По просьбе хороших людей разыскивала разные сведения (в основном это кусочки, переведенные с новогреческого из разных книг) — по мере сил буду систематизировать и публиковать, начну с наименее известных
Левкосия (Никосия) и окрестности
Икона Пресвятой Богородицы Хрисоспилеотисса (Златопещерная)
Там, где близ городка Като Девтера кончается обрывом одна равнина, начинается другая. В этой природной отвесной стене некогда чудесным образом обрели икону Богородицы. Величествен вид, открывающийся отсюда на окрестности до самого Махераса.
Согласно преданию, пастухи видели в обрыве сияние. Пошли на свет и обрели пещеру в охристо-золотистом грунте, а в ней — икону. С тех пор закрепилось за пещерой имя «золотая», а за иконой — «Златопещерная».
Есть и другие мнения о происхождении именования иконы. Одни полагают, что в нем выразили киприоты свою веру и благоговение к Пресвятой, другие — что такой эпитет часто прибавляется к названиям икон Богородицы, как, например, Пантанассу именуют иногда Хрисопантанассой, Элеуссу — Хрисэлеуссой.
О самой пещере исторических свидетельств не сохранилось. Неизвестно, кто и когда выдолбил ее в скале, когда она стала местом подвижнических подвигов и святым храмом. Ее историю мы узнаем лишь из преданий, дошедших до наших дней. Письменные свидетельства в записках иностранных путешественников лаконичны, скудны, уникальных сведений не содержат.
Крестьянин на фоне обрыва и золотой пещеры. Фото середины XX в. |
В то же время исследовали и пещеру, которая, как оказалось, служила для погребения христианских подвижников, дотоле неизвестных на Кипре, представляя собой гробницу, где некогда подвизались христолюбцы. После их преставления ко Господу она опустела. А века спустя Богородица явила чудо местным пастухам, которые пригоняли к реке под обрывом стада на водопой.
Прибыв в Като Девтеру, паломнику хорошо бы найти не только пещеру, но и саму чудотворную икону, которая пребывает в иконостасе храма свт. Николая, стоящего неподалеку. От образа проистекает множество исцелений. Вот лишь некоторые из них: полное исцеление десятилетнего мальчика от рака IV степени, от опухолей, исцеление парализованной четырехлетней девочки, избавление десятилетней Анастасии от болезни желудка, перед который были бессильны врачи, прекращение кровотечения. В знак этих и других чудес, которые записываются очевидцами, у иконы и чудотворного списка в пещере можно видеть множество подвесок.
Современный вид пещеры Пресвятой Богородицы |
«Скалу, Пресвятая, обретши,
иже в Девтере живущии,
в ней узреша честную икону Твою,
временем потаенную,
юже сим чудом ты показала еси,
о Хрисоспилеотисса,
нам прибежище».
Есть мнение, что в золотой пещере подвизался святой Ираклидий Кипрский.
Адрес: Кипр, Като Девтера.
Празднование в день Успения Пресвятой Богородицы. В эти дни, с 14 по 17 августа, икону переносят из храма свт. Николая в пещеру.
Абсолютные координаты
храма: 35.086468, 33.277933 , пещеры: 35.091844, 33.282442.
Время для посещений
С ноября по февраль:
с 9:00 до 12:00, с 15:00 до 17:00.
С марта по май и с сентября по октябрь:
с 8:30 до 12:00, с 16:00 до 18:00.
С июля по август:
с 8:30 до 12:00, с 17:00 до 19:00.
Икона Пресвятой Богородицы «Мати чад» (Мана тон Пэдион)
В храме священномученика Киприана в Менико хранится чудоворная икона Божией Матери, именуемая «Мати чад», написанная в 1848 году и находившаяся в одноимённой церкви. История основании этой церквушки, расположенной между селами Менико и Палиометохо, передается из рода в род. Местность эту когда-то называли Аркигьози, по имени царя этой области, и здесь стояли два его дворца. Однажды царица гуляла вокруг них с двумя царевичами. Дорогой она встретила какого-то вельможу и увлеклась беседой. Мальчики отошли от нее и заблудились. Все неустанно искали их.
Царевичи вернулись через несколько дней домой и на вопрос царицы, где они были столько времени, отвечали: «О нас заботилась мама всех людей. Ты наша мама и любишь нас. Но есть мама, которая любит детей всего мира».
Царица попросила, чтобы ей показали, где они прятались, и они привели ее на то место, где теперь построена маленькая церквушка в честь иконы «Мати чад».
Некоторые прибавляют к этой повести, что царевичи спасались от преследования, а Мать-Богородица чудесным образом питала их.
Но на этом история не закончилась.
Некий пастух из местных имел обычай отдыхать на камне, над которым теперь стоит храм. В течение трех дней он слышал голос, говоривший: «Зачем ты кладешь меня под голову?» В последний день пастух поднял камень, под которым обрел икону, и вновь услышал голос: «Я Пресвятая, Мати чад, это образ Мой. Постройте церковь в семи шагах от впадины/пещеры».
Так и сделали. Но возраст здания, которое перестраивалось много раз, сейчас определить уже трудно.
До сих пор эта церковь особенно почитается. Здесь и теперь совершается множество чудес. Многие желают крестить своих чад именно в этом храме, желая сделать Пресвятую Богородицу попечительницей о них. Сюда же приезжают с молитвой родители больных и ослабленных детей.
Молятся они и перед иконой, которая теперь пребывает в большом храме соседнего Менико.
Богоматерь изображена по пояс по иконографическому типу Одигитрии, обращенной влево. Она держит Христа левой рукой, в правую поднимает в молитву. На голове у Богородицы — золотая корона. В нижней части иконы изображена пещера, высеченная в бело-охристой скале. Само изображение пещеры согласуется с устным преданием, а сцена, которую мы видим там, возможно, изображает какое-то из происшедших чудес.
Престольный праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Мати чад» отмечается с большим торжеством в четверг Светлой седмицы.
Тропарь, глас 4:
Яко чадолюбивая Мати, хранящая чада своя, защищаеши неотступно и укрепляеши чада вся Твоею благодатию, Мати чад, якоже мудре наречеся, о дивная, Пренепорочная Богородице: Прибежище бое си и Предстательство чтущих Тя.
Лимассол и окрестности
Панагия Амасгу (икона Пресвятой Богородицы, именуемая также Амасготисса, Хрисамасготисса)
Обитель Пресвятой Богородицы Амасгу находится в живописном ущелье близ сел Монагри[1], над рекой Курри, в епархии Лимассольской.
С древних времен сохранился лишь соборный храм, где до сих пор видны дивные фрески, датируемые XI — XVI веками. История этого храма началась около 1000 года от Рождества Христова, когда время расцвета кипрского монашества и местной школы агиографии подходило к концу. В те благословенные времена основаны обители: Киккская, Махерасская, Трикуккии, Троодитиссы, Хрисорояитиссы, Честного Предтечи Месапотаму и другие[2].
Самые ранние из фресок — праздничный цикл. Из них особенно хорошо сохранилось Сретение. К XIV относят сцену Причастия преподобным Зосимой святой Марии Египетской и изображения мученицы Варвары и Апостолов. В XVI веке храм украсился фреской Введения во храм Пресвятой Богородицы и иконостасом.
От основания обитель была мужской. Последним монахом считается митрополит Киттийский Мелетий, несправедливо обвиненный по ложному доносу и оставивший свою митрополию, чтобы проводить здесь подвижническую жизнь, един ко Единому Богу взирая. Он скончался в 1870 году и был погребен близ Омодоса.
Монастырские владения и многочисленные подворья ушли с молотка с 1950 по 1973 годы. На месте обители остались руины.
Но и тогда не оскудел ручеек благочестивых паломников в это святое место. Они желали поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы Амасгу, которая подавала и подает дивные знамения верным, к Ней притекающим.
По-разному разъясняют название этой иконы. Одни полагают, что оно происходит от словосочетания Панагия Дамаску[3], которое с течением лет превратилось сначала в Амаску, а затем — и в Амасгу. Но священник и жители села Монагри считают: в основе названия лежит слово «глаза» – «матья», на кипрском диалекте произносимое как «аммадкья». Считается, что икона имеет благодать исцелять болезни глаз, и потому издревле именовалась Аммадриотисса, а затем, со временем, стала Амасготиссой.
Первые восстановительные работы начались в шестидесятых годах XX века, но отреставрировать соборный храм и удивительные фрески, что украшали его, добровольцам оказалось не под силу. С 1969 по 1972 год работали под руководством профессоров-исследователей Кипра и Гарварда и обучались у них.
С помощью благодати Божией и молитвами Предстательницы обительи Пресвятой и Всепетой Богородиц, благословением митрополита, под духовным окормлением архимандрита Епифания и содействием многих людей, с 1991 года в монастыре стали совершаться Божественные Литургии и он стал действовать как женский общежительный.
Множество трудностей еще предстояло преодолеть, но помощью Божией, которая никогда не оставляла, и трудами многих людей, обитель преобразилась, обретя благолепие и силу к служению.
Первые сестры — Епифания, которая ныне несет игуменское послушание, и Софрония, которая после двух лет искуса в монастыре Честного Предтечи поселилась в возобновляемом монастыре Амасгу к славе в Троице Бога и радости верных людей Божиих.
Абсолютные координаты парковки у монастыря: 34.798615, 32.909085.
Икона Пресвятой Богородицы Иаматики (Целительница)
Старый храм: 34.843911, 33.115170.
Таверна "Ловец кальмаров": 34.843163, 33.113973
Κελλιά...
Found on: https://www.ix-andromeda.com/larnaca/panagia-eleousa-kellia.html
Ларнака и окрестности
Оазис в селении Келлиа
Смотрите также:
Икона Божией Матери Киккская: сказание об обретении и чудесах, тропарь и кондак
Икона Божией Матери Махериотисса: тропарь, кондак, часть службы, краткие сведения
Икона Божией Матери Троодитисса: тропарь, кондак, краткие сведения
Варнава Кипрский, преподобный: тропарь
Илиофоты святые: сведения о житии, мощах, тропарь и кондак
Фотиния Кипрская преподобная: стихиры, тропарь, краткие сведения
Источники и литература:
Καωνὼν Παρακλητικος εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον Ἐπονομαζομένη Χρυσαμασγώτισσαν. — Κύπρος, Ἱερὰ Μονὴ Παναγίας Ἀμασγοῦς, 2005. — σσ. 48.
Самые ранние из фресок — праздничный цикл. Из них особенно хорошо сохранилось Сретение. К XIV относят сцену Причастия преподобным Зосимой святой Марии Египетской и изображения мученицы Варвары и Апостолов. В XVI веке храм украсился фреской Введения во храм Пресвятой Богородицы и иконостасом.
От основания обитель была мужской. Последним монахом считается митрополит Киттийский Мелетий, несправедливо обвиненный по ложному доносу и оставивший свою митрополию, чтобы проводить здесь подвижническую жизнь, един ко Единому Богу взирая. Он скончался в 1870 году и был погребен близ Омодоса.
Монастырские владения и многочисленные подворья ушли с молотка с 1950 по 1973 годы. На месте обители остались руины.
Но и тогда не оскудел ручеек благочестивых паломников в это святое место. Они желали поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы Амасгу, которая подавала и подает дивные знамения верным, к Ней притекающим.
По-разному разъясняют название этой иконы. Одни полагают, что оно происходит от словосочетания Панагия Дамаску[3], которое с течением лет превратилось сначала в Амаску, а затем — и в Амасгу. Но священник и жители села Монагри считают: в основе названия лежит слово «глаза» – «матья», на кипрском диалекте произносимое как «аммадкья». Считается, что икона имеет благодать исцелять болезни глаз, и потому издревле именовалась Аммадриотисса, а затем, со временем, стала Амасготиссой.
Первые восстановительные работы начались в шестидесятых годах XX века, но отреставрировать соборный храм и удивительные фрески, что украшали его, добровольцам оказалось не под силу. С 1969 по 1972 год работали под руководством профессоров-исследователей Кипра и Гарварда и обучались у них.
С помощью благодати Божией и молитвами Предстательницы обительи Пресвятой и Всепетой Богородиц, благословением митрополита, под духовным окормлением архимандрита Епифания и содействием многих людей, с 1991 года в монастыре стали совершаться Божественные Литургии и он стал действовать как женский общежительный.
Множество трудностей еще предстояло преодолеть, но помощью Божией, которая никогда не оставляла, и трудами многих людей, обитель преобразилась, обретя благолепие и силу к служению.
Первые сестры — Епифания, которая ныне несет игуменское послушание, и Софрония, которая после двух лет искуса в монастыре Честного Предтечи поселилась в возобновляемом монастыре Амасгу к славе в Троице Бога и радости верных людей Божиих.
Абсолютные координаты парковки у монастыря: 34.798615, 32.909085.
[1] Рядом
также села: Агиос Георгиос, Силику, Дорос, Ланиа, Аласса и Лофу.
[2] Асину,
Арака, святого Николая Спиги, Честного Креста Кука, Святого Епифания в Дору.
[3] То есть
Дамаска, сирийского города.
Великое чудо Богородицы Амиру
Автобус с водителем Панайотисом вышел из Левкосии[1] в утренние часы двадцатого октября 1971 года. В нем ехали десять женщин и 14 девочек четырнадцати-пятнадцати лет поклониться священной обители Амиру Лимассольской епархии. Дорогой, за двенадцать миль до деревни Нису, одна из девочек заплакала, ничего не говоря. На вопросы она не отвечала, лишь плакала и делала знаки руками. Наконец, удалось понять, что она внезапно потеряла голос и была неутешна. Все встревожились происшедшим. Одни предлагали, как только достигнут Лимассола, проконсультироваться у врача. Другие возражали, что это лишь трата времени, что нужно продолжать путь к обители, и все временно и пройдёт.
Достигнув монастыря, вышли из автобуса и пробежали в храм, где все преклонили колени и пели разные тропари, прося Богородицу возвратить голос ребёнку. Вместе со всеми перед иконой встала на колени и девочка.
Не прошло и десяти минут, как произошло чудо. Все услышали, как страдалица воскликнула: «Богородица моя, благодарю Тебя!» Развязался язык, голос вернулся к великой радости всех окружающих, пришедшего Панайотиса и еще четырех человека из Апсиу.
Зажгли свечи, приложились к иконам и напились воды из святого источник в ста ярдах от церкви. Набрав ее с собой, возвратились в Платию, где, радуясь, рассказали о чуде, которому стали свидетелями.
Икона Пресвятой Богородицы «Амиру»
Великое чудо Богородицы Амиру
Автобус с водителем Панайотисом вышел из Левкосии[1] в утренние часы двадцатого октября 1971 года. В нем ехали десять женщин и 14 девочек четырнадцати-пятнадцати лет поклониться священной обители Амиру Лимассольской епархии. Дорогой, за двенадцать миль до деревни Нису, одна из девочек заплакала, ничего не говоря. На вопросы она не отвечала, лишь плакала и делала знаки руками. Наконец, удалось понять, что она внезапно потеряла голос и была неутешна. Все встревожились происшедшим. Одни предлагали, как только достигнут Лимассола, проконсультироваться у врача. Другие возражали, что это лишь трата времени, что нужно продолжать путь к обители, и все временно и пройдёт.Достигнув монастыря, вышли из автобуса и пробежали в храм, где все преклонили колени и пели разные тропари, прося Богородицу возвратить голос ребёнку. Вместе со всеми перед иконой встала на колени и девочка.
Не прошло и десяти минут, как произошло чудо. Все услышали, как страдалица воскликнула: «Богородица моя, благодарю Тебя!» Развязался язык, голос вернулся к великой радости всех окружающих, пришедшего Панайотиса и еще четырех человека из Апсиу.
Зажгли свечи, приложились к иконам и напились воды из святого источник в ста ярдах от церкви. Набрав ее с собой, возвратились в Платию, где, радуясь, рассказали о чуде, которому стали свидетелями.
Икона Пресвятой Богородицы Иаматики (Целительница)
- В селе Аракапас (ехать лучше от Лимассола через Фасулу) хранится икона Пресвятой Богородицы Иаматики. Это одна из двенадцати кипрских икон, которые всегда именуются чудотворными по обилию исцелений.
- Въехали в Аракапас? Поверните направо, затем налево. За мостом увидите старую церковь на кладбище, а напротив — новую.
- Икона написана на коже животного.
- Празднование (и престольный праздник) обоих храмов — 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы.
- От иконы совершалось и совершается множество чудес.
- Когда-то на месте кладбища был монастырь, — теперь от него осталась только старая церковь.
- Икона исцеляет расслабленных и больных. Вот почему к ней стекается множество паломников.
- Если за старым храмом вы найдете тропинку (справа) и пойдете по ней, то через 2,5 километра увидите часовенку и деревянный крест. Здесь бьет источник Богородицы Иаматики. Отсюда открываются прекрасные виды.
- Другое название иконы — Амматитзии, считается, что это синоним слова "Иаматики".
- Кипрский летописец архимандрит Киприан в своем труде, датированном 1788 годом, говорит о монастыре как о действующем.
- Основание старого храма относят к XV веку. Однако, он перестроен. Внешние стены и апсида возведены в 1727 году, о чем имеется запись на стене.
- По преданию, вода из источника исцеляет кровотечения различного генеза.
- К празднику 8 сентября в Аракапас съезжаются тысячи с разных частей острова, так что власти издавна организуют по этому случаю специальные автобусные рейсы.
- На одном из таких автобусов и прибыл однажды из Тсери Полидевкис Христодулу. Едва заглох мотор, как у него началось желудочное кровотечение.
- Положение казалось серьезным, и односельчане отвезли больного в клинику Лимассола. Врачи оценили состояние пациента как критическое. "Будьте готовы к его скорой смерти," — передали они.
- Была операция, и тяжелый пациент оставался в больнице под наблюдением. Но смерть не пришла к нему, и он остался в живых.
- Исполняя обещание, данное Богородице, он еще пятьдесят пять раз приехал к Ней на праздник в Аракапас, и умер стопятилетним.
Старый храм: 34.843911, 33.115170.
Таверна "Ловец кальмаров": 34.843163, 33.113973
Κελλιά...
Found on: https://www.ix-andromeda.com/larnaca/panagia-eleousa-kellia.html
Ларнака и окрестности
Оазис в селении Келлиа
Недалеко от селения Келлиа чьи-то добрые руки создали зону отдыха для души и тела. Небольшие храмы в честь Преображения Господня и Богородицы Елеусы, где пребывает и одноименная чудотворная Ее икона, окружает сад, в котором содержат животных и птиц. Многие приезжают сюда целой семьей, с детьми. В вольерах — цесарки, гуси, куры. Летают горлицы, хохлатки и волнистые попугаи. Еще здесь есть ослики, козы, и даже олени.
В скальной породе белого камня вырублены ходы к новому, еще не достроенному храму. Рядом с ним — малая пещерка святой Марии Египетской, а с балкона над ней можно обозреть весь оазис сверху.
На въезде вас встретят кошки, так что возьмите для них еды!
Смотрите также:
Икона Божией Матери Киккская: сказание об обретении и чудесах, тропарь и кондак
Икона Божией Матери Махериотисса: тропарь, кондак, часть службы, краткие сведения
Икона Божией Матери Троодитисса: тропарь, кондак, краткие сведения
Варнава Кипрский, преподобный: тропарь
Илиофоты святые: сведения о житии, мощах, тропарь и кондак
Фотиния Кипрская преподобная: стихиры, тропарь, краткие сведения
Источники и литература:
Καωνὼν Παρακλητικος εἰς τὴν Ὑπεραγίαν Θεοτόκον Ἐπονομαζομένη Χρυσαμασγώτισσαν. — Κύπρος, Ἱερὰ Μονὴ Παναγίας Ἀμασγοῦς, 2005. — σσ. 48.
Hakket J.
History of the Orthodox Church in Cyprus. — London, 1901.
Holy monastery
of Panagia Salamiotissa. A Miracle Through the Centuries. — Salamiou, 2011. —
P. 88.
Η Παναγία της
Κύπρου. Η δική μας Παναγία. Θρησκεθτική — Ιστορική — Λαογραφική μελέτη.
Λευκωσία, Κύπρος. 2008. — σσ. 158.
Μέγας Παρακλητικὸς
Κανὼν εἰς τὴν Παναγίαν τὴν Μαχαιριώτισσαν καὶ θαύματα τῆς Παναγίας της
Μαχαιριώτισσας. Κύπρος, 2009. — σσ. 28.
Το εξωκλήσι της
Μάνας των Παιδιών στο Μένικο. Μυρια Οδυσσέως. // Περιοδικό «REPORTER», 12. 2016.
Давыдова С. А. Остров Святого Православия. Русские паломники на Кипре. — Санкт-Петербург, 2006. — 416 с.
Победимская С. Святые обители Кипра. — Никосия, 2008. — 164 с.
Путешествие во Иерусалим Саровския общежительныя Пустыни
иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М., 1800. — 326 с.
Священная Митрополия Морфу. Священномученик Киприан в
Менико. — Кипр, 2012 г. — 116 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий