среда, 28 августа 2024 г.

Священномученик Владимир Четверин: служба и житие

Святой священномученик Владимир Четверин

Служба, составленная к празднованию 2024 года

Житие

Ученик

Всеблагой и Всемилостивый Господь с первых веков бытия Своей Церкви поставил ее на драгоценной крови добровольных страдальцев, пожелавших скорее лишиться жизни, нежели отказаться от Христа и тем самым потерять душу свою для Жизни Вечной. Невидимые нашим телесным очам они и по сей день являются теплыми и скорыми молитвенниками за нас, грешных, независимо от того, сколько времени прошло с момента блаженной кончины их (1).

Тем более возгорается сердце молитвой к новомученикам российским, так как жили они совсем незадолго до нас, но имели столь великую духовную силу, что жизни своей не пожалели отдать за Христа. Много мучеников было среди мирян, монахов и священников. Одним из священномучеников, пострадавших в начале ХХ века за веру Христову в годы жестоких гонений на Церковь был и священник Владимир Четверин.

Будущий священномученик родился в 1874 году в селе Барахманский Гарт Мокшанской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии, стоявшем на речках Румлейке и Барахманке.

В годы его младенчества в Христорождественском храме родного села часто менялись священники, временами в ожидании нового назначения прихожане оставались без службы (3).

Но когда Владимиру исполнилось семь лет, село обрело мудрого наставника и духовного руководителя, отца Рафаила Алеева (4).

При нем работа закипела. Началось поновление и благоустройство храма, за которое взялся на свои средства землевладелец села, Козьма Дрягалов. В 1883 году позолочен иконостас (5), затем отреставрирована колокольня, возведена деревянная ограда, перестелены полы, построена новая караулка (6).

Эта-то караулка и сыграла решающую роль в начальном образовании будущего священномученика. В ней отец Рафаил проводил и многочисленные беседы со взрослыми, и обучал детишек.

Всего в приходе проживало 712 душ мужского пола, из них в самом Барахманском Гарте (2) — 265. Но и из отдаленных сел шли по слякоти и морозу послушать отца Рафаила. За год здесь проводилось до тридцати внебогослужебных бесед. Изъяснялись Воскресные и праздничные Евангелия, Символ веры и заповеди, изучались молитвы и богослужение. Рассказывал батюшка об истории Церкви, о жизни святых (7).

Прихожане посещали собеседования с любовью и усердием. В караулку, которая вмещала пятьдесят человек, набивалось в два-три раза больше.

Даже зимой приходили к батюшке Рафаилу из дальних деревень, отстоящих от церкви от трех до шести верст. В дождливое и холодное время посетителей было меньше, но как только устанавливалась благоприятная погода, снова караулка не вмещала желающих (8).

Христорождественский храм
в с. Барахманский Гарт

 
В отчете за 1888 год отец Рафаил писал, что он, чтобы не утомить внимания слушателей, старался предметы своих бесед разнообразить, составлял каждую беседу из нескольких законченных статей, а чтобы прочитанная статья сопровождалась большим успехом и чтобы крестьяне, сколько возможно, запомнили и приняли к сердцу прочитанное, он старался изложить предмет как можно проще, нагляднее и яснее, повторяя одно и то же не один раз, для поддержания же внимания слушателей нередко предлагал слушателям петь более известные молитвы, что народу весьма нравилось. По окончании бесед батюшка иногда раздавал крестьянам дешевые книжки и киевские листки (9).

Особое внимание о. Рафаил уделял детям. Он организовал в селе школу грамотности и сам возглавил ее (10). В этой-то школе Владимир учился читать и писать, вникать в Евангельские строки. Вдохновленный примером пламенного служения о. Рафаила, Владимир с юности возлюбил путь учительства и возжелал всем сердцем нести людям свет Христовой веры.

В шестнадцать лет юноша расстался со своим первым наставником: отца Рафаила перевели в село Чуварлеи (11).

Учитель

С 1890 года Владимир попробовал свои силы в роли преподавателя Кунеевской (12) школы грамоты.

Тем временем церковно-приходская школа того же села вызывала порицание у высшего церковного начальства. Здесь до 1894-го года преподавал псаломщик Архангельский, о котором в отчете писалось так: «... не зная педагогических приемов, ведет учебное дело весьма независимо и занимается им без всякой любви и старания. С нового учебного года Отделение (просвещения) предполагает заменить его на должности учителя другим лицом, к делу способным» (13).

Одним из таких способных лиц и стал Владимир Четверин, который к этому времени уже имел свидетельство на звание учителя (14). В этой школе, которая занимала отдельное помещение в селе Кунееве, Владимир прослужил семь лет.


Кунеево (ныне Новосурск), излучина реки Суры

Село стояло на Саранском коммерческом тракте, на правом берегу р. Суры. Достопримечательностей было всего две — пристань и храм.

Этот новый деревянный храм построили прихожане совсем недавно, в 1880-м. Престолов в нём было два: главный (холодный) во имя Святителя и Чудотворца Николая и в приделе (тёплый) — во имя Архистратига Божия Михаила.

По достижении 29 лет, пламенея любовью ко Господу и желая все силы свои положить на служение Ему, будущий священномученик подал прошение о рукоположении в священный сан в Симбирскую испытательную комиссию. Отметив смирение и крепость веры молодого подвижника, епархиальное начальство определило Владимира Четверина на должность псаломщика поначалу к церкви Знамения Пресвятой Богородицы села Юлова Карсунского уезда, а затем в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Большой Рязани, в Никольскую с. Вырыпаевки. 

Церковь Знамения в селе Юлово в наши дни.
Храм, в котором святой священномученик Владимир
начинал служение псаломщика


10  ноября 1905 года псаломщик села Вырыпаевки, Карсунского уезда, Владимир Четверин, согласно прошения, перемещен в с. Сурский Острог. Однако священническое место храма Казанской иконы Божией Матери с 1906 года числилось вакантным и оставалось не занятым.  Через три года служения, 31 октября 1908 года, псаломщик Владимир Четверин уволен за штат по собственной просьбе (15).  

Желая быть примером своим ученикам в знании и исполнении Христовых заповедей и чувствуя безграничную ответственность за них пред Господом, Владимир Четверин поступил на миссионерские курсы в Казанскую Духовную Академию.

Храм села Сурский Острог
(ныне село Первомайское Инзенского района), где
святой священномученик Владимир Четверин 
три года прослужил псаломщиком.
Фото с сайта газеты «Уральская Правда»


Священник

Успешно окончив курсы, Владимир в возрасте 36 лет, 6 августа, в самый день Преображения Господня, был рукоположен в сан диакона. Рукоположение совершено архиепископом Иаковом (Пятницким) в кафедральном соборе, за Всенощным бдением. А на следующий день, за Литургией в Крестовой церкви, Преосвященный возвел о. Владимира в сан священника к церкви села Сырятино Ардатовского уезда.

Здесь батюшка успевал не только исправно служить Господу, совершая церковные таинства и исправляя необходимые людям требы, но и учительствовать в местной церковноприходской школе, будучи также законоучителем в школе соседнего села.

Село Сырятино населяли русские, в начале ХХ века здесь проживало около 550-ти человек, а вместе с приписной деревней Огаревкой набиралось и до тысячи.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери был возведен в 1758-м году, в первой половине ХIХ века реконструирован. В 1897 году к основному зданию пристроены трапезная с приделом во имя великомученика Димитрия Солнуского и колокольня.


Сырятино. Вновь отстроенный храм Казанской
иконы Божией Матери

 
Еще с 1885 года при храме открыли школу. Через два года эти места посетил Преосвященнейший Модест, епископ Нижегородский и Арзамасский. В приходе тогда числилось 1505 человек. Владыка экзаменовал учеников.

«Мальчики, учащиеся в школе, а также учившиеся, молитвы, заповеди и символ веры отвечали довольно хорошо, девочек грамотных нет. Окончив испытание знания детей, Владыка сказал: «Непременно нужно и девочек отдавать в школу» и приказал псаломщику завести школу грамотности, а обратясь к народу сказал "служащий алтарю, алтарем питаются, сказал Апостол и это слово и теперь пребывает неизменным. Причт получает содержание от прихода. Дайте содержание диакону, и я вам дам диакона, он будет учить ваших детей. Пусть они поют на обоих клиросах: мальчики на правом клиросе, а девочки на левом».

Переехав с большой уже семьей в Сырятино, батюшка Владимир и тут ревностно продолжал дело просвещения.



Божия благодать сохраняла и питала священника, подавая силы для несения многочисленных послушаний и обязанностей. Везде он был примером «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4,12). Слова эти, изображенные на иерейском кресте, словно отпечатались на скрижалях сердца святого Владимира.

Окормляя своих прихожан, не забывал он и о семье. К 1915 году у отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Прочих же детей батюшка с матушкой воспитали достойно: продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей также приняли мученическую кончину, будучи расстрелянными.

Четверо обучались в Алатырском духовном училище: Александр, Зоя, Виктор и Леонид.


Алатырское Духовное училище, где учились 
сыновья о. Владимира Четверина: Александр,
Виктор и Леонид, а также дочь Зоя


Во время войны батюшка организовал сбор вещевых пожертвований в Епархиальный комитет по призрению больных и раненых воинов.

Епархиальное начальство ценило труды доброго пастыря, к Пасхе 1916 года о. Владимир был награжден набедренником.

Покров Пресвятой Богородицы явственно простирался над ним. Отслужив в с. Сырятино семь лет, отец Владимир переведен в Христо-Рождественскую церковь родного села Барахманский Гарт. Самой почитаемой иконой в этой церкви была Казанская икона Божией Матери, перед которой пастырь усердно и слезно молился о всей своей пастве.

Отец Владимир в кругу семьи


Терпя житейские скорби, славя Господа за радости, подаваемые за неутомимое радение в стяжании добродетелей, укрепляя страждущих, помогая нищим, проходил славный путь своей земной жизни иерей Владимир. Но наступила година великой смуты на Руси. Не видно было ни конца, ни края неправедным деяниям: безбожники разрушали церкви, расхищали церковное имущество, употребляли иконы и священные предметы для светских нужд. Брат восстал на брата, и множество мучеников и исповедников Христовых мучением и даже смертью своей засвидетельствовали верность ко Господу.

Священномученик

Пострадал за Христа и отец Владимир, показав нам, грешным, силу веры Божиих угодников, которая во дни гонений не оскудевает, но более возвеличивается, питаемая любовью и ревностью о Господе.

В то время у людей без суда и следствия отбирали хлеб, обрекая их на голодную смерть, поэтому прихожане Христо-Рождественской церкви без сомнения доверили хранение зерна своему любимому батюшке Владимиру. Он же, возлюбя ближних своих, как себя, по заповеди Господней и по стремлению чистого своего сердца, отнесся к сему поручению со всею ответственностью и тщанием. Когда же некоторые из сельчан захотели изъять весь хлеб в обмен на фальшивые деньги, отец Владимир разгадал этот лукавый заговор и встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков.

Тогда гонители, потеряв стыд и совесть, потребовали от святого нарушить тайну исповеди и выдать метрические книги. Однако бесстрашный иерей предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу и выдать церковное достояние. Тогда появились лжесвидетели, которые не постыдились свидетельствовать против своего священника. Обвинили батюшку "в неисполнении предписания советской власти о передаче метрических книг, в разрухе финансового состояния в стране и в не сдаче имеющегося огнестрельного оружия", а жителей села обманом вынудили искать себе другого священника.

19 августа 1918 года иерей Владимир в последний раз отслужил Божественную литургию, после чего гонители веры Христовой арестовали невинного священника, не предъявив ему какого-либо обвинения. Ненавистникам Имени Христова не нужно было никаких поводов, кроме верности Богу, чтобы осудить христианина на страдания и даже на смерть. С этого дня начались честные страдания священника: его изнуряли допросами, пытаясь заставить отречься от веры Христовой, обвиняли в "пропаганде против советской власти". Но страстотерпец, чуждый всякой политике, с честью отвечал клеветникам, что служение священника заключается не в противлении земной власти, а в том, чтобы воля Божия была "яко на небеси и на земли".

Клевету и арест батюшка, по смирению своему, принял безропотно и даже с радостью, а жители Барахман-Гарта, оставшиеся без пастырского попечения, памятуя о том, что Богу все возможно, укрепляли отца Владимира своими непрестанными молитвами и просили снять арест с приходского священника. Вступился за невинного страдальца и благочинный Ардатовского уезда отец Константин Беневоленский (20).

Однако гонители были неумолимы, и достойный пастырь был осужден на смерть. В час ночи 2 сентября ст. ст. 1918 года отец Владимир был выведен на расстрел. Ободряемый и укрепляемый Святым Духом Утешителем, он как смиренный агнец претерпел все страдания без ропота и сподобился мученической кончины.

Семья и духовные дети погребли батюшку тайно, у алтаря Христорождественской церкви.

За свои честные страдания священномученик Владимир сподобился стояния одесную престола Господня, явное свидетельство чему его пречестные мощи, чудесным образом сохранившиеся нетленными в могиле, сквозь которую протекал холодный ключ. Нетленными остались и нательный крестик, и Святое Евангелие, вложенное в руку святого.

Учительствуя и направляя людей на путь Истины при жизни, святой священномученик Владимир и поныне не забывает о своей земной пастве. Земля же Мордовская, обрела неусыпного молитвенника и смиренного заступника за нас, грешных.

Имя Владимира Четверина внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2006 г.

В сентябре 2007 г. мощи святого были обретены и перенесены в собор св. Феодора Ушакова в г. Саранске.

Мощи святого священномученика Владимира 
в кафедральном Соборе г. Саранска. 
Фото с сайта епархии



Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!


Сноски:
1. Житие взято с сайта Мордовской епархии (https://www.sarep.ru/svyashhennomuchenik-vladimir-chetverin.html)  и дополнено некоторыми новонайденными фактами. Пополнение продолжу, по мере обретения документов.
2.  Ныне с. Барахманы Большеигнатовского района Мордовии.
3. Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1876, выпуск № 21. — С. 358. Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1878, выпуск № 3. — С. 62.
4. ...священник Барахманского Гарта Рафаил Алеев…// Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1881, выпуск № 7. — С. 163. Алеев Рафаил Алексеевич, после долгое время служил в храме Луньгинского Майдана, где был председателем школы, продолжая просветительскую деятельность. Умер 29 июня 1918 года.
5. Разрешено епархиальным начальством позолотить иконостас в церкви села Барахманского Гарта, Ардатовского уезда, на средства землевладельца того села Козьмы Дрягалова.//Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1883, выпуск № 10. — 226.
6. 1885. Разрешено: церковному старосте села Барахманского Гарта, Ардатовского уезда, Кузьме Дрягалову на его собственные средства покрыть колокольню приходского храма в потребных местах железом.// Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1885, выпуск № 24. - С. 646. Разрешено: прихожанам села Барахманского Гарта, Ардатовского уезда, на их средства устроить новую вокруг приходского храма деревянную ограду, перестлать в храме полы, поправить церковные крыльца и построить новую караулку.// Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1885, выпуск № 11. С. 287.
7. Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1886, выпуск № 7. С. 195 — 196.
8. Отчет о деятельности Симбирского духовно-просветительного братства трех Святителей за 1-й год его существтвания. Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1886, выпуск № 7. С. 195 — 196.
9. Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1888, выпуск № 12. С. 191 — 192.
10. 1889 - священник Рафаил Алеев заведующий школой грамотности села Барахманский Гарт.// Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1889, выпуск № 23. — С. 425. 1889. Преподано архипастырское благословение Его Преосвященства заведующему школой грамотнсти села Барахманского Гарта Рафаилу Алееву.//Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1889, выпуск № 23. С. 425.
11. Священник села Барахманского Гарта, Ардатовского уезда, Рафаил Алеев Его Преосвященством перемещен в село Чуварлеи, Алатырского уезда.// Симбирск, 1876–1917, 1890, выпуск № 8. С. 124.
12. Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1888, выпуск № 12. С. 191 — 192. Ныне — село Новосурск.
13. 1889 - священник Рафаил Алеев заведующий школой грамотности села Барахманский Гарт.// Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1889, выпуск № 23. — С. 425. 1889. Преподано архипастырское благословение Его Преосвященства заведующему школой грамотнсти села Барахманского Гарта Рафаилу Алееву.//Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1889, выпуск № 23. С. 425.
14.  Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1902, выпуск № 7 — С. 97.
15. Симбирские епархиальные ведомости. Симбирск, 1876–1917, 1905, выпуск № 23. — С. 589.
20.  Священник Константин Ильич Беневоленский, кандидат Казанской духовной академии, уроженец Братской епархии, священнический сын.


Комментариев нет:

Отправить комментарий