Киккская икона. Список из монастыря святого Иоана Лампадиста, Кипр. |
Канон молебный пред иконою Богородицы Киккскою
Служба
I. ДО ПРИБЫТИЯ В ЦАРСТВЕННЫЙ ГРАД
Из трех икон Богородицы, написанных святым Евангелистом Лукой, две именуются милующими: Божия Матерь изображена на них умоляющей Сына Своего помиловать род христианский. На одной из этих икон Пресвятая Дева — без Божественного Младенца, на другой — держит Господа Иисуса правой рукой. Она и называется Милующей Киккской — по месту пребывания, горы Киккоса, на северо-западе Кипра. Потому-то, на серебряной ризе ее, устроенной в 1756 году, помещается надпись: Киккоитянка (Киккоитисса).
По преданию, икона, написанная святым Лукой, была послана в Египет и долго оставалась там. Из-за гонения на христиан, в 980 году, некоторые благочестивые люди решили ее вывезти. В пути судно захватили сарацины. Однако и враги православной веры в свою очередь попали в плен к грекам, а те доставили образ в Константинополь. Вопреки приключениям и нападениям, корабль с иконой прибыл в Царьград. Там, в царских чертогах, он хранился до времен Императора Алексея Комнина (1082 — 1118).
ΙΙ. ПРЕДАНИЯ КИККСКОГО МОНАСТЫРЯ
О пренесении иконы на Кипр
Во времена царствования Алексия I Комнина императорским наместником и военачальником (дуксом) Кипра был муж воинственный и храбрый Мануил (Эммануил) Вутомитис. Его резиденция находилась в Левкосии, откуда он со свитой выезжал для охотничих забав.
В одной из таких прогулок случилось ему потерять своих спутников из виду и заблудиться в сосновой чаще, покрывавшей высокую гору, что прежде носила название Кокку, а затем была переименована в Кикку. Здесь он встретил подвижника, добродетельного старца Исаию, и сказал ему:
— Я заплутал и потерял дорогу.
Но тот не ответил дуксу ничего, пытаясь скрыться и желая остаться в неизвестности.
Мануил возомнил, что причина молчания — презрение к нему. Крича и не получая ответа, он, одержимый сильным гневом, поверг старца на землю и стал бить ногами.
Страдая, преподобный прославлял Творца, а затем кротко сказал правителю:
— Не довольно ли тебе, человек, своего счастья, и наслаждения богатствами острова, и владения городами, и начальствования над войсками, что и нам, живущим в пустынях, ты творишь зло? Отойди от меня, и за все воздаст тебе Господь, ибо я Его грешный раб.
Правитель, одержимый яростью, не придал значения его словам. Вскочив на коня, он нашел своих спутников и вместе с ними пустился в обратный путь. По прошествии немногого времени, они прибыли Левкосию, и тут дукса постиг серьезный недуг - расслабление, под названием летаргия.
Он тяжко мучился, рыдая и призывая Бога на помощь. Ибо все люди подвержены страданию, включая и богатых, и в печали вспоминают о Господе. Вот и Мануил в печали помянул Господа, и вспомнил о монахе Исаие, и осознал, что наказан за свой грех. Тогда он со слезами призывал Творца, умолял о благодаровании здравия, чтобы просить прощения у обиженного им старца.
Между тем преподобному было откровение о возвращении иконы Богоматери, написанной святым Лукой, из царских чертогов на Кипр, и чтобы он, когда к нему придет дукс, требовал от него возвращении иконы на остров, иначе ему не отпустится грех.
Старец передал повеленное Мануилу, со слезами просившему прощения.
Услышав, правитель с испугом воскликнул:
— Прости, отче! Но дело это выше сил моих! Кто я, чтобы дерзнуть сказать императору подобное? Проси чего-нибудь другого.
Но отшельник отвечал:
— Если хочешь получить прощение, то сделай это, и в исполнении ты будешь иметь помощницей Богородицу, ибо так мне открыто.
После этих слова правитель согласился, но просил старца ехать вместе с ним в Константиноволь.
Преподобный был готов и на это, только бы получить желаемое.
После молитвы отплыли в царственный град. Прибыв в столицу, старец удалился в пустынное место, известное правителю, Мануил же направился во дворец, чтобы представиться императору и донести ему о делах своего управления.
Но в тот день и после, много раз являясь к нему, дукс не осмелился говорить о святой иконе и просил у старца прощения, говоря, что боится утруждать царя своим прошением и ждет подходящего времени.
Старцу наскучило напрасное ожидание, и он испросил у правителя позволения возвратиться в Кипрскую пустынь, убеждая его исполнить обещанное, и, когда будет удобно, просить императора об исполнении воли Пресвятой Богородицы. Правитель опечалился, но не мог удержать старца. По его повелению лучшие живописцы написали две иконы: на одной из них Господь был изображен сидящем на престоле, а на другой — Святая Троица, странноприемлемая Авраамом, внизу Пречистая Богородица, и подле Ее ног с правой стороны — монах Исаия, с левой — Мануил Вутомит. Правитель, прося старца молиться, дал ему эти две иконы и достаточную сумму денег на построение храма.
Преподобный, возвратившись в свое уединение, скорбел о безуспешном путешествии и вдруг однажды во сне услышал утешительный голос:
— Не печалься, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро придет к тебе, как знает Господь, и как угодно Пренепорочной Владычице.
Утешенный этим, отец Исаия начал строить храм во имя Пресвятой Троицы, как ему было приказано. Возведя его, он поместил в нем данные правителем святые иконы. Потом поставил и монастырь, постоянно молясь об исполнении открытого ему в видении.
В это время у Алексея Комнина заболела единственная и горячо любимая дочь. Недуг царевны походил на болезнь, перенесенную правителем Кипра. Узнав о случившемся, Вутомитис решил, что время пришло и можно, наконец, приступить к императору с просьбой. Между тем врачи отчаялись в спасении царевны, и император с двором погрузились в печаль и плач. Мануил пришел в чертог царский и, увидев плачущего владыку, сам залился слезами. Император сказал:
— Неужели никто не может утешить меня и указать лекарство для моей дочери?
— Государь! — отвечал Мануил. — Я страдал такой же болезнью на острове Кипре, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исайи, я бы умер. Этот старец заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в твоих чертогах икону Богоматери на Кипр, в его обитель, как это было открыто ему в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мной, чтобы при моем посредничестве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству. Подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом завещал мне сказать тебе все. Ты же поступай по своему изволению. Царь, выслушав эти слова, опечалился. Обещая Мануилу исполнить волю Матери Божией, он со слезами воскликнул:
— Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица?! Молю Тебя: избавь дочь мою от неизлечимой и тяжкой болезни, и я с готовностью отпущу честную икону на Кипр!
Вскоре царевна исцелилась, но Алексей Комнин все медлил исполнить обет, не желая расстаться с великой святыней. Тогда нерадивого земного владыку постигло наказание Владыки Небес: император сам впал в тяжкий недуг. В болезни он увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, император велел лучшему иконописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров, но Пресвятая Дева явилась ему в сновидении и грозно сказала:
Согласно другим устным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданиям, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Самодержец схитрил, поставив перед ним две, на вид одинаковые иконы, и предлагая выбрать подлинник самому. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица. «Та икона, — сказала Она, — на которую сядет пчела, и есть подлинная». Так и случилось — и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому символом Киккской обители и стала пчела.
Согласно другим устным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданиям, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Самодержец схитрил, поставив перед ним две, на вид одинаковые иконы, и предлагая выбрать подлинник самому. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица. «Та икона, — сказала Она, — на которую сядет пчела, и есть подлинная». Так и случилось — и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому символом Киккской обители и стала пчела.
Однако император строго приказал, чтобы лики Божией Матери и Богомладенца были закрыты пеленой, дабы никто не дерзнул на них взглянуть.
Когда икона прибыла на Кипр, ее встретили с почестями. Жители острова прошли с ней от морского побережья до Троодоса. Не только люди, но и деревья, и птицы, и морские раковины радостно приветствовали Пресвятую Госпожу. Деревья преклонялись перед святым образом, а моллюски в раковинах, поднявшись со дна моря, сопровождали процессию. В наше время еще можно увидеть склоненные сосны — чудесные свидетельства всеобщего ликования и почестей, которыми встретил Кипр икону Пресвятой Богородицы.
Исайя воздвиг на Киккской горе еще один храм, во имя Божией Матери, и поставил в нем Ее образ. Им же были построены около храма кельи для иноков, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден императорской грамотой. Обитель получила название Царской, как построенная на средства императора, и ставропигию, независимое управление. Селения Перистерона, Милос и Миликури становились отныне ее вотчинами и должны были содержать ее.
