Священномученик Власий из Склавен в окружении братии монастыря, пострадавшей вместе с ним |
Сведения о священномученике Власие из Склавен и иже с ним пострадавших
Перевод с новогреческого
Это святой Власий из Склавен!<*>
Преподобный Паисий Святогорец |
Это небесное посещение вызвало в смиренной душе преподобного священный ужас и одновременно он почувствовал неописуемую радость и духовное веселие. В то время как взгляд его был обращён на святого, удивляясь особому внутреннему своему состоянию, он недоумевал: "Кто же этот ночной небесный посетитель?"
В ту же минуту он услышал из церкви, посвящённой Богородице, сладкий голос — Старец потом передавал, что это был голос Богородицы, — говорящий:
— Это святой Власий из Склавен. Через несколько дней будет издана его биография. Пенсионер, христианин из Агринио поможет восстановить церковь в честь него. Там же, в нише, — настенное изображение святого.
Спустя восемь дней после божественного этого события в Склавенах издали житие священномученика Власия! Прислали и Старцу экземпляр, "чести ради", хотя он не узнавал, конечно, ни от кого, что печатали, так же как и братья из Склавен не знали о явлении.
Старец пребывал в изумлении и прославлял Бога, Который устроил таким способом узнать ему о неявленном святом нашей Церкви. Он считал великой для себя честью, что его посетил святой и что он видел его своими глазами, и вскоре воздал этому посещению: с Афонской Горы пошёл он в Склавены, где поклонился гробу святого Власия и благодатным мощам его, которые сохраняются в здешнем, посвящённом ему, храме. Впоследствии Старец подробно описал характерные черты угодника Божия, каким он был при явлении к нему, для написания его иконы. Этот образ находился в келлии Старца, и он с благоговением поклонялся ему.
С тех пор 3 февраля каждого года совершал он праздничное всенощное бдение чуда явления святого Власия и Богородицы, голос Которой он слышал.
Образ святого Власия, созданный по описанию прп. Паисия и хранившийся в его келье |
Наконец, через некоторое время нашёлся и тот пенсионер, что дал денег и ускорил окончание (восстановления) храма новоявленного Затупника.
История святого Власия
Священномученик Власий Акарнанский был игуменом мужского монастыря Введения во храм Пречистой Богородицы, который находился близ греческого сельца Склавены в окрестностях Заверды (ныне Палерос). Это земля Этолии-Акарнании, область большого города Месолонги.
Братство обители, кроме настоятеля, составляли два иеромонаха и три монаха, была у святого и паства, множество христиан: мужей, жен и детей. В одно из Воскресений, 19 декабря 1006 года, когда все они собрались для служения Господу, на монастырь напали турки-пираты.
Доброго пастыря, священномученика Власия, пытали, забили в грудь пять гвоздей, после этого обезглавили. Палачи хотели сжечь изувеченное тело, но оно не сгорело. Спасшиеся христиане обрели мощи наставника и погребли отдельно от пяти отцов. Еще в одной могиле оказались останки всех мирян. На надгробном камне выбили дату: 1006 год.
Постепенно мученики и их подвиг, и даже само существование обители изгладилась из памяти живущих в окрестностях поселян. Только из поколения в поколение, из уст в уста передавалась повесть о страшной жестокой резне, но невозможно было определить, когда именно произошли эти события. Помнили еще, что вся местность от Киафы до Склавен ощутила тягости рабства и плена.
Все покрыла тьма забвения, развалины обители со временем сровнялись с землей; там, где стояли храмы и алтари, гулял и гадил скот. Над мощами святого Власия накопилась навозная куча.
900 лет минуло с того времени, как были закланы беззаконной рукой мученики Христовы. С 1915 года в районе Склавен начались удивительные и необъяснимые события.
Явления
Многим поселянам стал являться человек в облачении и рясе, говоря:
— Я святой Власий. Выкопайте мои мощи.
И указывал точное место, вызывавшее недоумение: это была ровная земля, по которой бродили стада овец.
Не в силах понять, кто этот являвшийся священник, они лишь поставили каменный киот с иконой святого Власия Севастийского на указанном месте. Но никто даже не попытался взять в руки лопату и копнуть землю, возможно, из-за неверия или страха.
Явления участились, но и тогда не достигли цели: не нашлось человека, который позаботился бы открыть миру неизвестную гробницу.
Наконец, около 1923 года, Господь обрел того, кто прославил бы Его угодника на земле. Это оказалась старушка Евфросиния Катсара, простая, набожная и благочестивая вдова, которая служила Богу всей своей жизнью. Была ночь 23 августа, и она бодрствовала, склонившись над дочерью, страдавшей брюшным тифом. Вдруг раздался сильный стук, ставни распахнулись, дом осиял ослепительный свет.
Явившийся священник назвался святым Власием и попросил старицу следовать за ним, чтобы показать ей точное местоположение его могилы. Еле жива, Евфросиния отвечала, что не может отойти от смертного одра дочери.
Святой, сняв крест, осенил им больную, и вновь попросил старушку следовать за ним.
В кромешной тьме шла Евфросиния за Небесным гостем с блистающих одеждах. Остановившись, он своим жезлом очертил круг и обозначил точку, с которой нужно начать раскопки, затем проводил женщину до дома и исчез, а та увидела свою дочь в добром здравии, исцеленной.
Обретение мощей и прославление
Уже со следующего утра начались работы, хотя к просьбам и указаниям старицы окружающие относились с иронией и недоверием. Но ее небесный помощник явился и другим людям, убеждая верить ей.
На третий день, когда каждый из работавших был готов в отчаянии бросить инструмент и вернуться домой, чья-то мотыга звонко ударилась о каменную плиту. Ее сняли, и божественное благоухание распространилось в воздухе. В гробнице обнаружились мощи святого Власия, который уже много лет просил вынуть их из земли. На них сохранились тяжелый железный крест и пять гвоздей - орудия пыток.
По обретении честных мощей начались приготовления к постройке храма в честь священномученика Власия, согласно его наставлению, и написанию его святого образа.
Последовали еще два явления: 6 декабря 1978 года - почитаемому старцу, архимандриту Арсению Цаталиосу и преподобному Паисию (о нем рассказано в начале этой повествования).
Храм святого Власия в Склавенах. Мощи пострадавших братий |
На иконах покровитель Склавен изображается точно так, как он являлся жителям деревни - в иерейском облачении, с крестом архимандрита, в монашеском кукуле.
День памяти священномученика Власия Акарнанского архимандрита, архимандрита Феоклита, иеромонахов Симеона и Игнатия, монахов Никифора, Харитона и Пантелеимона — 24 июня / 7 июля.
Служба (и приведенные выше тропари) составлены отцом Герасимом Микраяннитом.
Абсолютные координаты храма святого Власия в Склавенах: Ιερός Ναός Αγίου Βλασίου/ Sklavena 300 12, Греция/ 38.814275, 20.913967
* Приведенный отрывок взят из книги иеромонаха Христодула Агиорита «Избранный сосуд» о преподобном Паисии Святогорце.
Источники и литература:
π. Νεκτάριος Πέττας, Αρχιμανδρίτης. Ο άγ. Παΐσιος ο Αγιορείτης και ο νεοκαταταχθείς Άγιος Βλάσιος ο εν Σκλαβαίνοις// Электронный ресурс: https://www.pemptousia.gr/2016/09/o-agios-pa%E1%BF%93sios-o-agioritis-ke-o-neokatatachthis-agios-vlasios-o-en-sklavenis/
Синаксарий на новогреческом языке: http://www.saint.gr/3641/saint.aspx
Служба, составленная о. Герасимом Микрояннитом: https://agioskosmasoaitolos.files.wordpress.com/2014/02/11-ceb1cebacebfcebbcebfcf85ceb8ceafceb1-ceb9ceb5cf81cebfcebcceaccf81cf84cf85cf81cebfcf82-ceb2cebbceb1cf83ceb9cebfcf85-ceb5cebd-cf83.pdf
Иеромонах Христодул Агиорит «Избранный сосуд».
Перевод с древнегреческого
Тропарь, глас 3:
Подобен: Божия веры:
Яко новое солнце/ нам возсиял еси/ явлéнием Божéственных мощей твоих,/ áще и в дрéвняя временá пострадал еси,/ священномýчениче, óтче наш Влáсие,/ темже озаряеши ны/ Бóжиею благодáтию:/ сего ради моли/ Господа, тя прослáвльшаго,// даровáти нам вéлию мúлость.
Ин, глас 4:
Подобен: Скоро предвари:
Селéние, Склавéны именýемое,/ обрéтением, мýдре, Божéственных мощей твоих/ тя покровителя тéплаго стяжá, Влáсие,/ ты бо в видéниих божественных мнóзем явúлся еси,/ тáко бо совершéние улучúл еси/ любвé ради Госпóдни,// тем священномýчениче, в песнех почитáем тя.
Кондак, глас 4:
Подобен: Явúся днесь:
Яко звезда новосиянная/ возшéд, сияеши/ зарями Божественных даровáний/ всем, совершáющим память твою,//священномýчениче отче наш Влáсие.
На обрéтение мощей
святаго священномученика Власия Акарнáнскаго и иже с ним пострадавших
Тропарь, глас 1:
Подобен: Пустынный житель:
Кондак на обрéтение мощей, глас 4:
Подобен: Явися днесь:
В тропаре: "...áще и в дрéвняя временá пострадал еси,/ священномýчениче, óтче наш Влáсие,/ и озаряеши ны/ Бóжиею благодáтию:/...", кажется лишней "и" (озаряеши ны). Было бы логичнее вставить либо "ныне", либо "выну", либо посчитать ее лишней.
ОтветитьУдалитьМне не кажется лишней.
УдалитьСмотрите, эта "и" стоит между однородными членами: возсиял еси и озаряеши. К "возсиял еси" прилагается "аще и в древняя времена пострадал еси" и обращение к святому.
Согласны?
Другое дело, если Вам трудно воспринимать, приходится возвращаться и осмысливать. В этом случае я поменяю порядок в тропаре, потому что таких трудностей восприятия быть не должно.
Что скажете?
Согласен с sesk, что это "и" не к чему отнести. Но и без него тоже безсмыслица получается.
УдалитьПодредактировала. Так лучше воспринимается по смыслу?
Удалить