четверг, 11 мая 2023 г.

Святая преподобномученица Мстислава Бутовская (Фокина, 1895 — 1938)

Святая преподобномученица
Мстислава Бутовская
(Фокина, 1895 - 1938)

Память 25 февраля по ст. ст./ 10 марта по н. ст., в Соборе новомучеников и исповедников Российских в ближайшее воскресенье к 7 февраля и в Соборе новомучеников Бутовских в четвертую субботу по Пасхе (преходящая), в Соборе новомучеников и исповедников Свирских в пятую субботу по Пасхе (преходящая), в соборе новомучеников и исповедников Коломенских 20 апреля по ст. ст./ 3 мая по н. ст.

Тропарь, глас 5:

Пóстническаго жития и молитвы/ úстинная рачúтельница явилася еси,/ благолюбúвая Мстислáво,/ дерзновéнно пред мучúтели рекýщи:/ в Бóга Триипостáснаго вéрую,/ и Томý Едúному послужúти желáю,/ прещéния же и гонéния вáша/ уповáния моего низложúти отнюд не возмóгут!/ Сему дерзновению Твоему дивящимся,/ и в Бýтове мощéм твоим покланяющимся/ молú в христиáнстем жúтельстве утвердúтися// и спастúся душáм нáшим.

Кондак, глас 3:

С
трáнствие во юдóли земнéй/ яко сон вменúла еси,/ всежелáнно себе Богу предáвши,/ благохвáльная Мстислáво,/ тéмже о нас умолú,/ понé мало в добродéтелех тебе подражáти,/ и богоугóдно путь жития совершúти,// и спастúся душáм нáшим.

Очерк жизни святой преподобномученицы
Мстиславы Бутовской (Фокиной)


Великим постом, 23 марта 1895 года, в живописном сельце Малом Уварове близ Коломны, родилась, а через два дня, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, крещена Мария Фокина. Родители  —  бессрочно отпущенный ефрейтор Симеон Иванович Фокин и законная жена его Евдокия Сергеевна, оба православные. Крестил девочку священник Иоанн Соловьев, отец одного из священномучеников Бутовских [1, л. 324 об. — 325]. 

Предки Марии были дворовыми людьми надворного советника Алексея Петровича Назимова, проживали в том же сельце, были приписаны к приходу соседнего села Богородицкого [2, л. 991 об.]. У отца Марии, Семена Ивановича, был земельный надел. Но сам он служил в Коломне на фабрике, не крестьянствовал, а сдавал свой участок в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года, с тринадцати лет, работала на шёлкокрутильной фабрике, тоже в Коломне. Это производство считалось подходящим для девочек младше 14 лет. Но рабочий день на таких предприятиях длился от двенадцати с половиной до четырнадцати часов [4, c. 82].

Приходской храм будущей прпмц. Мстиславы
в селе Богородицкое (ныне Богородское),
в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Фото А. Кротова, 2016 год. С сайта "Соборы. ру"

Интересно, что священник приходского храма Рождества Богородицы, отец Сергий Добров, был деятельным, усердным служителем Божиим. Он много потрудился на ниве церковного образования. После окончания Вифанской духовной семинарии стал учителем церковноприходской школы коломенского села Подберезники. А сын настоятеля ее приходского храма, на два года старше Марии, —  Александр Соловьев (1893 — 1937 гг.), священномученник, прославлен в лике святых. В детстве святые жили в одном приходе и встречались в храме, а ныне они мощами лежат недалеко друг от друга, в Бутове.

В 1913 году, когда Марии исполнилось восемнадцать, тяжело заболела мать, Евдокия Сергеевна. Чтобы ухаживать за ней, девушка вынуждена была оставить работу. Она последовала заповеди Господней: почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20,12), отдавая уходу все силы. Служение тяжелобольным помогает увидеть в себе недостаток смирения и любви, стараться приобрести их, помня Евангельский завет: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак. 2, 8).

