среда, 9 мая 2018 г.

Паломнику на Кипре

Иконы Пресвятой Богородицы, пещеры подвижников, обители, храмы и другие интересные места Кипра

По просьбе хороших людей разыскивала разные сведения (в основном это кусочки, переведенные с новогреческого из разных книг) — по мере сил буду систематизировать и публиковать, начну с наименее известных

Близ Левкосии (Никосии)

Икона Пресвятой Богородицы Хрисоспилеотисса или Златопещерная

Там, где близ городка Като Девтера кончается обрывом одна равнина, начинается другая. В этой природной отвесной стене некогда чудесным образом обрели икону Богородицы. Величествен вид, открывающийся отсюда на окрестности до самого Махераса.

Согласно преданию, пастухи видели в обрыве сияние. Пошли на свет и обрели пещеру в охристо-золотистом грунте, а в ней — икону.  С тех пор закрепилось за пещерой имя «золотая», а за иконой — «Златопещерная».
Есть и другие мнения о происхождении именования иконы. Одни полагают, что в нем выразили киприоты свою веру и благоговение к Пресвятой, другие — что такой эпитет часто прибавляется к названиям икон Богородицы, как, например, Пантанассу именуют иногда Хрисопантанассой, Элеуссу — Хрисэлеуссой.
О самой пещере исторических свидетельств не сохранилось. Неизвестно, кто и когда выдолбил ее в скале, когда она стала местом подвижнических подвигов и святым храмом. Ее историю мы узнаем лишь из преданий, дошедших до наших дней. Письменные свидетельства в записках иностранных путешественников лаконичны, скудны, уникальных сведений не содержат.
Крестьянин на фоне обрыва и золотой пещеры.
Фото середины XX в.
В 1973 году, когда на верхнем плато строили дорогу из Левкосии в Агру, над пещерой обнаружили остатки древнего некрополя. Археологи датировали найденные останки эпохами с 1050 до 750 гг до н. э. и с 750 до 480 до н. э.
В то же время исследовали и пещеру, которая, как оказалось, служила для погребения христианских подвижников, дотоле неизвестных на Кипре, представляя собой гробницу, где некогда подвизались христолюбцы. После их преставления ко Господу она опустела. А века спустя Богородица явила чудо местным пастухам, которые пригоняли к реке под обрывом стада на водопой.



Прибыв в Като Девтеру, паломнику хорошо бы найти не только пещеру, но и саму чудотворную икону, которая пребывает в иконостасе храма свт. Николая, стоящего неподалеку. От образа проистекает множество исцелений. Вот лишь некоторые из них: полное исцеление десятилетнего мальчика от рака IV степени, от опухолей, исцеление парализованной четырехлетней девочки, избавление десятилетней Анастасии от болезни желудка, перед который были бессильны врачи, прекращение кровотечения. В знак этих и других чудес, которые записываются очевидцами, у иконы и чудотворного списка в пещере можно видеть множество подвесок.

Современный вид пещеры Пресвятой Богородицы
Почитание образа на Кипре велико. По просьбе о. Харлампия Николаидиса известный греческий песнописец иеромонах Афанасий Симонопетрский составил молебный канон Богородице Златопещерной. Присылая свою работу на Кипр, о. Афанасий писал в сопроводительном письме: «Великую радость чувствую я в это мгновение, закончив с помощью благодати Богородицы Златопещерной молебный пред ее иконой канон. Признаюсь, что впервые за все мое песнотворческое служение мне потребовалось для составления молебного канона так мало часов». Вот несколько строк из канона:
«Скалу, Пресвятая, обретши,
иже в Девтере живущии,
в ней узреша честную икону Твою,
временем потаенную,
юже сим чудом ты показала еси,
о Хрисоспилеотисса,
нам прибежище».
Есть мнение, что в золотой пещере подвизался святой Ираклидий Кипрский.

Адрес: Кипр, Като Девтера.
Празднование в день Успения Пресвятой Богородицы. В эти дни, с 14 по 17 августа, икону переносят из храма свт. Николая в пещеру.

Абсолютные координаты 
храма: 35.086468, 33.277933 , пещеры: 35.091844, 33.282442.

Время для посещений
С ноября по февраль:
с 9:00 до 12:00, с 15:00 до 17:00.
С марта по май и с сентября по октябрь:
с 8:30 до 12:00, с 16:00 до 18:00.
С июля по август:
с 8:30 до 12:00, с 17:00 до 19:00.

Икона Пресвятой Богородицы «Мати чад» (Мана тон Пэдион)

В храме священномученика Киприана в Менико хранится чудоворная икона Божией Матери, именуемая «Мати чад», написанная в 1848 году и находившаяся в одноимённой церкви.

История основании этой церквушки, расположенной между селами Менико и Палиометохо, передается из рода в род. Местность эту когда-то называли Аркигьози, по имени царя этой области, и здесь стояли два его дворца. Однажды царица гуляла вокруг них с двумя царевичами. Дорогой она встретила какого-то вельможу и увлеклась беседой. Мальчики отошли от нее и заблудились. Все неустанно искали их.

Царевичи вернулись через несколько дней домой и на вопрос царицы, где они были столько времени, отвечали: «О нас заботилась мама всех людей. Ты наша мама и любишь нас. Но есть мама, которая любит детей всего мира».

Царица попросила, чтобы ей показали, где они прятались, и они привели ее на то место, где теперь построена маленькая церквушка в честь иконы «Мати чад».

Некоторые прибавляют к этой повести, что царевичи спасались от преследования, а Мать-Богородица чудесным образом питала их.

Но на этом история не закончилась.

Некий пастух из местных имел обычай отдыхать на камне, над которым теперь стоит храм. В течение трех дней он слышал голос, говоривший: «Зачем ты кладешь меня под голову?» В последний день пастух поднял камень, под которым обрел икону, и вновь услышал голос: «Я Пресвятая, Мати чад, это образ Мой. Постройте церковь в семи шагах от впадины/пещеры».

Так и сделали. Но возраст здания, которое перестраивалось много раз, сейчас определить уже трудно.

До сих пор эта церковь особенно почитается. Здесь и теперь совершается множество чудес. Многие желают крестить своих чад именно в этом храме, желая сделать Пресвятую Богородицу попечительницей о них. Сюда же приезжают с молитвой родители больных и ослабленных детей.

Молятся они и перед иконой, которая теперь пребывает в большом храме соседнего Менико.

Богоматерь изображена по пояс по иконографическому типу Одигитрии, обращенной влево. Она держит Христа левой рукой, в правую поднимает в молитву. На голове у Богородицы — золотая корона. В нижней части иконы изображена пещера, высеченная в бело-охристой скале. Само изображение пещеры согласуется с устным преданием, а сцена, которую мы видим там, возможно, изображает какое-то из происшедших чудес.

Престольный праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Мати чад» отмечается с большим торжеством в четверг Светлой седмицы.

Тропарь, глас 4:
Яко чадолюбивая Мати, хранящая чада своя, защищаеши неотступно и укрепляеши чада вся Твоею благодатию, Мати чад, якоже мудре наречеся, о дивная, Пренепорочная Богородице: Прибежище бое си и Предстательство чтущих Тя.

Близ Лимассола

Панагия Амасгу (икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Амасготисса, Хрисамасготисса)

Обитель Пресвятой Богородицы Амасгу находится в живописном ущелье близ сел Монагри[1], над рекой Курри, в епархии Лимассольской.
С древних времен сохранился лишь соборный храм, где до сих пор видны дивные фрески, датируемые XI — XVI веками. История этого храма началась около 1000 года от Рождества Христова, когда время расцвета кипрского монашества и местной школы агиографии подходило к концу. В те благословенные времена основаны обители: Киккская, Махерасская, Трикуккии, Троодитиссы, Хрисорояитиссы, Честного Предтечи Месапотаму и другие[2].

Самые ранние из фресок — праздничный цикл. Из них особенно хорошо сохранилось Сретение. К XIV относят сцену Причастия преподобным Зосимой святой Марии Египетской и изображения мученицы Варвары и Апостолов. В XVI веке храм украсился фреской Введения во храм Пресвятой Богородицы и иконостасом.

От основания обитель была мужской. Последним монахом считается митрополит Киттийский Мелетий, несправедливо обвиненный по ложному доносу и оставивший свою митрополию, чтобы проводить здесь подвижническую жизнь, един ко Единому Богу взирая. Он скончался в 1870 году и был погребен близ Омодоса.

Монастырские владения и многочисленные подворья ушли с молотка с 1950 по 1973 годы. На месте обители остались руины.

Но и тогда не оскудел ручеек благочестивых паломников в это святое место. Они желали поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы Амасгу, которая подавала и подает дивные знамения верным, к Ней притекающим.

По-разному разъясняют название этой иконы. Одни полагают, что оно происходит от словосочетания Панагия Дамаску[3], которое с течением лет превратилось сначала в Амаску, а затем — и в Амасгу. Но священник и жители села Монагри считают: в основе названия лежит слово «глаза» – «матья», на кипрском диалекте произносимое как «аммадкья». Считается, что икона имеет благодать исцелять болезни глаз, и потому издревле именовалась Аммадриотисса, а затем, со временем, стала Амасготиссой.

Первые восстановительные работы начались в шестидесятых годах XX века, но отреставрировать соборный храм и удивительные фрески, что украшали его, добровольцам оказалось не под силу. С 1969 по 1972 год работали под руководством профессоров-исследователей Кипра и Гарварда и обучались у них.

С помощью благодати Божией и молитвами Предстательницы обительи Пресвятой и Всепетой Богородиц, благословением митрополита, под духовным окормлением архимандрита Епифания и содействием многих людей, с 1991 года в монастыре стали совершаться Божественные Литургии и он стал действовать как женский общежительный.

Множество трудностей еще предстояло преодолеть, но помощью Божией, которая никогда не оставляла, и трудами многих людей, обитель преобразилась, обретя благолепие и силу к служению.

Первые сестры — Епифания, которая ныне несет игуменское послушание, и Софрония, которая после двух лет искуса в монастыре Честного Предтечи поселилась в возобновляемом монастыре Амасгу к славе в Троице Бога и радости верных людей Божиих.

Абсолютные координаты парковки у монастыря: 34.798615, 32.909085.



[1] Рядом также села: Агиос Георгиос, Силику, Дорос, Ланиа, Аласса и Лофу.
[2] Асину, Арака, святого Николая Спиги, Честного Креста Кука, Святого Епифания в Дору.
[3] То есть Дамаска, сирийского города.

Икона Пресвятой Богородицы «Амиру»

Великое чудо Богородицы Амиру

Автобус с водителем Панайотисом вышел из Левкосии[1] в утренние часы двадцатого октября 1971 года. В нем ехали десять женщин и 14 девочек четырнадцати-пятнадцати лет поклониться священной обители Амиру Лимассольской епархии. Дорогой, за двенадцать миль до деревни Нису, одна из девочек заплакала, ничего не говоря. На вопросы она не отвечала, лишь плакала и делала знаки руками. Наконец, удалось понять, что она внезапно потеряла голос и была неутешна. Все встревожились происшедшим. Одни предлагали, как только достигнут Лимассола, проконсультироваться у врача. Другие возражали, что это лишь трата времени, что нужно продолжать путь к обители, и все временно и пройдёт.

Достигнув монастыря, вышли из автобуса и пробежали в храм, где все преклонили колени и пели разные тропари, прося Богородицу возвратить голос ребёнку. Вместе со всеми перед иконой встала на колени и девочка.

Не прошло и десяти минут, как произошло чудо. Все услышали, как страдалица воскликнула: «Богородица моя, благодарю Тебя!» Развязался язык, голос вернулся к великой радости всех окружающих, пришедшего Панайотиса и еще четырех человека из Апсиу.

Зажгли свечи, приложились к иконам и напились воды из святого источник в ста ярдах от церкви. Набрав ее с собой, возвратились в Платию, где, радуясь, рассказали о чуде, которому стали свидетелями.





[1] Никосии.


Смотрите также:
Икона Божией Матери Киккская: сказание об обретении и чудесах, тропарь и кондак
Икона Божией Матери Махериотисса: тропарь, кондак, часть службы, краткие сведения
Икона Божией Матери Троодитисса: тропарь, кондак, краткие сведения
Варнава Кипрский, преподобный: тропарь
Илиофоты святые: сведения о житии, мощах, тропарь и кондак
Фотиния Кипрская преподобная: стихиры, тропарь, краткие сведения   


Источники и литература:

Καωνὼν Παρακλητικος εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον Ἐπονομαζομένη Χρυσαμασγώτισσαν. — Κύπρος, Ἱερὰ Μονὴ Παναγίας Ἀμασγοῦς, 2005. — σσ. 48.
Hakket J. History of the Orthodox Church in Cyprus. — London, 1901.
Holy monastery of Panagia Salamiotissa. A Miracle Through the Centuries. — Salamiou, 2011. — P. 88.
Η Παναγία της Κύπρου. Η δική μας Παναγία. Θρησκεθτική — Ιστορική — Λαογραφική μελέτη. Λευκωσία, Κύπρος. 2008. — σσ. 158.
Μέγας Παρακλητικὸς Κανὼν εἰς τὴν Παναγίαν τὴν Μαχαιριώτισσαν καὶ θαύματα τῆς Παναγίας της Μαχαιριώτισσας. Κύπρος, 2009. — σσ. 28.
Το εξωκλήσι της Μάνας των Παιδιών στο Μένικο. Μυρια Οδυσσέως. // Περιοδικό «REPORTER», 12. 2016.
Давыдова С. А. Остров Святого Православия. Русские паломники на Кипре. — Санкт-Петербург, 2006. — 416 с.
Победимская С. Святые обители Кипра. — Никосия, 2008. — 164 с.
Путешествие во Иерусалим Саровския общежительныя Пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М., 1800. — 326 с.
Священная Митрополия Морфу. Священномученик Киприан в Менико. — Кипр, 2012 г. — 116 с.





Комментариев нет:

Отправить комментарий