О пелене, закрывающей лики
Здесь святая икона прославилась многими чудесами. Летописи повествуют, что неоднократно во время засухи по молитвам перед ней проливался дождь, исцелялись кровоточивые женщины, немые начинали говорить, а один отрок на грани смерти получил совершенное исцеление.
Милостивая Киккская икона, со времени перенесения на остров, во исполнение императорской воли, до половины закрыта пеленой от верхнего левого угла до правого нижнего. Ликов Богоматери Божественного Младенца никто не может видеть.
Некогда один нечестивый язычник, простерший руку к святой иконе, чтобы приподнять пелену, был тотчас наказан иссушением этой руки.
Не осмелились тронуть ее ни Патриарх антиохийский Сильвестр, ни Патриарх александрийский Косма, ни архиепископ кипрский Филофей. За дерзность многие подверглись ужасному наказанию. Его испытал на себе Патриарх александрийский Герасим в 1699 году. Тогда он воскликнул: "Верую, что сия икона точно написала Евангелистом Лукой и молю Пресвятую Деву Богородицу о прощении!" Молитва и раскаяние Герасима были услышаны, и он освободился от постигшего его наказания, как засвидетельствовано это в его грамоте.
О внутреннем, глубоком смысле покровении святых ЛИков так поется в службе Пресвятой Богородице Киккской: "Яко молчанием одеваемся, Дево, таинство страшнаго Христова вочеловечения отнюд не могуще познати, тако и пеленою икону Твою Божественную покрываем" (3-я песнь канона, второй тропарь).
Еще одно происшествие случилось в 1776 году. Монах с острова Родос по имени Иоанн прибыл в этом году в монастырь как паломник. Он просил оставить его в церкви одного для поклонения и молитвы. Братия, сначала отказав, преклонилась на настойчивые просьбы.
Паломник остался в храме с несколькими принесенными с собой лентами, которые положил на светильник напротив святой иконы, и стал возносить молитвы Пресвятой Богородице. Но затем протянул руку, чтобы откинуть пелену. Тотчас из отверстия в окладе ему в лицо ударила струя горячего воздуха, а место, на котором он стоял, задрожало. В ужасе он воскликнул: «Пресвятая Богородице!» и упал навзничь.
Двое монахов, которых игумен тайно послал охранять церковь и присмотреть за паломником, нашли его полумертвым и вынесли на воздух. Там он пришел в себя, но на вопросы не отвечал. Лишь оглядев их, бросился в храм и пал ниц перед иконой. После заутрени он рассказал братии о том, что с ним произошло.
Убранство иконы сохраняется неизменным в 1576 года. Даже сегодня братия обители, вынося икону для избавления от засухи, не смеют взглянуть на лишенный покрова лик.
Другие чудесные происшествия
А. Чудо о спасении утопающего
Один матрос, по происхождению киприот, в страшный шторм на море, взмолился Киккской Пресвятой Богородице и дал обет служить ей, если останется жив. Благополучно причалив к земле, он стал монахом обители Киккской.
Б. Чудо об изгнании беса
Некий монах-иконописец был одержим бесом множество лет. И вот он прибыл на Кипр в надежде на исцеление по молитве у Киккской иконы. Дорогой из Никосии его попутчики услышали странный голо:
— Куда ты идешь? Вернись, остановись!
Но их спутник оставался спокоен, и все продолжили путь.
Когда паломники прошли половину пути, они услышали снова:
— Чем дьявол не угодил тебе? Мы с тобой много лет были друзьями. Зачем же идешь к Киккской иконе, чтобы избавиться от меня? Чем эта икона лучше твоих? Ведь я не бросал тебя ни в пропасть, ни в воду, ни в огонь, а ты отрекаешься от меня. Знай же, что я никогда не позволю тебе поклониться иконе.
Когда путники достигли ворот обители, произошло нечто странное. Монахи пригласили их в церковь на поклонение, но иконописец не мог встать с камня, на котором отдыхал после дороги. Три дня просидел он на нем неподвижно. Борясь и превозмогая себя, он с трудом добрался до дверей храма, но и тогда дьявол не позволил ему войти в нее. Несколько часов прошло, и как ни старались ему помочь, он не смог преодолеть порог.
Огромным усилием он попал в церковь и сразу бросился поклониться иконе.
Демон поверг его на пол, но, остановленный Богородицей, произнес:
— Ухожу, ибо сила иконы Пресвятой Богородицы изгоняет меня!
Избавившись наконец от вражией силы, монах встал и воздал похвалу Владычице.
В. Чудо об источнике
Инок монастыря, идя куда-то для выполнения послушания, так изнемог от жары и жажды, что осел на камень. Взывая к Богородице, он воскликнул:
— О, Пресвятая, спаси! Погибаю от жажды.
И тут он услышал голос:
— Разбей камень, на котором сидишь.
Как только монах сделал это, тотчас хлынул обильный поток воды.
Потрясенный, он бросился рассказать о чуде братии. С тех пор многие исцелились от болезней этой водой.
Г. Чудесное спасение из огня
За долгую свою историю обитель не мене четырех раз переживала опустошительные пожары (1365, 1542, 1751 и 1813 годы). Ни в одном из них икона Пресвятой Богородицы не пострадала.
В 1365 году она спаслась явным чудом.
В один из дней 1365 года, после утренней трапезы, братия отправились в лес за хворостом. В горах им повстречался селянин, собирающий дикий мед. Он, выкуривая пчел из ульев, разводил костры. Порыв ветра подхватил огонь одного из них и понес прямо на монастырь. Пламя быстро охватило все здания, и по стенам храма уже подбиралось внутрь.
В это время там молился лишь парализованный старик. Увидев огонь и объятый ужасом, он услышал голос:
— Встань, возьми икону и спасайся.
Вскочив на ноги и прижав к себе икону, он, и вправду, бросился прочь.
Отбежав подальше и взобравшись на стоящий на холму кедр, исцеленный, наконец, отдышался, и тогда только понял, что совершилось чудо.
Тем временем в обитель вернулась братия, но икону нигде отыскать не могли. Не найдя ее и видя, что пламя усиливается, они тоже стали спасаться бегством. Горело все, и лишь к одному дереву огонь то подбирался, то отступал. Это и был тот самый кедр с бывшим парализованным на ветвях. Так была спасена икона.
Католический король Кипра Пьер де Лузиньян (годы правления 1359 — 1369) захотел восстановить опустошенный пламенем монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга, Элеонора Арагонская, упросила его позволить ей самой выделить средства на восстановление обители.
Новая деревянная постройка пострадала в 1542 году при игумене Симеоне. При третьем пожаре погибло церковное имущество, за исключением Киккской иконы Пресвятой Богородицы, некоторых других икон и отдельных предметов. Церковь отстроилась вновь под руководством игумена Парфения в 1755 году.
В 1813 году обитель снова сгорела, но скоро восстановлена к лучшему, сравнительно с прежним, виде. Игумен Мелетий и монахи представили патриарху Кириилу сигиллии 1783, 1760 и 1672 годов и просили возобновить ставропигиальные права монастыря. Патриарх объявил его сводобным и независимым от всякой власти, духовной и светской, с обязательством подчиняться ему одному, предприсал монахам жить по уставу киновиальному, заботиться об устройстве обители, общим голосом избирать игумена, который и должен управлять монастырем при участии почетных старцев и согласно уставу, в противном случае лишается братством власти. Монахи должны беспрекословно повиноваться игумену и ничего не делать без его разрешения. Кипрские архиереи не имеют права предъявлять никаких требований к монастырю.
В 1821 году, во время антитурецкого восстания в Греции и гонений на Кипре, на монастырь напали турки и полностью разграбили его. Но и в этот раз монахам удалось сберечь икону.
Однажды жестокий правитель острова Бекир-паша отправил своих свирепых подчиненных с приказом о разрушении обители. Архиепископ Филофей, узнав об этом, с риском для себя послал вестника предупредить отцов Киккоса уготовиться на защиту православной твердыни и надежно спрятать икону. Как только образ Божией Матери очутился в пещере, грянул гром, разразилась страшная буря, не стихавшая трое суток. Стихия так устрашила тех, кто собирался уничтожить обитель, что они бежали обратно, не выполнив задуманного.
Спасительница от засухи
Так величают икону верующие Кипра, и вот почему. Как только бедствие поражало остров, ее выносили из монастыря и совершали крестный ход в близлежащие селения, и тогда засуха сменялась обильными дождями.
Однажды в засушливое время турецкий правитель, наслышанный о чудотворной иконе, послал за игуменом и сказал ему:
— Слышал я, монах, что ты дуришь народ какой-то картиной. Знай же: если через несколько дней не будет дождя, я сожгу ее на твоей голове и потом предам тебя смерти.
Игумен в страхе вернулся в обитель и организовал крестный ход в селения Маратусы со святой иконой. Когда назначенный срок подошел к концу, настоятель упал перед иконой с молитвенным воплем и залился такими слезами, что вся земля вокруг увлажнилась ими.
Вдруг на небе явилось облачко, а вслед за ним потемнело, и хлынул дождь.
Правитель был так удивлен этим чудом, что издал указ, разрешающий игуменам монастыря устраивать крестный ход и беспрепятственно носить Киккскую икону Богородицы.
III. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
Игумен Даниил, русский паломник, совершил путешествие к святым местам Востока в 1104 – 1106 годах. Он заезжал и на Кипр, но, судя по записям, не посещал Киккского монастыря.
Дьякон Троице-Сергиевой Лавры Зосима около 1422 года записал в дорожных заметках кратко: «Монастырь здесь есть, называется Киккос».
Иеромонах Ипполит Вишенский около 1709 года подробно пишет о Лазаревской церкви в Кити и пребывающих там мощах. Также он пишет: «В Кипрском острове, за исключением женщин, все платят туркам харадж, или дань, семнадцать тысяч левов. Об этом рассказал епископ Иоанникий: он за своих священников и попов и за себя платит поголовщину полторы тысячи левов».
В 1734 году здесь на Киккской горе побывал известный путешественник Барский, описывающий то же предание об обретении, но без имен. «Есть монастырь расположением и зданием зело лепотен, с трапезою, поварнею, палатою, гостиницею и многими келиями, иже суть едини верху других, даже до третияго, высоко устроены и чрепием покровенны».
22 ноября 1794 года на берег острова сошел Саровский иеромонах Мелетий. Вот что он сообщает о посещении Киккской обители. «23 –го числа, в полночь, мы сели на ослов и месков, нанятых в ближайшем селе, и поехали поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы в монастырь Киккос. Причина нашей езды ночью была такова. Турецкие морские служители, бывшие из Кипра, приехали из Константинополя вместе с нами в Ларнаку. Они, где бы ни попался, отнимали у христиан скот и уезжали в свои дома, чего наши наемщики и боялись, а потому приехали ночью». …
Далее он рассказывает о посещении Киккских подворий (метох): Архангела Михаила и свв. Мучеников Сергия и Вакха. Затем путники поднялись в горы, где еще не было удобных дорог.
«Путь наш в горах сначала был по долинам, потом, поднимаясь по холмам, мы ехали, местами, по вершинам высочайших гор, где поднимающиеся с земли облака в виде мглы или тумана быстро, с шумом мимо нас пролетали. … Каменные гладкие тропы, по которым мы проезжали, местами были такие, что по ним можно было пройти только одному человеку или животному: с одной стороны – крутой утес, вознесший средь высоких гор, с другой – ужасная глубокая пропасть. Едва ли кто такие страшные места, не содрогнувшись и не зажмурившись, сможет проехать. Некоторые из наших путешественников слезли с животных и шли пешком. Но ослы и мески – смирные животные, без страха со всадниками и одни проходят.
К вечеру пришли мы в монастырь и были приняты ласково, дали нам для пребывания большую гостевую келью. Подкрепившись монашеской трапезой и сном близ горящего всю ночь камина, мы встали, когда бозвестил будильщик, и пошли в церковь на молитву.
На девятой песни канона мы были подведены, по обычаю, к целованию иконы Пресвятой Богородицы. По окончании Литургии, которая совершалась после утрени, были угощены в своей витальнице хорошей трапезой.
Икона Пресвятой Богородицы стоит в церкви близ царских врат, с северной стороны. Размером она равна Владимирской. Сам подлинник обложен серебряным окладом и сверху до пальцев покрыт тканью, и при целовании Образа снизу открыт только один ее угол. Около этого святого образа висят много серебряных и других вещей, знаков совершившихся чудес, среди которых находится деревянная по локоть рука – в память о некоем арабе-магометанине. Он, рассказывали мне там монахи, придя с наглостью в церковь, начал от неугасимо горящего пред иконой Пресвятой Богородицы кандила раскуривать в трубке табак и вдруг падает замертво, а рука, исполнившая волю дерзкой души, от тела его оторвалась по локоть. Труп был вынесен прочь из церкви, а рука с письмом была послана в Константинополь».
Далее отец Мелетий описывает уже известное нам предание о перенесении иконы на Киккскую гору, причем называет имя царя: Алексий Комнин, и дочь его – Анну.
«Этот монастырь из-за своей Покровительницы, -- далее пишет он, — в уважении у самих турок. Икону Ее они называют Буюк Панагия, что значит, если перевести первое турецкое слово и второе греческое, Великая Всесвятая. Налогов и даней, в отличие от других монастырей, от него требуют меньше. Впрочем, как монастырь, так и самая Богородичная икона у греков называется Панагия Кикко – по названию растущих тут деревьев «киккос». Это дерево по высоте равно дубу, но ветви его длинные».
Иван Иванович Вешняков, заезжавший на Кипр в своем путешествии 1804 — 1805 гг. добавляет интересные подробности о положении монастырей под турецким игом. «Монашествующие терпят от правительства менее притеснений, нежели миряне; а потому весьма много повсюду молодых монахов. На одном Кипре считается до трехсот монастырей греческих, которые владеют пашенными землями, имеют шелковичные леса, виноградные сады, и пекутся о скотоводстве и пчеловодстве. В сем состоит главный промысл, доставляющий оным содержание и средство к платежу податей правительству и епархиальным архиереям.
Спутники наши христиане и мы желали поклониться чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Кикко, отстоящем от Ларнаки на 8 часов ходу, но в сем воспрепятствовало нам возмущение, производимое Пашею Левкосийским» [VII: 52 — 53].
А. Н. Муравьев, путешествовавший по Кипру около 1830 года, повторяет то же предание об иконе, упоминая императора Алексея и без имени – его дочь, а о положении Киккской обители пишет так: «Она не зависит от архиепископов, но прямо от патриарха Константинопольского, хотя для большей свободы ее игумен всегда избирается из туземцев. Около ста ее подворий рассеяны по всему острову, с лучшими садами и землями, которые и поныне возделывают без всякой платы жители Кипра, движимые одним благочестием. Но ее благосостояние рушилось в последнюю греческую войну, и все сокровища были расхищены беем Кипра, в том числе и дары наших государей….
В конце бора пред нами предстал величественный монастырь Кикко, орлиное гнездо иноков, поселившихся на высоте утесов. Наместник со всею братией встретил нас пред святыми воротами, и дивен был для взоров этот черный ряд отшельников на воздушных высотах Кипра. За ними вслед вступил я в собор и поклонился древней иконы Святой Девы, лик Которой всегда утаен от взоров богатым покровом».
А вот воспоминания архиепископа Минского Антония (Мельникова) от 30 мая 1967 года: «В храме, построенном в XV веке, мы помолились пред Киккской иконой Богоматери. Потом настоятель обратился к нам с прочувствованным приветственным словом, на которое также сердечно ответил ему владыка Никодим. Из слов настоятеля мы узнали, что монастырь был основан в XI веке при участии византийского императора Алексия Комнина».
IV. МАЛОАЗИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ
Чудотворная икона Божией Матери Атталийская (Джинго Панагия Киккская)
Христиане Атталии с особым благоговением почитали чудотворную икону Божией Матери Киккскую, или, как ее называли на местном диалекте, Джинго Панагию, находившуюся на самом видном месте в храме святителя Николая в Атталии.
Каждый понедельник утром, прежде чем отправиться на работу, атталийцы преклоняли колена пред этой святой иконой и испрашивали милости Матери Богородицы. И становились свидетелями множества чудес, происходящих в их жизни с помощью Пресвятой. Однажды дивным образом исцелилась парализованная девушка.
Образ в настоящее время находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в районе Таврос в Афинах, считается очень древней и точной копией с иконы, хранящейся в Киккском монастыре.
Уроженец Атталии митрополит Серафим в специальном труде "Об обители Киккос на Кипре", который вышел в свет в Венеции в 1760 году и переиздавался, пишет: "Одну из трех икон Богородицы, написанных Евангелистом Лукой, должны были из Египта доставить в Константинополь. Неизвестно, по какой причине ее привезли и поместили в Атталии. Там она хранилась долгое время".
Когда в VI веке в царствие императора Ираклия персидский царь Хозрой занял Атталию, святая иконы была срочно переправлена на Кипр. Однако в VII веке и там он оказалась в опасности из-за набегов сарацинов. Ее снова пришлой перевозить, на этот раз в Константинополь, в императорский дворец".
Приводит он и вторую версию, согласующуюся с преданием Киккского монастыря, о Кипрском наместнике (дуксе) Мануиле Вутомитисе и святом Исаие.
Также он пишет: "В правление Алексия Комнина икона Божией Матери была с великими почестями перевезена на императорском корабле снова на Кипр и помещена в возведенной на императорские же средства знаменитый монастырь Киккос. Точным списком с иконы является находящаяся в Атталии икона, которая потому и называется "икона Божией Матери Киккская".
Она сделалась известной, и начиная с XIII века с нее было создано множество списков, хранящихся в разных храмах Кипра, на Синае и в других местах.
Размеры чудотворного образа — 75 х 55 см. В центре изображена Богородица, держащая в правой руке Спасителя, лик Ее повернут к Нему. Справа изображен апостол и Евангелист Лука, который держит в руках тростниковую палочку и стоит, повернувшись к Богородице так, что создается впечатление, будто он пишет портрет Богородицы. Справа и слева от Богородицы — иконописные Архангелы Гавриил и Михаил. В верхней части иконы и над головой Богородицы изображена Святая Троица (Сопрестолие), окруженная сонмом Ангелов. Вся икона покрыта ризой из золота и платины, на голове Пресвятой царская корона. Дата изготовления ризы — 1875 год.
К сожалению, с течением времени по разным причинам икона сильно пострадала. Лик Богородицы, значительно поврежденный, виден очень смутно, как и лик Христа.
Атталийцы сначала праздновали память чудотворной иконы 8 сентября, в Рождество Богородицы. Но однажды во время всенощной на рассвете жен-мироносиц в храме святого Николая в Атталии у образа произошло чудо исцеления. Девушка, страдающая врожденным параличом, стала совершенно здоровой. С тех пор христиане отмечают праздник Киккской иконы Божией Матери два раза в год, 8 сентября и в память о чуде в воскресенье жен-мироносиц.
Есть множество рассказов о совершенных у этой иконы чудесах. Одно из них — исцеление парализованного турка, отец которого от великой радости подарил церкви верблюда.
Во время гонений на христиан в 1922 году священник Атталии отец Панкратий, вместе в Панайотисом Хаджиесмерисом перевезли священный образ в Грецию и поместили в храм в Пиргосе, в Элиде. Год спустя ее перевезли в Тезейон, в церковь святого ФИлиппа, а в августе 1929 года — во временный храм Богородицы в Тавросе.
Сейчас икона находится в Тавросе в храме Успения Богородицы.
В этом храме ежегодно в воскресенье жен-мироносиц собираются атталийцы и отмечают праздник Джинго-Панагии, как некогда в самой Атталии.
V. СВЯЗИ С РОССИЕЙ И ПОЧИТАНИЕ
Монастырь не только являлся крупным земельным собственником на самом Кипре, но до октября 1917 года ему принадлежали земельные угодья на юге России. Связь с Русской Церковью поддерживалась всегда.
Отдельные предметы убранства храма (подсвечники, светильники, серебряные с эмалью оклады Евангелий, кресты, складники-мощевики, облачения, митры) сделаны русскими мастерами, некоторые дары России можно увидеть в монастырском музее.
В России для Киккского монастыря был отлит колокол весом 1280 кг.
В 1842 году настоятель обители архимандрит Иоаким посетил Россию и получил там значительную материальную помощь.
Набор колоколов, сохранившийся до наших дней, также привезены из России в дар от московской мещанки Екатерины Абрамовой.
Одним из наиболее ранних списков иконы считается «Киккская Богоматерь» первой трети XII века из монастыря святой Екатерины на Синае. В иконостасе соборного храма Киккского монастыря справа от чудотворного образа находится список XVIII века.
В XV – XVII веках Киккская иконография разошлась во множестве вариантов по всему греческому Востоку. В России, особенно в южных районах, она появилась в конце XVI – начале XVII столетия в связи с распространением сказаний о кипрских святынях.
Симон Федорович Ушаков создал два списка Киккской иконы. Первый, в 1668 году, он выполнил для иконостаса церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Чтобы уравновесить композицию, он отразил ее зеркально. Ныне икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В 1675 году иконописец вернулся к тому же сюжету, но теперь уже сохранил расположение Пресвятой Богородицы и Младенца такими, какие изображены на оригинале (Богомладенец восседает на левой руке Богоматери). Этот образ пребывал во Флорищевой Пустыни Владимирской епархии (ныне во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
В приделе Киккской (Кипрской) иконы Божией Матери Площанской Пустыни находились местно-чтимая Киккская икона Божией Матери, по преданию принесенная сюда преподобным Василием (Кишкиным).
Чтимые списки иконы находятся сейчас: в женском Никольском монастыре г. Мукачева, в Московском Зачатьевском монастыре, храме Сошествия Святаго Духа в Москве.
VI. ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ
Первое известное издание, зафиксировавшее предания об иконе Божией Матери Киккской, вышло в Венеции в 1751 году. Ее автор — священноучитель иеромонах Ефрем Афинянин, в будущем — Патриарх Иерусалимский Ефрем II.
В письме, предваряющем основной текст, составитель уточняет время тех событий, которые связаны с прибытием иконы на остров. Имя наместника, дукса, осталось в памяти людской и источниках, а вот царей назвали разных.
«Среди многих преданий, — пишет отец Ефрем, — одно утвердилось крепче других — что царь был из рода Комнинов. Некоторые из отцов сказали мне об Алексие, как я слышал и от старцев, иные — об Исааке, царствовавшем лишь два года, называли и Исаака Ангела. Но я нахожу, что это был Алексий, ибо только у него была единственная и порфирородная дочь, мудрая Анна. Кроме того, именно во время его царствования служил Мануил (Эммануил) Вутомитис, что мы видим из истории жизни и деяний императора, описанными Анной. Дукс Кипра упоминается в главах 9, 11 и 14 "Алексиады"» [I, 7 — 8].
Далее в издании подробно излагается история перенесения святой иконы на остров.
Завершается оно каноном молебным пред иконою Богородицы Киккскою.
VII. МОЛИТВОСЛОВИЯ
Канон молебный пред иконою Богородицы Киккскою составил будущий Патриарх Иерусалимский Ефрем Афинянин и поместил его в конец своей "Истории Киккской обители", вышедшей в 1751 году.
Стихира на целование образа и второй молебный канон того же автора опубликованы в переиздании 1819 года.
Бденную службу, совершаемую пред иконой в наши дни написали господин Харлампий Бусья и Афонский гимнограф отец Афанасий из Симонопетры. Тропарь и кондак из нее размещены на официальном сайте Киккского монастыря.
И наконец, протоиерей Илия Тетерько составил службу на церковнославянском языке.
VIII. ПРАЗДНОВАНИЕ
В Киккской обители Кипра — в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует главное торжество, а 9 сентября по новому стилю (Кипрская Церковь перешла на новый стиль, исключая Пасхалию), в день памяти святых Богоотцов Иоакима и Анны, на следующий день после Рождества Пресвятой Богородицы, совершается служба, посвященная именно Киккской иконе.
В Атталии (Малая Азия) — 8 сентября, а также в неделю святых жен-мироносиц – в воспоминание бывшего здесь от иконы чуда [VIII, 115].
В книге «Жития всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью (поименованных в месяцеслове св. Синода и др. месяцесловах) и сказания о всех праздниках православной церкви и чудотворных иконах пресвятой Богородицы»: 12 ноября по старому стилю и 26 декабря по старому стилю [X, 639, 718].
В «Полном месяцеслове Востока» память значится под 26 декабря (по старому стилю): «Киккския Милостивыя иконы Божией Матери. Новый Лимонарь. См. 18 августа об Варнаве и Софронии. Она написана св. Лукою, по преданию. Находится на о. Кипре в Киккской обители. В 1751 году издано на греческом языке описание сей иконы. У Дебольского 15 ноября (по старому стилю)» [IX, 337].
Источники и литература
I. Η περιγραφή της σεβασμίας και βασιλικής Μονής του Κύκκου ήτοι διήγησις περί της εν Κύπρω αποκομίσεως, της θαυματουργού αγίας Εικόνος της Υπεραγίας Θεοτόκου της λεγομένης Κύκκιοτίωσης. — Ενέτιση, 1751. — σσ. 76.
VII. Вешняков, Иван Иванович. Путевыя записки во святый град Иерусалим и в окрестности онаго Калужской губернии дворян Вешняковых и мядынскаго купца Новикова в 1804 и 1805 годах. - Москва : В Университетской типографии, 1813. - [8], 212 с., [4] л. илл.
VIII. Чудотворная икона Божией Матери Атталийская (Джинго Панагия Киккская).// Звезды многосветлыя. Святые Писидии, Памфилии и Ликии в Малой Азии. — Год и место издания не указаны. — 144 с. — С. 112 — 115.
IX. Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. т. 2. 404 + 272 с.
X. Бухарев, Иоанн Николаевич (ок. 1837-1909). «Жития всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью (поименованных в месяцеслове св. Синода и др. месяцесловах) и сказания о всех праздниках православной церкви и чудотворных иконах пресвятой Богородицы : С прил. общих тропарей праздникам и святым, с изображениями праздников и святых» / Сост. свящ. и законоучитель И. Бухарев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1896. - 768 с. : ил.; 22.
Смотрите также:
Икона Божией Матери Махериотисса: тропарь, кондак, часть службы, краткие сведения
I. ДО ПРИБЫТИЯ В ЦАРСТВЕННЫЙ ГРАД
Из трех икон Богородицы, написанных святым Евангелистом Лукой, две именуются милующими: Божия Матерь изображена на них умоляющей Сына Своего помиловать род христианский. На одной из этих икон Пресвятая Дева — без Божественного Младенца, на другой — держит Господа Иисуса правой рукой. Она и называется Милующей Киккской — по месту пребывания, горы Киккоса, на северо-западе Кипра. Потому-то, на серебряной ризе ее, устроенной в 1756 году, помещается надпись: Киккоитянка (Киккоитисса).
По преданию, икона, написанная святым Лукой, была послана в Египет и долго оставалась там. Из-за гонения на христиан, в 980 году, некоторые благочестивые люди решили ее вывезти. В пути судно захватили сарацины. Однако и враги православной веры в свою очередь попали в плен к грекам, а те доставили образ в Константинополь. Вопреки приключениям и нападениям, корабль с иконой прибыл в Царьград. Там, в царских чертогах, он хранился до времен Императора Алексея Комнина (1082 — 1118).
Святой Апостол и Евангелист Лука пишет икону Пресвятой Богородицы и показывает Первообразу. Мозаика галереи Киккского монастыря, Кипр |
ΙΙ. ПРЕДАНИЯ КИККСКОГО МОНАСТЫРЯ
О пренесении иконы на Кипр
Во времена царствования Алексия I Комнина императорским наместником и военачальником (дуксом) Кипра был муж воинственный и храбрый Мануил (Эммануил) Вутомитис. Его резиденция находилась в Левкосии, откуда он со свитой выезжал для охотничих забав.
В одной из таких прогулок случилось ему потерять своих спутников из виду и заблудиться в сосновой чаще, покрывавшей высокую гору, что прежде носила название Кокку, а затем была переименована в Кикку. Здесь он встретил подвижника, добродетельного старца Исаию, и сказал ему:
— Я заплутал и потерял дорогу.
Но тот не ответил дуксу ничего, пытаясь скрыться и желая остаться в неизвестности.
Мануил возомнил, что причина молчания — презрение к нему. Крича и не получая ответа, он, одержимый сильным гневом, поверг старца на землю и стал бить ногами.
Страдая, преподобный прославлял Творца, а затем кротко сказал правителю:
— Не довольно ли тебе, человек, своего счастья, и наслаждения богатствами острова, и владения городами, и начальствования над войсками, что и нам, живущим в пустынях, ты творишь зло? Отойди от меня, и за все воздаст тебе Господь, ибо я Его грешный раб.
Правитель, одержимый яростью, не придал значения его словам. Вскочив на коня, он нашел своих спутников и вместе с ними пустился в обратный путь. По прошествии немногого времени, они прибыли Левкосию, и тут дукса постиг серьезный недуг - расслабление, под названием летаргия.
Он тяжко мучился, рыдая и призывая Бога на помощь. Ибо все люди подвержены страданию, включая и богатых, и в печали вспоминают о Господе. Вот и Мануил в печали помянул Господа, и вспомнил о монахе Исаие, и осознал, что наказан за свой грех. Тогда он со слезами призывал Творца, умолял о благодаровании здравия, чтобы просить прощения у обиженного им старца.
Между тем преподобному было откровение о возвращении иконы Богоматери, написанной святым Лукой, из царских чертогов на Кипр, и чтобы он, когда к нему придет дукс, требовал от него возвращении иконы на остров, иначе ему не отпустится грех.
Старец передал повеленное Мануилу, со слезами просившему прощения.
Услышав, правитель с испугом воскликнул:
— Прости, отче! Но дело это выше сил моих! Кто я, чтобы дерзнуть сказать императору подобное? Проси чего-нибудь другого.
Но отшельник отвечал:
— Если хочешь получить прощение, то сделай это, и в исполнении ты будешь иметь помощницей Богородицу, ибо так мне открыто.
После этих слова правитель согласился, но просил старца ехать вместе с ним в Константиноволь.
Преподобный был готов и на это, только бы получить желаемое.
После молитвы отплыли в царственный град. Прибыв в столицу, старец удалился в пустынное место, известное правителю, Мануил же направился во дворец, чтобы представиться императору и донести ему о делах своего управления.
Но в тот день и после, много раз являясь к нему, дукс не осмелился говорить о святой иконе и просил у старца прощения, говоря, что боится утруждать царя своим прошением и ждет подходящего времени.
Старцу наскучило напрасное ожидание, и он испросил у правителя позволения возвратиться в Кипрскую пустынь, убеждая его исполнить обещанное, и, когда будет удобно, просить императора об исполнении воли Пресвятой Богородицы. Правитель опечалился, но не мог удержать старца. По его повелению лучшие живописцы написали две иконы: на одной из них Господь был изображен сидящем на престоле, а на другой — Святая Троица, странноприемлемая Авраамом, внизу Пречистая Богородица, и подле Ее ног с правой стороны — монах Исаия, с левой — Мануил Вутомит. Правитель, прося старца молиться, дал ему эти две иконы и достаточную сумму денег на построение храма.
Преподобный, возвратившись в свое уединение, скорбел о безуспешном путешествии и вдруг однажды во сне услышал утешительный голос:
— Не печалься, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро придет к тебе, как знает Господь, и как угодно Пренепорочной Владычице.
Утешенный этим, отец Исаия начал строить храм во имя Пресвятой Троицы, как ему было приказано. Возведя его, он поместил в нем данные правителем святые иконы. Потом поставил и монастырь, постоянно молясь об исполнении открытого ему в видении.
Император Алексий Комнин. Мозаичный потрет. |
— Неужели никто не может утешить меня и указать лекарство для моей дочери?
— Государь! — отвечал Мануил. — Я страдал такой же болезнью на острове Кипре, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исайи, я бы умер. Этот старец заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в твоих чертогах икону Богоматери на Кипр, в его обитель, как это было открыто ему в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мной, чтобы при моем посредничестве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству. Подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом завещал мне сказать тебе все. Ты же поступай по своему изволению. Царь, выслушав эти слова, опечалился. Обещая Мануилу исполнить волю Матери Божией, он со слезами воскликнул:
— Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица?! Молю Тебя: избавь дочь мою от неизлечимой и тяжкой болезни, и я с готовностью отпущу честную икону на Кипр!
Вскоре царевна исцелилась, но Алексей Комнин все медлил исполнить обет, не желая расстаться с великой святыней. Тогда нерадивого земного владыку постигло наказание Владыки Небес: император сам впал в тяжкий недуг. В болезни он увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, император велел лучшему иконописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров, но Пресвятая Дева явилась ему в сновидении и грозно сказала:
—
Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров монаху Исайе, ибо так
Мне угодно.
Преподобный Исаия и правитель Кипра Мануил у трона Императора Алексия Комнина, рядом с его исцеленной дочерью. Фреска Киккского монастыря. Кипр |
Согласно другим устным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданиям, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Самодержец схитрил, поставив перед ним две, на вид одинаковые иконы, и предлагая выбрать подлинник самому. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица. «Та икона, — сказала Она, — на которую сядет пчела, и есть подлинная». Так и случилось — и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому символом Киккской обители и стала пчела.
Согласно другим устным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданиям, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Самодержец схитрил, поставив перед ним две, на вид одинаковые иконы, и предлагая выбрать подлинник самому. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица. «Та икона, — сказала Она, — на которую сядет пчела, и есть подлинная». Так и случилось — и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому символом Киккской обители и стала пчела.
Перенесение иконы из Царствующего града Константинополя. Иконописец изобразил деревья, клонящиеся к земле и полный штиль на море. Фреска Киккской обители, Кипр |
Однако император строго приказал, чтобы лики Божией Матери и Богомладенца были закрыты пеленой, дабы никто не дерзнул на них взглянуть.
Встреча иконы на Кипре. Фреска Киккской обители, Кипр. |
Когда икона прибыла на Кипр, ее встретили с почестями. Жители острова прошли с ней от морского побережья до Троодоса. Не только люди, но и деревья, и птицы, и морские раковины радостно приветствовали Пресвятую Госпожу. Деревья преклонялись перед святым образом, а моллюски в раковинах, поднявшись со дна моря, сопровождали процессию. В наше время еще можно увидеть склоненные сосны — чудесные свидетельства всеобщего ликования и почестей, которыми встретил Кипр икону Пресвятой Богородицы.
Исайя воздвиг на Киккской горе еще один храм, во имя Божией Матери, и поставил в нем Ее образ. Им же были построены около храма кельи для иноков, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден императорской грамотой. Обитель получила название Царской, как построенная на средства императора, и ставропигию, независимое управление. Селения Перистерона, Милос и Миликури становились отныне ее вотчинами и должны были содержать ее.
О пелене, закрывающей лики
Здесь святая икона прославилась многими чудесами. Летописи повествуют, что неоднократно во время засухи по молитвам перед ней проливался дождь, исцелялись кровоточивые женщины, немые начинали говорить, а один отрок на грани смерти получил совершенное исцеление.
Милостивая Киккская икона, со времени перенесения на остров, во исполнение императорской воли, до половины закрыта пеленой от верхнего левого угла до правого нижнего. Ликов Богоматери Божественного Младенца никто не может видеть.
Язычник (иноплеменник) с иссохшей рукой у иконы Пресвятой Богородицы Киккской. Фреска Киккской обители, Кипр. |
Некогда один нечестивый язычник, простерший руку к святой иконе, чтобы приподнять пелену, был тотчас наказан иссушением этой руки.
Икона Пресвятой Богородицы Киккская с ликами, закрытыми пеленой. Рядом — изображение иссохшей руки. Современное фото. |
Не осмелились тронуть ее ни Патриарх антиохийский Сильвестр, ни Патриарх александрийский Косма, ни архиепископ кипрский Филофей. За дерзность многие подверглись ужасному наказанию. Его испытал на себе Патриарх александрийский Герасим в 1699 году. Тогда он воскликнул: "Верую, что сия икона точно написала Евангелистом Лукой и молю Пресвятую Деву Богородицу о прощении!" Молитва и раскаяние Герасима были услышаны, и он освободился от постигшего его наказания, как засвидетельствовано это в его грамоте.
О внутреннем, глубоком смысле покровении святых ЛИков так поется в службе Пресвятой Богородице Киккской: "Яко молчанием одеваемся, Дево, таинство страшнаго Христова вочеловечения отнюд не могуще познати, тако и пеленою икону Твою Божественную покрываем" (3-я песнь канона, второй тропарь).
Еще одно происшествие случилось в 1776 году. Монах с острова Родос по имени Иоанн прибыл в этом году в монастырь как паломник. Он просил оставить его в церкви одного для поклонения и молитвы. Братия, сначала отказав, преклонилась на настойчивые просьбы.
Паломник остался в храме с несколькими принесенными с собой лентами, которые положил на светильник напротив святой иконы, и стал возносить молитвы Пресвятой Богородице. Но затем протянул руку, чтобы откинуть пелену. Тотчас из отверстия в окладе ему в лицо ударила струя горячего воздуха, а место, на котором он стоял, задрожало. В ужасе он воскликнул: «Пресвятая Богородице!» и упал навзничь.
Двое монахов, которых игумен тайно послал охранять церковь и присмотреть за паломником, нашли его полумертвым и вынесли на воздух. Там он пришел в себя, но на вопросы не отвечал. Лишь оглядев их, бросился в храм и пал ниц перед иконой. После заутрени он рассказал братии о том, что с ним произошло.
Убранство иконы сохраняется неизменным в 1576 года. Даже сегодня братия обители, вынося икону для избавления от засухи, не смеют взглянуть на лишенный покрова лик.
Другие чудесные происшествия
А. Чудо о спасении утопающего
Один матрос, по происхождению киприот, в страшный шторм на море, взмолился Киккской Пресвятой Богородице и дал обет служить ей, если останется жив. Благополучно причалив к земле, он стал монахом обители Киккской.
Б. Чудо об изгнании беса
Некий монах-иконописец был одержим бесом множество лет. И вот он прибыл на Кипр в надежде на исцеление по молитве у Киккской иконы. Дорогой из Никосии его попутчики услышали странный голо:
— Куда ты идешь? Вернись, остановись!
Но их спутник оставался спокоен, и все продолжили путь.
Когда паломники прошли половину пути, они услышали снова:
— Чем дьявол не угодил тебе? Мы с тобой много лет были друзьями. Зачем же идешь к Киккской иконе, чтобы избавиться от меня? Чем эта икона лучше твоих? Ведь я не бросал тебя ни в пропасть, ни в воду, ни в огонь, а ты отрекаешься от меня. Знай же, что я никогда не позволю тебе поклониться иконе.
Когда путники достигли ворот обители, произошло нечто странное. Монахи пригласили их в церковь на поклонение, но иконописец не мог встать с камня, на котором отдыхал после дороги. Три дня просидел он на нем неподвижно. Борясь и превозмогая себя, он с трудом добрался до дверей храма, но и тогда дьявол не позволил ему войти в нее. Несколько часов прошло, и как ни старались ему помочь, он не смог преодолеть порог.
Огромным усилием он попал в церковь и сразу бросился поклониться иконе.
Демон поверг его на пол, но, остановленный Богородицей, произнес:
— Ухожу, ибо сила иконы Пресвятой Богородицы изгоняет меня!
Избавившись наконец от вражией силы, монах встал и воздал похвалу Владычице.
Гравюра из издания 1813 года. Цифрой I указан камень, из-под которого забил источник |
Инок монастыря, идя куда-то для выполнения послушания, так изнемог от жары и жажды, что осел на камень. Взывая к Богородице, он воскликнул:
— О, Пресвятая, спаси! Погибаю от жажды.
И тут он услышал голос:
— Разбей камень, на котором сидишь.
Как только монах сделал это, тотчас хлынул обильный поток воды.
Потрясенный, он бросился рассказать о чуде братии. С тех пор многие исцелились от болезней этой водой.
Г. Чудесное спасение из огня
За долгую свою историю обитель не мене четырех раз переживала опустошительные пожары (1365, 1542, 1751 и 1813 годы). Ни в одном из них икона Пресвятой Богородицы не пострадала.
В 1365 году она спаслась явным чудом.
В один из дней 1365 года, после утренней трапезы, братия отправились в лес за хворостом. В горах им повстречался селянин, собирающий дикий мед. Он, выкуривая пчел из ульев, разводил костры. Порыв ветра подхватил огонь одного из них и понес прямо на монастырь. Пламя быстро охватило все здания, и по стенам храма уже подбиралось внутрь.
В это время там молился лишь парализованный старик. Увидев огонь и объятый ужасом, он услышал голос:
— Встань, возьми икону и спасайся.
Вскочив на ноги и прижав к себе икону, он, и вправду, бросился прочь.
Чудо спасения иконы в пожаре 1365 года. |
Отбежав подальше и взобравшись на стоящий на холму кедр, исцеленный, наконец, отдышался, и тогда только понял, что совершилось чудо.
Тем временем в обитель вернулась братия, но икону нигде отыскать не могли. Не найдя ее и видя, что пламя усиливается, они тоже стали спасаться бегством. Горело все, и лишь к одному дереву огонь то подбирался, то отступал. Это и был тот самый кедр с бывшим парализованным на ветвях. Так была спасена икона.
Католический король Кипра Пьер де Лузиньян (годы правления 1359 — 1369) захотел восстановить опустошенный пламенем монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга, Элеонора Арагонская, упросила его позволить ей самой выделить средства на восстановление обители.
Новая деревянная постройка пострадала в 1542 году при игумене Симеоне. При третьем пожаре погибло церковное имущество, за исключением Киккской иконы Пресвятой Богородицы, некоторых других икон и отдельных предметов. Церковь отстроилась вновь под руководством игумена Парфения в 1755 году.
В 1813 году обитель снова сгорела, но скоро восстановлена к лучшему, сравнительно с прежним, виде. Игумен Мелетий и монахи представили патриарху Кириилу сигиллии 1783, 1760 и 1672 годов и просили возобновить ставропигиальные права монастыря. Патриарх объявил его сводобным и независимым от всякой власти, духовной и светской, с обязательством подчиняться ему одному, предприсал монахам жить по уставу киновиальному, заботиться об устройстве обители, общим голосом избирать игумена, который и должен управлять монастырем при участии почетных старцев и согласно уставу, в противном случае лишается братством власти. Монахи должны беспрекословно повиноваться игумену и ничего не делать без его разрешения. Кипрские архиереи не имеют права предъявлять никаких требований к монастырю.
В 1821 году, во время антитурецкого восстания в Греции и гонений на Кипре, на монастырь напали турки и полностью разграбили его. Но и в этот раз монахам удалось сберечь икону.
Однажды жестокий правитель острова Бекир-паша отправил своих свирепых подчиненных с приказом о разрушении обители. Архиепископ Филофей, узнав об этом, с риском для себя послал вестника предупредить отцов Киккоса уготовиться на защиту православной твердыни и надежно спрятать икону. Как только образ Божией Матери очутился в пещере, грянул гром, разразилась страшная буря, не стихавшая трое суток. Стихия так устрашила тех, кто собирался уничтожить обитель, что они бежали обратно, не выполнив задуманного.
Киккский монастырь, современный вид. |
Спасительница от засухи
Так величают икону верующие Кипра, и вот почему. Как только бедствие поражало остров, ее выносили из монастыря и совершали крестный ход в близлежащие селения, и тогда засуха сменялась обильными дождями.
Однажды в засушливое время турецкий правитель, наслышанный о чудотворной иконе, послал за игуменом и сказал ему:
— Слышал я, монах, что ты дуришь народ какой-то картиной. Знай же: если через несколько дней не будет дождя, я сожгу ее на твоей голове и потом предам тебя смерти.
Игумен в страхе вернулся в обитель и организовал крестный ход в селения Маратусы со святой иконой. Когда назначенный срок подошел к концу, настоятель упал перед иконой с молитвенным воплем и залился такими слезами, что вся земля вокруг увлажнилась ими.
Вдруг на небе явилось облачко, а вслед за ним потемнело, и хлынул дождь.
Правитель был так удивлен этим чудом, что издал указ, разрешающий игуменам монастыря устраивать крестный ход и беспрепятственно носить Киккскую икону Богородицы.
III. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
Игумен Даниил, русский паломник, совершил путешествие к святым местам Востока в 1104 – 1106 годах. Он заезжал и на Кипр, но, судя по записям, не посещал Киккского монастыря.
Дьякон Троице-Сергиевой Лавры Зосима около 1422 года записал в дорожных заметках кратко: «Монастырь здесь есть, называется Киккос».
Иеромонах Ипполит Вишенский около 1709 года подробно пишет о Лазаревской церкви в Кити и пребывающих там мощах. Также он пишет: «В Кипрском острове, за исключением женщин, все платят туркам харадж, или дань, семнадцать тысяч левов. Об этом рассказал епископ Иоанникий: он за своих священников и попов и за себя платит поголовщину полторы тысячи левов».
В 1734 году здесь на Киккской горе побывал известный путешественник Барский, описывающий то же предание об обретении, но без имен. «Есть монастырь расположением и зданием зело лепотен, с трапезою, поварнею, палатою, гостиницею и многими келиями, иже суть едини верху других, даже до третияго, высоко устроены и чрепием покровенны».
22 ноября 1794 года на берег острова сошел Саровский иеромонах Мелетий. Вот что он сообщает о посещении Киккской обители. «23 –го числа, в полночь, мы сели на ослов и месков, нанятых в ближайшем селе, и поехали поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы в монастырь Киккос. Причина нашей езды ночью была такова. Турецкие морские служители, бывшие из Кипра, приехали из Константинополя вместе с нами в Ларнаку. Они, где бы ни попался, отнимали у христиан скот и уезжали в свои дома, чего наши наемщики и боялись, а потому приехали ночью». …
Далее он рассказывает о посещении Киккских подворий (метох): Архангела Михаила и свв. Мучеников Сергия и Вакха. Затем путники поднялись в горы, где еще не было удобных дорог.
«Путь наш в горах сначала был по долинам, потом, поднимаясь по холмам, мы ехали, местами, по вершинам высочайших гор, где поднимающиеся с земли облака в виде мглы или тумана быстро, с шумом мимо нас пролетали. … Каменные гладкие тропы, по которым мы проезжали, местами были такие, что по ним можно было пройти только одному человеку или животному: с одной стороны – крутой утес, вознесший средь высоких гор, с другой – ужасная глубокая пропасть. Едва ли кто такие страшные места, не содрогнувшись и не зажмурившись, сможет проехать. Некоторые из наших путешественников слезли с животных и шли пешком. Но ослы и мески – смирные животные, без страха со всадниками и одни проходят.
К вечеру пришли мы в монастырь и были приняты ласково, дали нам для пребывания большую гостевую келью. Подкрепившись монашеской трапезой и сном близ горящего всю ночь камина, мы встали, когда бозвестил будильщик, и пошли в церковь на молитву.
На девятой песни канона мы были подведены, по обычаю, к целованию иконы Пресвятой Богородицы. По окончании Литургии, которая совершалась после утрени, были угощены в своей витальнице хорошей трапезой.
Икона Пресвятой Богородицы стоит в церкви близ царских врат, с северной стороны. Размером она равна Владимирской. Сам подлинник обложен серебряным окладом и сверху до пальцев покрыт тканью, и при целовании Образа снизу открыт только один ее угол. Около этого святого образа висят много серебряных и других вещей, знаков совершившихся чудес, среди которых находится деревянная по локоть рука – в память о некоем арабе-магометанине. Он, рассказывали мне там монахи, придя с наглостью в церковь, начал от неугасимо горящего пред иконой Пресвятой Богородицы кандила раскуривать в трубке табак и вдруг падает замертво, а рука, исполнившая волю дерзкой души, от тела его оторвалась по локоть. Труп был вынесен прочь из церкви, а рука с письмом была послана в Константинополь».
Далее отец Мелетий описывает уже известное нам предание о перенесении иконы на Киккскую гору, причем называет имя царя: Алексий Комнин, и дочь его – Анну.
«Этот монастырь из-за своей Покровительницы, -- далее пишет он, — в уважении у самих турок. Икону Ее они называют Буюк Панагия, что значит, если перевести первое турецкое слово и второе греческое, Великая Всесвятая. Налогов и даней, в отличие от других монастырей, от него требуют меньше. Впрочем, как монастырь, так и самая Богородичная икона у греков называется Панагия Кикко – по названию растущих тут деревьев «киккос». Это дерево по высоте равно дубу, но ветви его длинные».
Киккская обитель. Изображение 1778 года |
Спутники наши христиане и мы желали поклониться чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, находящейся в монастыре Кикко, отстоящем от Ларнаки на 8 часов ходу, но в сем воспрепятствовало нам возмущение, производимое Пашею Левкосийским» [VII: 52 — 53].
А. Н. Муравьев, путешествовавший по Кипру около 1830 года, повторяет то же предание об иконе, упоминая императора Алексея и без имени – его дочь, а о положении Киккской обители пишет так: «Она не зависит от архиепископов, но прямо от патриарха Константинопольского, хотя для большей свободы ее игумен всегда избирается из туземцев. Около ста ее подворий рассеяны по всему острову, с лучшими садами и землями, которые и поныне возделывают без всякой платы жители Кипра, движимые одним благочестием. Но ее благосостояние рушилось в последнюю греческую войну, и все сокровища были расхищены беем Кипра, в том числе и дары наших государей….
В конце бора пред нами предстал величественный монастырь Кикко, орлиное гнездо иноков, поселившихся на высоте утесов. Наместник со всею братией встретил нас пред святыми воротами, и дивен был для взоров этот черный ряд отшельников на воздушных высотах Кипра. За ними вслед вступил я в собор и поклонился древней иконы Святой Девы, лик Которой всегда утаен от взоров богатым покровом».
А вот воспоминания архиепископа Минского Антония (Мельникова) от 30 мая 1967 года: «В храме, построенном в XV веке, мы помолились пред Киккской иконой Богоматери. Потом настоятель обратился к нам с прочувствованным приветственным словом, на которое также сердечно ответил ему владыка Никодим. Из слов настоятеля мы узнали, что монастырь был основан в XI веке при участии византийского императора Алексия Комнина».
IV. МАЛОАЗИЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ
Чудотворная икона Божией Матери Атталийская (Джинго Панагия Киккская)
Христиане Атталии с особым благоговением почитали чудотворную икону Божией Матери Киккскую, или, как ее называли на местном диалекте, Джинго Панагию, находившуюся на самом видном месте в храме святителя Николая в Атталии.
Каждый понедельник утром, прежде чем отправиться на работу, атталийцы преклоняли колена пред этой святой иконой и испрашивали милости Матери Богородицы. И становились свидетелями множества чудес, происходящих в их жизни с помощью Пресвятой. Однажды дивным образом исцелилась парализованная девушка.
Образ в настоящее время находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в районе Таврос в Афинах, считается очень древней и точной копией с иконы, хранящейся в Киккском монастыре.
Уроженец Атталии митрополит Серафим в специальном труде "Об обители Киккос на Кипре", который вышел в свет в Венеции в 1760 году и переиздавался, пишет: "Одну из трех икон Богородицы, написанных Евангелистом Лукой, должны были из Египта доставить в Константинополь. Неизвестно, по какой причине ее привезли и поместили в Атталии. Там она хранилась долгое время".
Когда в VI веке в царствие императора Ираклия персидский царь Хозрой занял Атталию, святая иконы была срочно переправлена на Кипр. Однако в VII веке и там он оказалась в опасности из-за набегов сарацинов. Ее снова пришлой перевозить, на этот раз в Константинополь, в императорский дворец".
Приводит он и вторую версию, согласующуюся с преданием Киккского монастыря, о Кипрском наместнике (дуксе) Мануиле Вутомитисе и святом Исаие.
Также он пишет: "В правление Алексия Комнина икона Божией Матери была с великими почестями перевезена на императорском корабле снова на Кипр и помещена в возведенной на императорские же средства знаменитый монастырь Киккос. Точным списком с иконы является находящаяся в Атталии икона, которая потому и называется "икона Божией Матери Киккская".
Она сделалась известной, и начиная с XIII века с нее было создано множество списков, хранящихся в разных храмах Кипра, на Синае и в других местах.
Атталийская копия иконы Богородицы Киккской |
К сожалению, с течением времени по разным причинам икона сильно пострадала. Лик Богородицы, значительно поврежденный, виден очень смутно, как и лик Христа.
Атталийцы сначала праздновали память чудотворной иконы 8 сентября, в Рождество Богородицы. Но однажды во время всенощной на рассвете жен-мироносиц в храме святого Николая в Атталии у образа произошло чудо исцеления. Девушка, страдающая врожденным параличом, стала совершенно здоровой. С тех пор христиане отмечают праздник Киккской иконы Божией Матери два раза в год, 8 сентября и в память о чуде в воскресенье жен-мироносиц.
Есть множество рассказов о совершенных у этой иконы чудесах. Одно из них — исцеление парализованного турка, отец которого от великой радости подарил церкви верблюда.
Во время гонений на христиан в 1922 году священник Атталии отец Панкратий, вместе в Панайотисом Хаджиесмерисом перевезли священный образ в Грецию и поместили в храм в Пиргосе, в Элиде. Год спустя ее перевезли в Тезейон, в церковь святого ФИлиппа, а в августе 1929 года — во временный храм Богородицы в Тавросе.
Сейчас икона находится в Тавросе в храме Успения Богородицы.
В этом храме ежегодно в воскресенье жен-мироносиц собираются атталийцы и отмечают праздник Джинго-Панагии, как некогда в самой Атталии.
V. СВЯЗИ С РОССИЕЙ И ПОЧИТАНИЕ
Монастырь не только являлся крупным земельным собственником на самом Кипре, но до октября 1917 года ему принадлежали земельные угодья на юге России. Связь с Русской Церковью поддерживалась всегда.
Отдельные предметы убранства храма (подсвечники, светильники, серебряные с эмалью оклады Евангелий, кресты, складники-мощевики, облачения, митры) сделаны русскими мастерами, некоторые дары России можно увидеть в монастырском музее.
В России для Киккского монастыря был отлит колокол весом 1280 кг.
В 1842 году настоятель обители архимандрит Иоаким посетил Россию и получил там значительную материальную помощь.
Набор колоколов, сохранившийся до наших дней, также привезены из России в дар от московской мещанки Екатерины Абрамовой.
Одним из наиболее ранних списков иконы считается «Киккская Богоматерь» первой трети XII века из монастыря святой Екатерины на Синае. В иконостасе соборного храма Киккского монастыря справа от чудотворного образа находится список XVIII века.
В XV – XVII веках Киккская иконография разошлась во множестве вариантов по всему греческому Востоку. В России, особенно в южных районах, она появилась в конце XVI – начале XVII столетия в связи с распространением сказаний о кипрских святынях.
Иконостас и внутреннее убранство храма святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве |
В 1675 году иконописец вернулся к тому же сюжету, но теперь уже сохранил расположение Пресвятой Богородицы и Младенца такими, какие изображены на оригинале (Богомладенец восседает на левой руке Богоматери). Этот образ пребывал во Флорищевой Пустыни Владимирской епархии (ныне во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Киккская икона кисти Симона Ушакова, 1668 год |
В приделе Киккской (Кипрской) иконы Божией Матери Площанской Пустыни находились местно-чтимая Киккская икона Божией Матери, по преданию принесенная сюда преподобным Василием (Кишкиным).
Чтимые списки иконы находятся сейчас: в женском Никольском монастыре г. Мукачева, в Московском Зачатьевском монастыре, храме Сошествия Святаго Духа в Москве.
VI. ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ
Первое известное издание, зафиксировавшее предания об иконе Божией Матери Киккской, вышло в Венеции в 1751 году. Ее автор — священноучитель иеромонах Ефрем Афинянин, в будущем — Патриарх Иерусалимский Ефрем II.
Священноучитель Ефрем Афинянин, Патриарх Иерусалимский |
«Среди многих преданий, — пишет отец Ефрем, — одно утвердилось крепче других — что царь был из рода Комнинов. Некоторые из отцов сказали мне об Алексие, как я слышал и от старцев, иные — об Исааке, царствовавшем лишь два года, называли и Исаака Ангела. Но я нахожу, что это был Алексий, ибо только у него была единственная и порфирородная дочь, мудрая Анна. Кроме того, именно во время его царствования служил Мануил (Эммануил) Вутомитис, что мы видим из истории жизни и деяний императора, описанными Анной. Дукс Кипра упоминается в главах 9, 11 и 14 "Алексиады"» [I, 7 — 8].
Далее в издании подробно излагается история перенесения святой иконы на остров.
Завершается оно каноном молебным пред иконою Богородицы Киккскою.
VII. МОЛИТВОСЛОВИЯ
Канон молебный пред иконою Богородицы Киккскою составил будущий Патриарх Иерусалимский Ефрем Афинянин и поместил его в конец своей "Истории Киккской обители", вышедшей в 1751 году.
Стихира на целование образа и второй молебный канон того же автора опубликованы в переиздании 1819 года.
Бденную службу, совершаемую пред иконой в наши дни написали господин Харлампий Бусья и Афонский гимнограф отец Афанасий из Симонопетры. Тропарь и кондак из нее размещены на официальном сайте Киккского монастыря.
И наконец, протоиерей Илия Тетерько составил службу на церковнославянском языке.
VIII. ПРАЗДНОВАНИЕ
В Киккской обители Кипра — в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует главное торжество, а 9 сентября по новому стилю (Кипрская Церковь перешла на новый стиль, исключая Пасхалию), в день памяти святых Богоотцов Иоакима и Анны, на следующий день после Рождества Пресвятой Богородицы, совершается служба, посвященная именно Киккской иконе.
В Атталии (Малая Азия) — 8 сентября, а также в неделю святых жен-мироносиц – в воспоминание бывшего здесь от иконы чуда [VIII, 115].
В книге «Жития всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью (поименованных в месяцеслове св. Синода и др. месяцесловах) и сказания о всех праздниках православной церкви и чудотворных иконах пресвятой Богородицы»: 12 ноября по старому стилю и 26 декабря по старому стилю [X, 639, 718].
В «Полном месяцеслове Востока» память значится под 26 декабря (по старому стилю): «Киккския Милостивыя иконы Божией Матери. Новый Лимонарь. См. 18 августа об Варнаве и Софронии. Она написана св. Лукою, по преданию. Находится на о. Кипре в Киккской обители. В 1751 году издано на греческом языке описание сей иконы. У Дебольского 15 ноября (по старому стилю)» [IX, 337].
Источники и литература
I. Η περιγραφή της σεβασμίας και βασιλικής Μονής του Κύκκου ήτοι διήγησις περί της εν Κύπρω αποκομίσεως, της θαυματουργού αγίας Εικόνος της Υπεραγίας Θεοτόκου της λεγομένης Κύκκιοτίωσης. — Ενέτιση, 1751. — σσ. 76.
VII. Вешняков, Иван Иванович. Путевыя записки во святый град Иерусалим и в окрестности онаго Калужской губернии дворян Вешняковых и мядынскаго купца Новикова в 1804 и 1805 годах. - Москва : В Университетской типографии, 1813. - [8], 212 с., [4] л. илл.
VIII. Чудотворная икона Божией Матери Атталийская (Джинго Панагия Киккская).// Звезды многосветлыя. Святые Писидии, Памфилии и Ликии в Малой Азии. — Год и место издания не указаны. — 144 с. — С. 112 — 115.
IX. Архимандрит Сергий. Полный месяцеслов Востока. т. 2. 404 + 272 с.
X. Бухарев, Иоанн Николаевич (ок. 1837-1909). «Жития всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью (поименованных в месяцеслове св. Синода и др. месяцесловах) и сказания о всех праздниках православной церкви и чудотворных иконах пресвятой Богородицы : С прил. общих тропарей праздникам и святым, с изображениями праздников и святых» / Сост. свящ. и законоучитель И. Бухарев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1896. - 768 с. : ил.; 22.
Смотрите также:
Икона Божией Матери Махериотисса: тропарь, кондак, часть службы, краткие сведения
Прошу Вас дать фото из Вашего материала в книгу: "ЖИТИЯ КИПРСКИХ СВЯТЫХ" РЕДАКТОР ЛЮДМИЛА.8 9265392777 Как с Вами связаться?
ОтветитьУдалить