акафист Св. Никифору Прокаженному.
Спасибо!
Канон молебный тут: https://drive.google.com/file/d/1X8Mo1rJEJbowzVRHaDgRSbc-W2gPOxp4/view
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСвятый угодниче Бжий моли Бога о нас грешных
ОтветитьУдалитьА где купить на древнегреческом?
ОтветитьУдалитьВ Греции, полагаю.
УдалитьУ меня есть книга со службой, начала перевод молебного канона. Как будет готов, выложу.
Автор блога
Христос воскресе! А можно узнать, был ли переведен канон? И нет ли оригинала в электронном виде?
УдалитьВоистину воскресе!
УдалитьНасколько я знаю, ни канон молебный, ни акафист, ни служба не были переведены.
Помимо греческой книги со всеми последованиями, которая есть у меня, нашла в сети два молебных канона.
Например, здесь: https://proseuxi.gr/paraklitikos-kanon-osiou-nikiforou-leprou/
Или сами забейте в поисковую строку (желательно, в гугле): παράκληση αγίου του Νικηφόρου του λεπρου.
Этот же канон сейчас перевожу из Афонского издания. Осталось две песни. Если сами будете переводить, дайте знать, пожалуйста, чтобы мне не делать лишней работы.
Вот молебный канон, доделала:
Удалитьhttps://drive.google.com/file/d/1X8Mo1rJEJbowzVRHaDgRSbc-W2gPOxp4/view
Святой Никифоре Прокаженный ...твоими молитвами защити род людской от болезни корона вируса...Помилуй нас грешных...и помоги дочери задать ОГЭ...
ОтветитьУдалитьПомоги...Отче!
Преподобный и богоносный отец наш Никифоре Прокаженный, моли Бога о нас грешных! Преподобный и богоносный отец наш Никифоре Прокаженный, моли Бога обо мне грешном болящем рабе Божием Владимире и умоли Господа простить мне грехи мои и помощи в исцелении от хворей, немощей и болезней телесных и душевных!
ОтветитьУдалитьПреподобный и прокаженный. Отче наш. Никифоре моли. Господа. Бога о прощении грехов .. и избавление от тяжких болезней р.б! Елену со чадами и сродников спастися душам нашим.
ОтветитьУдалитьСвятой и преподобный отче наш Никифоре прокаженный моли Бога о мне недостойном и грешном рабе Божием Георгие. Исцели меня от язв душевных и телесных. Помогай нам р.б.Георгию,Валентине со чадами. Благодарю.
ОтветитьУдалитьПРЕПОДОБНИЙ ОТЧЕ НИКИФОРЕ ПРОКАЖЕННТИЙ МОЛИ БОГА О МНЕ РАБЕ БОЖЕЙ ИРИНЕ!!!
ОтветитьУдалитьСвятой отче никифоре моли бога о нас Викторе любови дочке татиане со ,защита
ОтветитьУдалитьчадами
Святый отче Никифоре прокаженных, моли Бога о нас грешных: б.Людмилы,б.Павла
ОтветитьУдалитьСлава Богу за всё! Господи Иисусе Христе помилуй нас!!!
ОтветитьУдалитьПрошу, пожалуйста,выложите что нибудь из молитв преподобному.
ОтветитьУдалитьПеревожу с греческого. Немножечко подождите, надеюсь, скоро закончу.
УдалитьВот здесь молебный канон
Удалитьhttps://drive.google.com/file/d/1X8Mo1rJEJbowzVRHaDgRSbc-W2gPOxp4/view?usp=sharing
Дивен Бог во святых Своих!
ОтветитьУдалитьПреподобний отче наш никифоре, благодатію господа нашего ісуса христа,моли бога о нас грешних,прокажених,сліпих, хромих і неблагодарних.м
ОтветитьУдалитьПреподобный отче наш никифоре,моли бога о нас грешных,прокаженных, слепых и хромых.
ОтветитьУдалитьСпаси Вас Господь за труды Спасительные! А как можно с Вами связаться?
ОтветитьУдалитьНа главной есть окошко "я к вам пишу". Или оставьте в комментарии Вашу почту, сообщение я удалю и напишу Вам.
УдалитьСвятый преподобный отче Никифоре! Моли Милостивого Бога о нас грешных! Научи нас молиться,как ты сам молился,научи терпению,молчанию и Любви!
ОтветитьУдалитьСвятой преподобный отче Никифора моли милостивого Бога о нас грешных всего наилучшего города Горишни Плавни в Полтавской области.Избиви весь наш городок от короновируса,без потерь.
ОтветитьУдалитьЧтобы каждый выздоровел и не умер.
Помого мне и моей МАМЕ выздороветь
Прошу Святого Преподобного Никифора придти и исцелить Ксению от Коронавируса.
ОтветитьУдалитьПреподобный отче наш Никифора моли бога о болящем отроке Данииле,Юрие, Марине Татианы и Ангелине Исцели от короновируса.
ОтветитьУдалитьКак много страданий! И какое терпение и добродушие! Помоги же нам Господи быть такими!🙏
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Подскажите есть ли возможность скачать канон преподобному Никифору Прокаженному в формате word или txt? Я выпускаю Православный календарь на Android, и пользователи просят добавить канон, а c доступного pdf файла из-за кодировки нет возможности нормально скопировать текст. Моя почта разработчика oleksandr.kotyuk@gmail.com.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Отправила файлы word на Вашу почту.
УдалитьСпаси Бог!
УдалитьПреподобньій отче Никифоре, моли Бога о нас болящих и грешньіх Светлане, Дмитрии,бол. Ксении. Прииди пожалуйста и исцели нас от коронавируса. Благодарим покорно. Научи нас твоей мудрости и смирению.
ОтветитьУдалитьИ я прошу, если возможно, Канон и Акафист преподобному Никифору, выслать на мою почту.
ОтветитьУдалитьБлагодарю.
Давайте электронный адрес, вышлю!
УдалитьА вообще канон и акафист выложены здесь же:
https://ermyinia.blogspot.com/2020/12/blog-post.html
http://ermyinia.blogspot.com/2020/05/blog-post_11.html
Там же лежат пдф файлы, если Вам они нужны.
Что же все-таки это это - здоровье? Как его для представить? Есть большое определений - от детского «Здоровье - это когда ничто не хворает» до научного, сформулированного Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это не только отсутствие хвори и немощи, а состояние полного физического, психического и общественного благоденствия». Для большинства людей здоровье - это обычное состояние, коие мы обычно не сознаем либо не обращаем на него внимание, как мы не мыслим о собственном дыхании, о том, как бьется сердце. Кто-то мудро сказал: «Ощущение самочувствия приобретается только последствии перенесенной заболевания» cdmarf. Эта его «незаметность» возможность появиться причиной бездумного отношения к собственному здоровью, которое оказывается губительным для множества.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Тропарь "Пло́ти твоея́ прокаже́ние/.." опубликованный в "Большом Тропарионе" это Ваш перевод?
ОтветитьУдалитьДобрый день!
УдалитьДа.