Святой священномученик
Александр Соловьев
Между тем в городе усиливались революционные настроения среди проживавших в нем двенадцати тысяч рабочих. В феврале 1917 освобожденные арестанты и ссыльные вернулись домой. И, как говорили тогда, "завод и город зажили созвучной жизнью с обще-русской революцией"[3, с. 75]: в 1918 году закрыли духовное училище, в октябре 1921 года большевицкая власть переименовала все улицы, названия которых были связаны с Церковью. 

После смерти родителей Мария пыталась жить с  братьями. Но они были людьми неверующими, коммунистами. Несмотря на возрастающую антицерковную истерию, девушка выбрала путь последования Спасителю всей своей жизнью и была тверда в своих убеждениях и в своем исповедании. Чтобы всецело послужить Господу, она в 1921 году ушла от родных и поселилась в Коломне при храме, принадлежащем одному из мужских монастырей. Здесь она прожила девять лет, до 1930 года.

Это были годы антирелигиозного натиска безбожников. Для того, чтобы добиться закрытия церкви, годился любой повод. В городе оставалось всего 17 храмов, Троице-Сергиевский мужской монастырь. В Вознесенской церкви Брусенского Успенского монастыря в это время еще служил священномученик Бутовский, прот. Иван Парусников. 

15 апреля 1930 года в Ижевске Мария была пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив своё послушание при храме.

Узнав от паломников, что в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью теплится монашеская жизнь, она в декабре 1930 года отправилась туда и поселилась рядом в селе Пощупово, где в то время нашли пристанище матушки из разоренных женских монастырей и принявшие тайный постриг[5]. Это были исповедники веры. Несмотря на гонения, м. Мстислава была счастлива, что нашла место, где можно жить молитвенно и по-монашески. Весь Великий Пост и всю святую Пятидесятницу провела она при обители.

Иоанно-Богословский монастырь и окрестности
в зимнее время. 
Современное фото с сайта Соборы.ру


Но в день Святой Троицы, 31 мая 1931 года, сотрудники ОГПУ и милиции провели на рязанских территориях массовые аресты монашествующих, активных прихожан, священнослужителей. В результате облавы взято под стражу 489 человек. Возглавлявшего обитель архимандрита Зосиму (Мусатова) со всей братией, иноками и мирянами, собравшимися вокруг них, и, конечно, матушек из Пощупово[7] (всего сорок человек) поместили в Рязанскую тюрьму.

В воспоминаниях С. Д. Яхонтова есть такие строки о Рязанской тюрьме того времени:
"... покрытые плесенью стены камеры, по которым стекала вода, невообразимая теснота — между нарами мог пройти один человек. Камеры тюрьмы не отапливались, несмотря на наличие печей. Спали на мешках, набитых соломой..." (6, с. 112). 
 
Допросы длились три месяца.

Никто из близких не свидетельствовал против настоятеля, о. Зосимы. А сам он перед своими тюремщиками исповедал: "Монахам и верующим я говорил, чтобы не противились власти и переносили все терпеливо... Собственные взгляды я не изменил и с ними — навсегда. Всякая власть есть власть от Бога, которой повинуюсь во всем, кроме моих религиозных убеждений".

Можно только удивляться отваге и истинной верности Христу, которые явила матушка Мстислава. В деле остались ее слова: «Смело заявляю — власть притесняет религию; дана свобода, а получается наоборот — монастыри и церкви закрывают». 

Она могла бы скрыть, что пострижена, ведь документов, подтверждающих это, не существовало, но прямо исповедала себя монахиней и назвала монашеское имя. Поэтому она проходила по делу как служительница религиозного культа и, тогда как другие получили ссылку в Казахстан, ей вынесли более суровый приговор. 

Следователи пытались выведать, кто совершил над ней постриг. Но матушка никого не выдала,  отвечала, что не знает фамилии. 

Когда следователь поинтересовался, почему она приняла монашество, матушка ответила, что ушла для спасения души, чтобы, «отказавшись от мира сего, отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога».

Через три месяца дело завершилась. 3 сентября 1931 года тройка при ПП ОГПУ приговорила залюченную к трем годам исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной агитации. Она была отправлена этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги. 

Матушка оказалась на суровом севере, когда уже надвигались холода.

***

Сети исправительно-трудовых лагерей под общим названием "СвирЛаг" создавались на территории Лодейнопольского и Подпорожского районов. Столицей считалось Лодейное Поле. Свою короткую историю он начал по документам 17 сентября 1931 года, хотя лагерные будни под вывеской лесозаготовительных отделений УСЛАГа начались на берегах Свири раньше.

Лесозаготовки для строительства Нижне-Свирской ГЭС, 
работают заключенные.
Начало 1930-х гг.

Заключённые участвовали в строительстве первой гидростанции на Свири. В Свирлаге заставляли работать на строительстве гидростанций, многих гнали на лесоповал, чтобы пилить деревья вручную для нужд Ленинграда… До сих пор не заросли прорытые для сплава древесины каналы. Узкоколейка... В земле – ложки, кружки, багры и ломы... Сохранилась табличка: «Проспект Сталина».

Бараки Свирлага. 
Строительство Нижне-Свирской ГЭС, 1931 год

Чтобы снабжать промышленность и жилые дома Ленинграда дровами и строительным лесом, заключенные трудились в крайне сложных условиях: валили лес, грузили его на баржи или железнодорожные платформы. Помимо основного производства они должны были обеспечивать весь лесозаготовительный процесс: изготовлением и ремонтом оборудования, постройкой лесовозных дорог, сооружением плотин, рытьем каналов.

Положение заключенных в Свирлаге было крайне тяжелым. Причины — изнурительный труд на лесозаготовках, ограниченное использование техники, скверные бытовые условия, скудное питание, нехватка одежды и обуви и проч. Ситуация в Свирлаге была значительно хуже, чем в других лагерях, особенно в последние годы его существования.

Заключенные Свирьлага на лесосплаве.
Строительство Нижне-Свирской ГЭС, 1931 год.


Андрей Евгеньевич Снесарев, генерал-лейтенант, осужденный по делу «Весна» и отбывавший срок в Свирлаге в районе села Важины, писал: «Зэк знает, что вода Свири холодна, а осенью она будет холоднее, что морозы здесь люты, ветры бывают шквальные, и он бережет обувишку (свою и казенную) как зеницу ока, как якорь спасения в суровые дни непогоды <…> он ходит в лаптях до последнего момента, пойдет – пока можно – босый, чтобы грядущие испытания встретить в кожаной обуви. Он знает, что на работу он пойдет даже в случае, если обувь не была подана в достаточном количестве…»


Святые мученики и исповедники Свирские.
Крайняя слева — прпмц. Мстислава (Фокина)


Отбыв полностью весь положенный срок и освободившись в 1934 году м. Мстислава вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее никто по лагерной справке не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви.

Покровский храм г. Коломны
в советские годы

Когда храм закрыли, в 1936 году поступила кладовщицей на патефонный завод.

Во второй половине 1937 года начались массовые аресты оставшихся в живых или вернувшихся из ссылок священнослужителей и верующих. 17 августа взяли настоятеля Покровского собора протоиерея Александра Флерина, 2 сентября — служившего в этом же храме протоиерея Василия Счастнева. В окружающих Коломну селах арестовали: 14 октября — священномученика Сергия Бажанова; 31 октября — священномученика Матфей Алоина; 27 ноября — священномученика Виктора Смирнова, 2 февраля 1938 года — священномученика Иоанна Парусникова.

Конечно, матушка понимала: вскоре придут и за ней. Так и случилось. 24 февраля 1938 года ей предъявили обвинение: контрреволюционная агитация, враждебное отношение к ВКП (б) и советской власти".

Святая преподобномученица
Мстислава Бутовсая (Фокина).
Москва, Таганская тюрьма. 1938 год.
Фотография с сайта fond.ru


—  Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.
– О том, что я судима за контрреволюционную деятельность в 1931 году, я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.
– Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.

И следователь зачитал выдержки из показаний свидетелей, которые м. Мстислава отвергла все, одно за другим.

На этот раз дело сфабриковали быстро, уже 2 марта тройка НКВД по Московской области приговорила м. Мстиславу к расстрелу за "антисоветскую агитацию". 


Она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве, откуда многих вывозили на казнь. 

Святую преподобномученицу расстреляли  10 марта 1938 году на Бутовском полигоне под Москвой.

Как бы знаменуя любовь святой к постническому монашескому житию, ее путь в юдоли земной и начался, и закончился в дни Великого Поста.

Она причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода 24 декабря 2004 года для общецерковного почитания.

Святая преподобномученице Мстиславо, моли Бога о нас!


Составление тропаря, кондака, очерка — монахиня М. Так как некоторые факты опубликованы впервые, при перепечатке желательно дать ссылку на эту страницу.

Источники и литература

1.  Метрические книги Московской губернии. Коломенские уезд. Метрическая книга родившихся, скончавшихся и умерших за 1895 год. ГБУ "ЦГА Москвы", ф. 203, оп. 780. Д. 2512. — Лл. 324 об. — 325.
2.  Исповедные ведомости. Московская губерния. Коломенский уезд. ГБУ "ЦГА Москвы", ф. 203, д. 1357.
3.  Булич О. П. Коломна. Пути исторического развития города: общий очерк. — М.: [б. и.], 1928. — 95 с. 
4.  Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарный. - Москва : издание Московскаго губернскаго земства, 1877-1902. - 26 см. Т. 3, вып. 13: Санитарное исследование фабрик и заводов Коломенского уезда / Е. М. Дементьева. - 1885. - [571] с. разд. паг., 13 л. пл.
5.  Рязанский мартиролог.  Массовые аресты "религиозников и кулаков" 31 мая 1931 года. Рязанские территории. Электронный ресурс: https://stopgulag.org/object/459434210  
6. Политические репрессии в Рязани. Путеводитель./ Сост. А. Ю. Блинушов. — Красноярск, 2011. — 232 с.
7.  Среди арестованных 31 мая оказались: Журавлева Евдокия Поликарповна, Кирьянова Пелагея Фроловна, Тарасов Емельян (Евграф ) Васильевич, Шмелева Васса Яковлевна, монах Аристарх (Гаврилин), монахиня Аграфена (Алабина), монахиня Прасковья (Акиндинова), монахиня Анисья (Абаркина), монахиня Анна (Аверина), монахиня Степанида (Агафонова), монахиня Ксения (Алексашина) и другие.  
8. Сведения о религиозных обществах [церквях] Коломенского уезда от 24.10.1925 г. (копия) // Церкви, храмы, святые источники Коломны и Коломенского района.
9.  Муравьева М. В. Свирлаг 1931 — 1937. — С-Пб., 2021 г.
10. Муравьева М. В. Заключенные Свирлага. — С-Пб., 2022 .
11.  Жданова Я. А. Условия жизни и смертность заключенных в Свирском исправительно-трудовом лагере.
12.  ГА РФ, дело 21503
13. Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Новомученики и исповедники земли Рязанской. XX век: патерик. — Рязань: Мiр, 2012 г. — 528 с.
14. Клир Коломенской округи XVIII–XIX века : Генеалогический справочник. Выпуск 2 : [12.03.2023]. М., 2020–2023. 269, [30] с.
15. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия / Изд. Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Тверь, 2013. 416 с.
16. ГКУ ЛОГАВ. Ф. Р-4603. Оп. 1. Д. 27. Переписка по личному составу служащих и ИТР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий