по источникам до 1917 года
Успенский Бахчисарайский скит или Панагия
В монастырскую усадьбу (сад) — въезд через широкие ворота. Дорога идет по аллее из каштановых деревьев. Монастырские постройки лепятся с правой стороны у отвесной скалы, многие кельи, главная соборная церковь во имя Успения Богородицы и церковь свв. Константина и Елены находится в нише под отвесной скалой. Всех церквей — пять. У дома игумена — фонтан, возле которого — две огромные, найденные в земле, древние амфоры.
Немного выше новой церкви и далее расположенной часовни (идти под самой скалой) тропинка приводит к высеченной в отвесной скале лестнице, ведущей на верх той скалы, к которой вырублены церкви и кельи. Отсюда открывается живописный вид на ущелье, где находится монастырь, на Бахчисарай и Чуфут-Кале.
На старинном монастырском кладбище есть несколько древних греческих памятников, тут же похоронены некоторые участники Севастопольской обороны (барон Вревский, Вемарн).
Вокруг монастыря — большой старинный сад с вековыми конскими каштанами и грецкими орехами. Татары назвают скит "Майрем Анай" (Мать Мария).
По оставшимся пещерам, служившим жилищем, и по множеству находимых здесь погребений, можно заключить, что здесь было греческое поселение, именуемое Марианополем от находившейся в скале явленной иконы Богоматери.
Об этом поселке упоминается в "Книге Большого Чертежа" 16 века. Русские послы, посетившие Бахчисарайского хана в 1625 году, молились иконе Богоматери в Мариином поселке. Но не одни крымские христиане глубоко чтили свою Марианопольскую святыню, ее почитали и возжигали свечи перед ней ханы и все местное мусульманское поселение.
Время явления этой иконы, надо полагать — 15 век, а устройство первой малой пещерной церкви в 3 или 4 веке, когда христиане укрывались от преследования язычников в горы и вертепы, в леса и скалы, и там устраивали для себя молитвенные дома и храмы.
О чудесном явлении иконы Богоматери рассказывает местное народное предание. Существует две редакции предания. По первой — в горах, где теперь скит, появился великий змей, уничтожающий и людей, и скот. Население в страхе разбежалось, но греки и генуэзцы молили Богоматерь об избавлении от несчастья. Однажды ночью жители местечка увидели на крутой скале горящую свечу. Привлеченные ее видением, они высекли в стене лестницу, и приблизившись к свече, увидели, что она стоит перед образом Богоматери, а за ним — пораженным страшного змея. И началось молитвенное паломничество не только греков и генуэзцев, но и иноверцев-татар к святому образу.
Другое предание гласит: " В давно минувшие времена, пастух одного князька Топарха по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг, и увидел здесь на скале саженях в десяти от земли икону Богоматери, а перед нею — свечу. Пораженный чудесным видением, он тотчас дал знать о том своим начальникам, и когда дошла о сем весть до самого князя, то, по его приказанию, новоявленная икона взята была с высоты и перенесена в его дом, находившийся в окрестных горах.
Не смотря на благоговение, с коим принята была сия икона хозяином дома, на другой день, ее не оказалось в доме княжеском, — она опять стояла на прежнем месте на скале. Тоже самое повторилось в другой раз, когда, не смотря на прежний опыт, вздумали снять опять икону со скалы, тогда невольно уже все поняли и увидели, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик Ее находился в другом каком-либо месте, кроме той самой скалы, где он явился.
Не медля, решились устроить обширный храм в самой той скале, напротив мета, которое ознаменовано было чудесным явлением святой иконы. Для этого изсекли внутри скалы обширную пещеру, а снаружи — лестницу у ней, и в этой пещере с храмом поместили новоявленную икону.
В XVI веке эта скала стала церковью и именовалась уже монастырем, и потом была кафедрой Готфских епископов, и при ней поселилось целое селение с именем Марианополя.
В конце XVI века (1596 г.) монастырь бедствует и посылает в Москву за милостыней инока-грека Пасхалия.
Отсюда вышел в 1778 году с греками-соплеменниками Готфийский митрополит Игнатий с чудотворной этой и Георгиевской иконами, всей церковной утварью и имуществом церковным, в бывшую тогда Азовскую, а впоследствии переименованную Екатеринославсвую губению (1778 г.), где населил 20 селений и основал город Мариуполь при впадении речки Калмиус в Азовское море.
В 1769 году Владыка Игнатий стал приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавил в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру.
Семь трудных лет управлял своей кафедрой близ Марионополя святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство Крымских христиан. После Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.
Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –"бриллиантовой панагией".
По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению Митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, где и основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.
По удалении отсюда греков и всей церковной утвари, храм оставался в запустении без священнослужения. Но это продолжалось недолго, сам Промысл Божий устроил это дело так. На южный берег Крыма приехал в Кучук-Ламбат из Анатолии греческий священник Константин Спир-оглу. Хан Крымский, узнав о сем, пригласил его к себе, и, дав средства к жизни, приказал продолжать служение для оставшихся в Бахчисарае греков-христиан. Поскольку у священника этого оказалось с собой все нужное для богослужения, взятое им из Анатолии, то он и продолжал в этой скале или храме, богослужение, и в то же время, попеременно служил и в селе Манушах, где также оставлен был храм и были при нем греки-христиане. Так продолжалось до присоединения Крыма к России.
Храм Успенский сделался храмом приходским для греков и русских воинов, вблизи Бахчисарая расположенных в своих военных лагерях. Воины наши и украсили этот храм и снабдили всем нужным: устроили иконостас с царскими вратами, расширили вдвое внутреннее пространство, а староста грек Калига устроил лестницы, крыльца и на контрофорсах — балконы перед церковью.
Приазовския земли Заступнице/ и града Мариуполя благословение/ православия чистото и укрепление,/ всех молящихся Тебе спасение,/ Мати Божия Пречистая,/ моли Христа Бога нашего// избавити от бед и спасти души наша.
Вторый Моисей явился еси, / святителю отче Игнатие, / той бо избранный народ спасл есть от рабства египетскаго, / ты же христиан избавил еси от мучительства агарянскаго, / сего ради в вышних венцем славы украшен. / Моли Христа Бога всей державе нашей / и граду твоему в мире спастися.
Продолжение следует
Успенский Бахчисарайский скит или Панагия
В монастырскую усадьбу (сад) — въезд через широкие ворота. Дорога идет по аллее из каштановых деревьев. Монастырские постройки лепятся с правой стороны у отвесной скалы, многие кельи, главная соборная церковь во имя Успения Богородицы и церковь свв. Константина и Елены находится в нише под отвесной скалой. Всех церквей — пять. У дома игумена — фонтан, возле которого — две огромные, найденные в земле, древние амфоры.
Гравюра конца XIX века с видом Бахчисарая |
Немного выше новой церкви и далее расположенной часовни (идти под самой скалой) тропинка приводит к высеченной в отвесной скале лестнице, ведущей на верх той скалы, к которой вырублены церкви и кельи. Отсюда открывается живописный вид на ущелье, где находится монастырь, на Бахчисарай и Чуфут-Кале.
На старинном монастырском кладбище есть несколько древних греческих памятников, тут же похоронены некоторые участники Севастопольской обороны (барон Вревский, Вемарн).
Вокруг монастыря — большой старинный сад с вековыми конскими каштанами и грецкими орехами. Татары назвают скит "Майрем Анай" (Мать Мария).
По оставшимся пещерам, служившим жилищем, и по множеству находимых здесь погребений, можно заключить, что здесь было греческое поселение, именуемое Марианополем от находившейся в скале явленной иконы Богоматери.
Об этом поселке упоминается в "Книге Большого Чертежа" 16 века. Русские послы, посетившие Бахчисарайского хана в 1625 году, молились иконе Богоматери в Мариином поселке. Но не одни крымские христиане глубоко чтили свою Марианопольскую святыню, ее почитали и возжигали свечи перед ней ханы и все местное мусульманское поселение.
Время явления этой иконы, надо полагать — 15 век, а устройство первой малой пещерной церкви в 3 или 4 веке, когда христиане укрывались от преследования язычников в горы и вертепы, в леса и скалы, и там устраивали для себя молитвенные дома и храмы.
Мариопольская (Мариупольская), Бахчисарайская икона Пресвятой Богородицы |
Другое предание гласит: " В давно минувшие времена, пастух одного князька Топарха по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг, и увидел здесь на скале саженях в десяти от земли икону Богоматери, а перед нею — свечу. Пораженный чудесным видением, он тотчас дал знать о том своим начальникам, и когда дошла о сем весть до самого князя, то, по его приказанию, новоявленная икона взята была с высоты и перенесена в его дом, находившийся в окрестных горах.
Белые скалы в окрестностях монастыря |
Не смотря на благоговение, с коим принята была сия икона хозяином дома, на другой день, ее не оказалось в доме княжеском, — она опять стояла на прежнем месте на скале. Тоже самое повторилось в другой раз, когда, не смотря на прежний опыт, вздумали снять опять икону со скалы, тогда невольно уже все поняли и увидели, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик Ее находился в другом каком-либо месте, кроме той самой скалы, где он явился.
Соборный храм обители, вырубленный в скале. Здесь хранится список чудотворной иконы |
Не медля, решились устроить обширный храм в самой той скале, напротив мета, которое ознаменовано было чудесным явлением святой иконы. Для этого изсекли внутри скалы обширную пещеру, а снаружи — лестницу у ней, и в этой пещере с храмом поместили новоявленную икону.
В XVI веке эта скала стала церковью и именовалась уже монастырем, и потом была кафедрой Готфских епископов, и при ней поселилось целое селение с именем Марианополя.
В конце XVI века (1596 г.) монастырь бедствует и посылает в Москву за милостыней инока-грека Пасхалия.
Свт. Игнатий Мариупольский. Мозаика у подножия лестницы к соборному храму Бахчисарайского монастыря |
Отсюда вышел в 1778 году с греками-соплеменниками Готфийский митрополит Игнатий с чудотворной этой и Георгиевской иконами, всей церковной утварью и имуществом церковным, в бывшую тогда Азовскую, а впоследствии переименованную Екатеринославсвую губению (1778 г.), где населил 20 селений и основал город Мариуполь при впадении речки Калмиус в Азовское море.
В 1769 году Владыка Игнатий стал приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона, и возглавил в Тавриде Готфейско-Кафайскую кафедру.
Семь трудных лет управлял своей кафедрой близ Марионополя святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство Крымских христиан. После Божественной Литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.
Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –"бриллиантовой панагией".
По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению Митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь, где и основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.
По удалении отсюда греков и всей церковной утвари, храм оставался в запустении без священнослужения. Но это продолжалось недолго, сам Промысл Божий устроил это дело так. На южный берег Крыма приехал в Кучук-Ламбат из Анатолии греческий священник Константин Спир-оглу. Хан Крымский, узнав о сем, пригласил его к себе, и, дав средства к жизни, приказал продолжать служение для оставшихся в Бахчисарае греков-христиан. Поскольку у священника этого оказалось с собой все нужное для богослужения, взятое им из Анатолии, то он и продолжал в этой скале или храме, богослужение, и в то же время, попеременно служил и в селе Манушах, где также оставлен был храм и были при нем греки-христиане. Так продолжалось до присоединения Крыма к России.
Храм Успенский сделался храмом приходским для греков и русских воинов, вблизи Бахчисарая расположенных в своих военных лагерях. Воины наши и украсили этот храм и снабдили всем нужным: устроили иконостас с царскими вратами, расширили вдвое внутреннее пространство, а староста грек Калига устроил лестницы, крыльца и на контрофорсах — балконы перед церковью.
В 1850 году 15 августа Святейший Синод возобновил обитель, основав здесь скит во имя Успения Божией Матери.
Тропарь пред Бахчисарайской (Мариупольской) иконой Богородицы, глас 4:
Приазовския земли Заступнице/ и града Мариуполя благословение/ православия чистото и укрепление,/ всех молящихся Тебе спасение,/ Мати Божия Пречистая,/ моли Христа Бога нашего// избавити от бед и спасти души наша.
Тропарь свт. Игнатию Мариупольскому, митрополиту Готфейскому и Кафайскому, глас 4:
Вторый Моисей явился еси, / святителю отче Игнатие, / той бо избранный народ спасл есть от рабства египетскаго, / ты же христиан избавил еси от мучительства агарянскаго, / сего ради в вышних венцем славы украшен. / Моли Христа Бога всей державе нашей / и граду твоему в мире спастися.
Продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий