Рабочий файл с переводами и оригинальными текстами. Будет пополняться
Собор святых новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших
Память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице (греч.)
Тропарь, глас 3: Но́вии му́ченицы, / дре́внюю пре́лесть тве́рдым боре́нием низложи́вшии, / вознесо́ша ве́ру правосла́вных, / беззако́нное бо служе́ние уничижи́вше, / дерзнове́нно Христа́ пропове́даша, / Бо́га соверше́нна, / и ны́не непреста́нно мо́лятся // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 1: Весели́ся та́инственно, Христо́ва Це́рковь, / ви́дящи своя́ сы́ны, но́выя му́ченики, / о́крест трапе́зы Твоея́ и престола[1]/ стоя́щия в моще́х[2], / я́ко новосажде́ния ма́сличная[3], / и Зижди́телю всех возопи́й: // Ты му́чеников еси́, Христе́, утвержде́ние.
XV век:
Святой Иоанн Новый, священномученик, из Аграф (+ 7 января 1460 г.)
Память 7 января по н. ст.
Житие помещено прп. Никодимом Святогорцем в «Новый мартирологий»[4]
Тропарь, глас 1: Божественными кровьми́ Церковь облистал еси/ яко страстотерпец,/ и гонителей дерзость посрамил еси,/ усекнове́ние главы твердо претерпева́я,/ Иоа́нне всехва́льне,/ сего ради вси,/ память твою почита́юще,/ верою Спаса прославляем.
Святые преподобномученики Рафаил, Николай, мц. Ирина Отроковица, отец ее Василий, мать ее Мария, двоюродная сестра Елена (Сусанна) и Феодор учитель (+ 1463)
Память 9 апреля, во вторник Светлой Седмицы
Тропарь, глас 4: На Ле́сбосе подвиза́вшеся о Христе Бозе,/ сей освятили есте́/ моще́й ваших обре́тением, блаженнии:/ темже вас почита́ем, Рафаиле Богоносе/ вкупе с Никола́ем и девою Ириною,// яко Божественныя наша предста́тели и молитвенники ко Господу.
Кондак, глас 4. Под.: Вознесыйся: За Христа во́инствовавшии я́ве,/ многоле́тно на земли́ потае́ннии,/ дивно нам яви́стеся,/ Рафаи́ле, Нико́лае и Ири́но Божественнии,/ со сподви́жники богомысленными,/ тем вас, яко предста́телей и чудотво́рцев// и яко преподобному́чеников почита́ем вси.
Святой новомученик Давид, последний самодержец Трапезунда и собор царей Георгия, Мануила и Алексия, племянника его (†1463)
Память 1 ноября
Местночтимые святые Драмской епархии. В месяцеслов Элладской Церкви память не включена.
Тропарь[5], глас 1. Подобен: Пустынный житель: Трапезундскаго царя последняго/ благохвально за воспоим,/ Давида, добляго зело и терпеливнаго новомученика,/ с Божественным царем Мануилом и Георгием, чады его,/ и Алексием, доброхрабрым сродником, взывающе:/ Слава Укрепльшему вы,/ слава Венчавшему вы,/ слава вашими молитвами верным Дарующему милость.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Царевичей страдальцев троицу поим/ с Алексием сродником их кровным/ и Давида, Трапезундскаго царя,/ новых мучеников славных,/ яко благочестия образы/ и новопоженныя крины,/ любовию взывающе:/ святии новомученицы, радуйтеся.
XVI век
172 святых преподобномученика обители Косиница (+ 24 апреля 1507 г.)
Преходящее празднование в неделю Фомину
Просветительская деятельность обители Косиница Драмской митрополии (Восточная Македония) Элладской православной Церкви раздражала турецкие власти. Налеты турок и болгар на монастырь продолжались. Узнав об очередном приближении гонителей, монахи спрятали чудотворную икону Божией Матери и богослужебные книги, а сами вышли навстречу с дарами. 145 монахов, 24 иеромонаха и 3 иеродиакона были зарезаны.
Тропарь[6], глас 1. Подобен: Пустынный житель: Постническими боре́нии Христа просла́висте,/ в Коси́нице[7] монахов Божественное собра́ние,/ и мученицы сотвори́стеся Христо́вы,/ неми́лостивно закла́ннии от беззако́нных:/ сего ради яко преподобнии и страстотерпцы,/ чтим вас, поюще:/ слава Укре́пльшему вы,/ слава Венча́вшему вы,/ слава Да́рующему вами нам прегрешений оставление.
Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест: Коси́ница обитель свята́я,/ сто и семьдесят и два Божественных отца́/ поет, ублажа́ющи./ В сей бо свершили жительство святое/ и супоста́тов потерпеша устремления крепкоду́шно,/ и с мученик ныне соборы веселятся,// Троицу прославля́юще.
Святой преподобномученик Антоний Супральский или Карийский (+ 4 февраля 1516 г.)
Память 4 февраля
Тропарь: Укра́йны отрасль, руси́нов[9] удобре́ние,/ новоявле́ннаго страстоте́рпца Спа́сова Анто́ния/ да почти́м согла́сно, ве́рнии,/ той бо кре́пце за Христа пострада́,/ Афона же показа́ся новая звезда и Солуни похвала́:/ слава Да́вшему тебе крепость,/ слава Да́вшему ти чудес благода́ть,/ слава тебе ради наша прошения Исполняющему.
Святым Иакову преподобномучнику и его ученикам Иакову диакону и Дионисию монаху (+ 1 ноября 1520 г.)
Память 1 ноября
Преподобный Никодим Святогорец поместил житие святых в «Новый Мартирологий»[10]. Позднее оно было переведено и опубликовано в составе «Афонского патерика»[11].
Тропарь, глас 4. Подобен: Вознесыйся на крест: Ангельски на земли пожив,/ Апо́столькую восприя́л еси благода́ть,/ и покаяния проповедник,/ и учитель по́слан быв,/ показа́л еси жела́ющим спасе́ния стезю,/ тем и к страсти угото́вися до́блественно,/ с крепкими состра́дальцы твоими,/ Иа́ковом диа́коном и Диони́сием монахом,// мудре преподобному́чениче Иа́кове велича́йший.
Святой мученик Иоа́нн Янни́нский (+ 18 апреля 1526 г.)
Память 18 апреля по н. ст.
Прп. Никодим Святогорец поместил житие в «Новый мартирологий»[12].
Тропарь, глас 3: Подобен: Божественныя веры: Отрасль Янни́ны прекра́сная,/ слава Боже́ственная Це́ркве,/ Иоанне всехва́льный, показа́лся еси,/ мучеников бо поревнова́в подвигу,/ в пламени боре́ние соверши́л еси./ Мучениче сла́вне,/ Христа Бога моли,// дарова́тися нам велией милости.
Святой новосвященномученик Евфимий, митрополит Родосский (†1529)
Память 9 августа
Тропарь, глас 3. Подобен: Божественныя веры: Ра́дуяся, за па́ству пострадал еси,/ и посрамил еси иноземцев высоковыйную дерзость, Евфимие:/ ты бо, тепле возлюбив Господа,/ возшел еси ревностно Сего крепостию./ Тем молися Ему непреста́нно, пресла́вне,/ дарова́тися нам велией милости.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Яко иера́рха Христова всесвященнаго/ и страстотерпцев подража́теля неподвижимаго,/ восхва́лим тя в песнех с веселием./ Но яко славы общник соделавыйся Господа твоего,/ молитвами предста́тель буди выну вопиющих ти:/ радуйся, отче Евфимие.
Собор преподобномучеников и священномучеников Строфадских[16] островов и обители святаго Дионисия во граде Закинфе (†1537)
В синаксариях о них не упоминается. О них стало известно из посвященной им службы, составленной Пахомием Русану.
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель: Во обители Строфа́дстей богоугодно поживше/ и еже во Христе безстра́стия сокровища достигше,/ супоста́т стремлению противоста́сте,/ и мученик общницы показа́стеся,/ яко а́гнцы же́стоко закла́ннии,/ преподобнии страда́льцы./ Слава Укрепльшему вы,/ слава Венча́вшему вы,/ слава Да́рующему ва́ми верным лучшая.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Добродетелей драгоценнейшая сокровища,/ светлейший борений благоуха́нный сосуд,/ во отоце Строфа́дстем/ рукою мучительскою умерщвленныя подвижники да восхва́лим,/ яко отцев священный и Божественный собор, взыва́юще:/ ра́дуйся, святый сонме.
Свв. Мчч. Евнувий, Паисий и Аверкий, монахи Кические (†1558)
Память 27 марта
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель: Во обители подвиза́вшеся Чистыя Богома́тере,/ явистеся сосуди Тро́ицы Святыя, треблаже́ннии,/ тем лжепроро́ка мрачное прельще́ние/ мудре уничиживше,/ купно мече́м во главы усекостеся/ и вене́ц восприяли есте./ Слава Укре́пльшему вы,/ слава Венча́вшему вы,// слава боже́ственнии предста́тели к Себе Да́вшему нам, преподо́бнии.
Ин, глас и подобен тойже: Крест Господень на рамо вземше/ постническаго жительства,/ мечем заклани бысте,/ Евнувие, доблий страдальче,/ Паисие, мученик подражателю,/ и Аверкие, Христодушный подвижниче,/ нечестие обличивше;/ темже молитеся Христу,/ яко да и нам даруется свет Утешителя вожделенный,// силою Божия Духа.
Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест: Распаляеми любовию Господнею,/ постничества крест подъясте любовию,/ во обители Богоматере поживше,/ преподобне Евнувие, и Паисие Божественный,/ и всечестне Аверкие,/ служителие Троицы,/ Еяже Божество проповедавше ясно,/ к Ней же, верою утверждаяся,// агаряны заколени бысте.
Святой мученик, князь агарянский Ту́ном, Иерусалимский († 18 апреля 1579 г.)
Память 18 апреля
Синаксарь
Месяца сего априлия осмьнадцатаго дне святый мученик Христов, князь ага́рянский именем Ту́ном во Иерусалиме, яко разбойник на кресте, иже прежде смерти Христовы исповеда в субботу великую спасе́ние, в год тысяща пятьсот осмьдеся́тый, при патриа́рсе Софронии Четве́ртом Иерусали́мстем и султане Мура́те третьем, чуда ради святаго огня уве́рова и сию веру дерзнове́нно испове́да. Сего ради соотчичи своими тя́жце усе́ченный, убие́н и Ца́рствия Небе́снаго насле́дник яви́ся. Егоже святыми моли́твами Боже, помилуй нас.
Тропарь, глас 5. Под.: Собезначальное Слово: Яко разбо́йника помяни́ мя, Христе́, возопи́вша/ во единонадесятый час/ и к ве́ре во Христа прише́дша,/ кня́зя Ту́нома му́ченика/ в час возжже́ния от огня́ святаго/ светильников правосла́вных / кре́пце пострада́вшаго// пе́сньми да почти́м.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Узре́вшаго яко мо́лнию свет святый/ к правосла́вным ди́вно низше́дый,/ на храма Воскресения придве́рный столп/ и до́бре премени́вшагося да воспоим,/ я́коже пропове́дника Христо́ва/ и единонадеся́таго часа́ мученика,/ любо́вию вопиюще:// радуйся, Ту́номе блаже́нне.
Величание: Радуйся, имя Христово испове́давший,/ егда́ узре́л еси боже́ственный свет,/ Ту́номе доброму́чениче,/ свети́льники правосла́вных возжига́я/ и му́ченик вене́ц прие́м.
Святая преподобномученица Филофея Афинская (+ 1589)
Память 19 февраля по н. ст.
Синаксарий
Словно светило благочестия, взошла преподобномученица в мрачное время турецкого ига, изливая на угнетенный народ Афин Божественное милосердие, и направляя к верному пути добродетелей множество подвергшихся опасности душ.
Святая Филофея родилась в 1528 году, в знатной и богатой семье Венизелу. На свет она появилась чудом, которое ниспослано было в ответ на долгие, настойчивые молитвы матери. Девочка с самого раннего возраста явила любовь к подвижничеству и созерцанию, но как желанная наследница рода, в двенадцать лет была насильно выдана замуж за жестокого человека со сварливым характером. Она терпеливо сносила перемены в его настроении и грубость, молясь о его обращении. Через три года Филофея была освобождена от уз брака смертью мужа-тирана. Выдержав давление близких, которые требовали, вторичного замужества, святая, по-прежнему оставаясь в семейном доме, целиком посвятила себя молитве и посту, чтобы снискать благодать в очах Господа.
Спустя десять лет, после кончины родителей, святой Филофее явился апостол Андрей и велел основать монастырь. Созидая обитель в его честь, она потратила все свое огромное состояние, и выстроила не только кельи и все потребное для жизни монахинь, но и благотворительные учреждения: больницу, приют для бедных и старых, разные мастерские и школы, где афинские дети могли получать христианское образование. Кроме того, она снабдила обитель владениями и служебными подворьями, которые обеспечивали его нужды и помогали щедро раздавать милостыню.
В скором времени монастырь святой Филофеи стал для Афин великим источником благодати, прибежищем угнетенных, очагом возрождения греческих народных традиций.
Как только первые здания были построены, блаженная приняла схиму. Вместе с ней постриглись ее служанки и несколько девушек из знатных и простых семей. Все они отказались от мирской жизни ради узкого пути, ведущего в Царство Небесное.
Монахини единодушно старались подражать добродетеям своей духовной матери, которой не было равных в любви и сострадании к бедным и недужным. Она так щедро и без счета раздавала милостыню, что однажды монастырь до крайности оскудел средствами, а некоторые из сестер возроптали против святой. Но Филофея поучала их иметь долготерпение и искать лишь Царствия Божия. На следующий день два юноши сделали богатое пожертвование, которое спасло обитель от разорения.
Побуждаемая верой и состраданием, невзирая на опасность наказания, Филофея укрывала у себя пленных христианок, бежавших от своих хозяев, чтобы сохранить веру и добродетель. Это дало туркам повод осадить монастырь, схватить заболевшую святую, привести ее на суд и бросить в темный каземат. Ей приказали отречься от Христа, угрожая смертной казнью. Но преподобная с великой радостью призналась, что и сама всем сердцем стремится к мученичеству за любовь Христову. Однако в этот раз воля Божия была иной, и благодаря заступничеству греческих властей Афин святую игумению отпустили. Укрепленная этим испытанием, Филофея удвоила усердие в благотворительности и подвигах.
Достигнув совершенства, святая получила благодать чудотворения и исцеления. Число ее последовательниц росло, и Филофее пришлось основать еще один монастырь. В пещере, расположенной близ него, она любила уединяться ради созерцания.
Народная любовь к святой воспламенила ненависть турок. Однажды они ворвались в обитель во время всенощной, зверски избили подвижницу палками и оставили лежать на земле на волосок от смерти. Филофея с удивительной твердостью перенесла последствия ранений и мученически скончалась 19 февраля 1589 г.
Всего через двадцать дней ее могила начала источать дивное благоухание. Многоценные мощи святой Филофеи, почитаемые ныне в Афинском соборе, остались нетленными во славу Божию и на утешение христианскому народу.
Тропарь, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Афине́йский великоимени́тый град/ Филофе́ю преподобному́ченицу чтит/ и срета́ет ра́достно/ тоя́ святыя мо́щи,/ яко че́стне пожи́/ и преста́вися страда́нием и муче́нием/ и мо́лит Спа́са// дарова́ти всем Боже́ственную ми́лость.
Ин, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Преподо́бных блиста́ние/ восприя́ла еси, честна́я,/ град Афине́йский возвесели́ла еси/ подвиги твоими и благода́тию,/ ты бо в добротворе́нии/ просия́вши, мати,/ близ того любве ради/ пострада́ла еси благоче́стно// тем, о Филофее, тя Христос просла́ви.
Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Филофе́ю днесь всера́достно почти́м/ и тоя́ моще́м всеблагогове́йно поклони́мся;/ земна́я бо доброде́лающи про́йде,/страда́нием же сконча́ преподобная,/ достойна быв молити// дароватися всем жизни вечней.
Святой новомученик Марк (Маркулис) Клесурский, из Кастории[27] (†1598)
Память 12 ноября
Святой новомученик Марк Маркулис происходил из района Клесура города Кастори́я (совр. Касторья́) и жил в 16 веке. Не осталось описаний его жизни и страдания, а единственные подробности можно узнать из рукописи касторийского священника Аргирия. В ней упоминаются лишь отец святого Петр и место страдания. Мученик был схвачен мусульманами и приведен в городок Арго-Орестико, где его истязали и пытали, предлагая изменить веру. Но не достигнув желаемого, наконец, задушили, а мощи бросили в реку Алиа́кмон. Это случилось в 1598 году. Первое празднование во имя новомученика совершили в 2012 году, а день памяти установлен 12 ноября[28].
Тропарь, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Новомучениче, Клисуры[29] благоуханная о́трасле,/ пострадавый до́бле в Арго-Орестико́не,/ яко неподви́жимый, за веры и́стину,/ и Алиа́кмона[30] быстри́ну освяти́вый/ телом честным твоим,/ буди нам заступник в житии́,/ Марко храбо́рниче.
Святой преподобномученик Иона Липсийский (†1635)
Преходящая память в Воскресенье после 10 июня и в следующее Воскресенье после праздника Всех святых (в Соборе Патмосских святых)
Преподобномученик Иона (Гарбис) [греч. ᾿Ιωνᾶς ὁ Γαρμπῆς] († апр. 1635), происходил с о-ва Нисирос, подвизался на острове Липси, где находились подворья, принадлежавшие обители Иоанна Богослова на Патмосе. Прпмч. Иона был схвачен по приказу Бекир-паши и подвергнут жестоким побоям, от которых скончался. Был погребен на Липси. О мученической кончине святого известно из синодика монстыря ап. Иоанна Богослова на Патмосе, называемого Вравион (Βραβεῖον).
Местно почитался на Патмосе и Липси, прославлен в Соборе Патмосских святых, празднование которому было установлено в 2005 г.
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель[34]: Нисири́йскую отрасль, Ли́псоса храни́теля,/ всех двенадцати отоков честь Божественную и хвалу,/ Иону да почтим, вернии,/ яко преподобнаго Христова и преблагославнаго,/ яко да прии́мем прегрешений очищение[35]/ к Богу вопиюще:/ слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава в доброславии Небеснем тя Прославльшему, преподобне.
Святой мученик Феофил Закинфский (+ 24 июля 1635 г.).
Память 24 июля.
Житие помещено прп. Никодимом в «Новом мартирологии[36]» с замечанием: „Мучение его описал мудрейший и богословнейший Георгий Корессиос Хиосский, он же составил и службу, которая поется ежегодно в Хиосском храме святого Георгия, где и праздник ему проходит и где находится часть его мощей“. Служба 1856 года издания есть в свободном доступе[37], по нему выполнен перевод тропаря[38].
Тропарь, глас 4: Ве́лия веры исправле́ния:/ в пла́мене о́гненнем,/ якоже в воде́ ороша́емь,/ святый мученик Феофил ра́довашеся/ и Христа единаго Бога све́тло проповедаше,/ Его же и молит непреста́нно// спастися душам нашим.
Святаго новомученика Параскевы Трапезундскаго (†1659)
Память 1 марта по н. ст.
Происходил из Трапезунда и пострадал 1 марта 1659 года, казнен через повешение. Тело его приняли христиане и погребли в храме святого Григория Нисского. Затем оно было перезахоронено в обители Покрова Богородицы в Трапезунде[47].
Святые мощи перенесены в монастырь Богородицы Феоскепасту.
Тропарь, глас 4. Подобен: Скоро предвари: О тленнем житии небрег премудро,/ себе сама́го сотворил[48] еси/ жертву честну́ю Христо́ви,/ согласно зва́нию своему,/ возвеселил еси Церковь Христову,/ в смерти от удавле́ния, треблаженне,/ прелесть поправ ага́рянскую добле,// темже, Параскево, тя песньми почитаем.
Кондак, глас 3. Под.: Дева днесь: Христа Богочеловека исповедав добле,/ мрак агарянский расточил еси, новомучениче,/ темже тя возведшии ко удавлению/ венец тебе доставиша нетленный,/ сего ради молися непрестанно// о чтущих, Параскево, память твою.
Святого мученика Иоанна Навклира (Мореплавателя) († 1669)
Память 8 апреля
Житие помещено в «Новом Мартирологии» прп. Никодима Святогорца, служба составлена мон. Герасимом Микраяннанитом.
Тропарь, глас 3. Подобен: Божия веры: Божие прозябе́ние, во ото́це Ко́се су́щее,/ сей возвеселил еси страда́нием твоим,/ Иоанне Морепла́вателю всехва́льный:/ страстотерпцев бо поревновав подвиго́м,/ пламенем поприще совершил еси:/ мучениче славне, Христа Бога моли,// даровати нам велию милость.
Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Мучения совершил еси мужему́дренно путь/ и яко жертва прине́слся еси огне́м Спасу:/ сего ради тя Стастополо́жник вышния славы/ прича́стника и насле́дника показа́, му́чениче,/ Егоже моли, Иоанне,// нам дарова́ти прегре́шений оставле́ние.
Святых 23-х новомучеников агарян, иже в Фиатире: шейха-учителя и его 22-х учеников († 1669)
Память 30 мая
Служба составлена господином Харлампием Бусья[50]
Тропарь, глас 5. Под.: Собезначальное Слово: Фиатирских новомученик воспоим,/ духоноснаго князя ага́рянскаго со ученики,/ ихже благода́ть Божия Духа/ ко истине привлече́ Христовой/ и кре́пко ея ради сподоби пострада́ти,/ яко Божия ве́ры столпы,// малодушныя укрепляющия.
Кондак[51], глас 8. Подобен: Взбранной: Фиатирских новомученик,/ ученик двадесять и двух,/ ихже наста́вник/ от Кора́на к вере Христовой святе́й привлече́/ и к мучению наста́ви,/ с нимже пе́сньми украша́ются,/ да почтим, любовию вопиюще:// ра́дуйся, соборе новых страда́льцев.
Мученик Триандафил Фессалоникский, Загорский, Константинопольский († 1680, память 8 августа)
Память 21 августа. Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Мученик Триандафил, уроженец Загоры Фессалоникской, был обезглавлен турками в Константинополе в 1680 г. за отказ отречься от Христа и принять ислам. Прп. Никодим Святогорец в "Новом мартирологии" уточняет, что святому было 18 лет и указывает дату памяти 8 августа (по ст. ст.).
Тропарь, глас 3. Подобен: Божественныя веры: Боже́ственныя веры име́я благодать,/ ра́дуяся, пострада́л еси мужемудренно,/ новомучениче Христов Трианда́филле,/ сего ради яко шипок сладкоуха́нный/ весели́ши Церковь боже́ственным страда́нием твоим,/ мучениче сла́вне, Христа Бога моли,// дарова́тися нам ве́лией ми́лости.
Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Подви́жник непобедимый благоче́стия/ показался еси, святе,/ лука́ваго низложи́в,/ сего ради Христос, Трианда́филле,// мученическою тя просла́ви благода́та́ю.
179-ти преподобномучеников Дау-Пенделийских (1680)[52]
14 августа 1992 года решением Священного Синода Константинопольского Патриархата 179 преподобномучеников обители были причислены к лику святых, а их мощи поставлены для поклонения верующих. По благословениею Святейшего Патриарха Кирилла преходящая память преподобномучеников священной обители Пантократора (Вседержителя) во вторник Светлой седмицы включена в месяцеслов РПЦ.
Тропарь, глас 4. Подобен: Пречистый Храм Спасов: Яко Господни святоизбраннии[53] агнцы,/ от ве́сей многоразличных сшедшеся,/ к пастве стекостеся Вседержителеве,/ сего ради умерщвляеми немилостию иноплеменник,/ радующеся отыдосте к Небесней ограде,/ якоже преподобнии и мученицы Христовы,// молящеся о душах наших.
Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Господень приявше Крест, отцы всечестнии,/ подвиги Ему камни многоценнии показастеся,/ темже чужестранцем вопиясте/ светлым сердцем:/ воскресе Христос.
Св. преподобномученик Роман Карпенисийский (+ 1694)
Память 5 января н. ст. и 16 февраля н. ст.
Cей святой был учеником прп. Акакия Кавсоваливита. Житие включено в «Новый мартирологий» преподобным Никодимом Святогорцем. Оно переведено на русский язык и опубликовано в составе "Афонского патерика»[55].
Тропарь[56], глас 4. Подобен: Вознесыйся на Крест: Постнически предобучився на Афоне/ Акакия[57] наставленьми преподобнаго/ и от того прияв Божие изволение,/ противустати идяше мученичества скорбем,/ вкупе и смерти, Романе,/ и предстоиши, венценосный мучениче, Христу,// моляся о нас, преславне.
Святой новомученик Матфей Геракарийский, Критский (†1697)
Память 18 августа
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель: Крестным знамением благочестно напечатленный,/ от агарянския прелести, о Матфее, отлучився,/ и сию посрамил еси,/ за́клан мечем яко незлобивый агнец:/ сего ради на Небесех/ мученик сподобился еси добронаследия./ Слава Укрепльшему тя Христу,/ слава Действующему тобою чудесы,/ слава Даровавшему нам тя предстателя неусыпнаго.
Ин, глас 3. Подобен: Божественныя веры: Божественное прозябение Геракарийское/ и Критскаго отока похвала показался еси,/ Матфее блаженне,/ в Рефимне мученическое поприще/ дивно мудростию совершив,/ сего ради молися Христу Богу, молимся,/ дароватися нам велией милости.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Геракарийскую отрасль доброцветную,/ иже в Рефимне твердо храбрствоваша,/ почтим святаго Матфея во умилении,/ в Вышних бо Господеви предстоит,/ благодати точит струи всем взывающим:/ радуйся, мучениче блаженне.
XVIII век
Святая Елена, дева Синопская († XVIII)
Память 1 ноября.
Тропарь, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Непоро́чный цвете благоуха́ннейший/ и Сино́па славо, и Божественная о́трасле,/ дево мученице Христо́ва Елено всечестна́я,/ пострада́вшая крепко/ и низложившая врага веры силою,/ о всех моли// помиловатися душам нашим.
Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Яко юница непоро́чная,/ силою Христо́вою низложила еси многоко́зненнаго врага,/ и мучением преукрасилася еси,/ дево мученице Елено всехва́льная.
Святой священномученик Дамаскин († 1771)
Житие включено в «Новый мартирологий» прп. Никодимом Святогорцем. Оно переведено на русский язык и опубликовано в составе «Афонского патерика»: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/afonskij-paterik/14
Святой мученик Христодул Кассандрский, иже в Солуни (+ 1777)
Память 27 июля по н. ст. в Элладской Церкви, 28 июля в РПЦ
Святой мученик Хри́стос Вертогра́дарь (Садоделатель, рус.: Садовник) (†1748)
Память 12/25 февраля (греч.). Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви. Преподобный Никодим Святогорец поместил житие святого в "Новый Мартирологий".
Тропарь, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Христовою любовию яко а́гнца непоро́чнаго/ поже́ршагося во времена́ после́дняя,/ прииди́те, ве́рно Хри́стоса вси Вертогра́даря восхва́лим,/ якоже востерза́нный сладкоуха́нный ши́пок,/ пресажде́нный в са́ды Еде́мския,/ и́хже и нам насладитися// тепле мо́лится ко Всецарю.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Садоде́лателя благоукраше́ннаго восхва́лим,/ усе́ченнаго в выю яко заколе́ние слове́сное/ в Ца́рствующем гра́де ныне,/ и Са́ды Небе́сныя преудобрившаго,/ яко мироуха́нный страда́льчества белоцве́т,// любовию зовуще: радуйся, Хри́сте преси́льне.
Святого новомученика Захарии Патрского (иже из Артиса), (†1782)
Память 20 января по н. ст. В месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Святой новомученик Захария происходил из Артиса. В детстве принял ислам, позже переселился в старые Патры, где занимался скорняжным делом. Прошло время, и он искренне раскаялся, нашел духовника, исповедал ему грех отречения и просил разрешения на мученичество. Но духовник, боясь, что Захария не выдержит долгих пыток, отговаривал его. Тогда святой отвечал, что имеет такую жажду пострадать за Христа, что ее не утолят даже пытки. Услышав такое свидетельство веры и любви ко Христу, духовник преподал св. Захарии Христовы Тайны и благословил его. Святой отправился в мастерскую, распродал все, что в ней было, а вырученные деньги раздал нищим. Затем от пошел к судье и дерзновенно исповедал Христа. Судья не смог переубедить его ни истязаниями, ни угрозами, и отослал к градоначальнику. Тот приказал бросить страстоносца в тюрьму и трижды в день сильно избивать, пока он или не вернется к мусульманской вере, или пока, обескровленный, не умрет. Так святого мучили много дней, и с достойным удивления терпением он переносил ужасные пытки. Святой новомученик Захария предал дух 20 января 1782 года в Патрах. Икона святого хранится в обители «Като Панагия» в Арте[59].
Преподобный Никодим Святогорец включил житие мч. Захарии в «Новый Мартирологий». Служба составлена монахом Герасимом из скита Малой Анны (Микрояннитом)[60].
Тропарь[61], глас 4. Под.: Скоро предвари: Артиса удобрение и новомученик славный,/ в Патрех яко пострадал еси за Христа Бога,/ показался еси, блаженне,/ не бо ураняющу тя низшед бореньми,/ почесть приял еси божественную,/ страстотерпче Захарие,/ моляся о всех благохвалящих тя.
Ин[62], глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Всехвальнаго мученика Спасова да воспоим,/ Захарию новаго, Артиса отрасль,/ яко пострада терпеливно за веру Христову,/ и беззаконных руками,/ иссе́чен и протяже́н, мучение восприя./ Скончався же в Патрех,// Господа молит спастися нам.
Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Христову восприяв в души любовь,/ неустрашимо к борением, богомудре, устремился еси,/ темже тя яко превосходнейшаго сопричастника/ древним страстотерпцем Владыка яви,/ новомучениче Захарие,/ с ними же прилежно молися о нас.
Святой великомученик[63] Полидор Кипрский, Ново-Ефесский (+ 3 сентября 1794)
Память 3 сентября
Тропарь[64], глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Покаяния слезами себе предочистил еси,/ по́слежде, блаженне, ранами мученичества/ яко лучами блистающими просветился еси./ Сего ради яко мученика твердаго/ и страстем Христа Бога общника,/ в песнех, Полидоре страстоносче,// восхваляюще, тя величаем.
Ин, глас 3: Велия похвала Левкоси́и[65],/ велие утверждение Ефе́са еси,/ велия же слава обои́х градо́в:/ о́ваго убо прозябе́ние честное яви́лся еси,/ ов же кровьми твоими очервленил еси;/ но молися Христу Богу, Полидо́ре,/ да изба́вимся бед и печалей.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Днешняго рода верх,/ приидите, согласно вернии восхвалим/ преславнаго Полидо́ра Ки́прскаго,/ в но́вем Ефесе пострада́вшаго/ и ага́рянския внуки посрамившаго,/ и просла́вльшаго Христо́во Божественное имя.
Святая великомученица Злата (Хриса) Мегленская (+ 1795)
Память 13 октября, 18 октября.
Тропарь, глас 1: Страда́нием своим житие земное/ в Небесное Божественное зла́то преобразила еси,/ мученическою кровию/ свет богопознания явила еси,/ с Горы вечных/ ныне дивно сияеши со Ангелы./ Новомученице Зла́то, молим тя:/ моли Владыку мира,/ да помилует вся// па́мять твою святую почита́ющия.
Кондак, глас 4: Яко блиста́ющее зла́то/ светом богопозна́ния озаре́на/ роду своему сербскому явися,/ девице пресиянная,/ егда пред безбожными мучители/ веру Православную/ кровию своею свидетельствовала еси,/ и от супоста́т озлобле́ния/ мученическою смертию спаслася еси,/ и в не́дра Христа, Жениха твоего возлетела еси// яко пречистая голубица Царствия Небеснаго.
ΧΙΧ век
Память 2 июня по н. ст.
Житие включено преподобным Никодимом Святогорцем в «Новый мартирологий», позже оно было переведено на русский язык и опубликовано в составе «Афонского патерика»: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/afonskij-paterik/36
Тропарь, глас 3. Подобен: Божия веры: Всяк возвеселил еси верных лик/ и посрамил еси агарянстии роди,/ возпроповедав светло благочестие/ и претерпев неповинно муки,/ о Константине, мученик удобрение./ Темже убо, воспеваемый, улучил еси/ Егоже возжелел еси;/ поминай нас благохвалящих тя.
Ин, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Светоносная возсия Церкви Христове,/ память страданий твоих,/ света исполнши сию,/ мученик напечатление, славне Константине,/ разрешающи прелести сыны агарянския,/ озаряющи же богатно души верных,/ память твою совершающих, присноблаженне.
Ин, глас 1. Подобен: Пустынный житель: Светлую отрасль Идры/ и Родоса удобрение,/ и новомученик славу,/ Константина да почтим,/ в песнех и пениих духовных,/ память его совершающе,/ яко да приимем/ богатное воздаяние от Бога, взывающе:/ слава Прославльшему тя,/ слава Укрепльшему тя,/ слава в последняя времена тя Увенчавшему.
Кондак, глас 8. Под: Взбранной: Исповедав Христа благодерзновенныма устнама,/ юже от агарян прелесть поругал еси,/ новомучениче Константине, добле пострадав./ Но яко причастник воздаяний паче смысла,/ от всякия избави муки и печали вопиющих ти:/ радуйся, мучениче непобедимый.
Святому новомученику Ангелису, на Хиосе пострадавшему (†1813)
Память 3 декабря
Благоговейный, любящий безмолвие и благочестивый Ангелис владел врачебным искусством и жил в Аргосе. Однажды после религиозного диспута с одним французом Ангелис вызвал его на дуэль и пришел на нее безоружным. Напуганный решимостью Ангелиса, вооруженный француз струсил и убежал, оставив святого победителем. Ангелис решил пострадать за Христа. Он затворился в мансарде своего дома. Но внезапно, по неизвестной причине, в Лазареву субботу 1813 года, отрекся от Христа и стал мусульманином. Изгнанный, он обрел приют на Хиосе, где скитался, мучимый раскаянием, с горьким плачем призывая помощь мучеников и исповедников. Его воодушевляло единственное желание — искупить отречение страданием. Однажды, вбежав на турецкую таможню, он исповедал себя христианином, за что был избит, препровожден в крепость и обезглавлен 3 декабря 1813 года[67].
Тропарь, глас 1. Лик ангельский: Лик Ангельский, Ангелисе новомучениче,/ и собор страстотерпцев рукоплескаху в Вышних,/ твоему за веру терпению и сопротивословию/ и, дух твой радостию приемше,/ возведоша к Небесем со славою,/ Христу Богу нашему.
Кондак, глас 3: Священное приношение тя мучеников ликостояние,/ Ангелисе, прия на Небеси, веселяся,/ пострадал бо еси и законно ныне,/ доблемудренно посрамил еси/ гонителей безбожную дерзость/ и венец приял еси нетления,/ мечем усе́чен во главу.
Святые новомученики отрок Христодул и отроковица Анастасия, Патрские, иже во Ахаии († 1821)
Память святых мучеников Христодула и Анастасии Патрских, во Ахаии убиенных (†1821), включена в месяцеслов РПЦ по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 13 апреля 2018 года (переходящая, во вторник Светлой седмицы). Прославление совершено Константинопольской Православной Церковью.
Святые новомученики Христодул и Анастасия приняли мученическую смерть в Патрах, в Вербное воскресенье, 3 апреля 1821 года[68].
Начавшееся в Греции движение за освобождение и революция 1821 года усугубили ситуацию в Патрах. Одна женщина из богатого рода, с двумя дочерьми и сыном пыталась добежать до французского посольства. Но спастись не удалось. Семья была схвачена турками и предстала пред юсуф-пашой. Несмотря на коленопреклоненные просьбы и мольбы отпустить их, паша был неумолим. Единственной возможностью избежать смерти он называл выселение. Ни угрозы, ни слезы не подействовали. Семья отреклась от Христа и стала частью гарема паши.
Горничную, смиренную девушку Анастасию, паша также убеждал отречься от Христа, но она возразила:
— Мой Бог есть и Бог твоего лжепророка. Ты угрожаешь, но Его голос громче криков ваших солдат. Взгляни на небо, несчастный, и поверь, что там живет Дева. Она протягивает ко мне руки. Я вижу Ее. Как сладка Ее улыбка! Она зовет: "Приди, моя голубка". Радуйся, Царица Ангелов! Радуйся, Звездо Утренняя! Приими Свою смиренную рабу, Анастасию. Крестись, визирь, отрекись от своей прелести. Я чувствую, что Спаситель зовет меня к Себе.
Когда она произнесла все это, душа ее отлетела, прежде, чем палачи успели поднять на нее убийственный меч.
— Сбежала от меня! — вскричал юсуф-паша, и, подойдя к четырнадцатилетнему сыну священника, Христодулу, сказал ему:
Мой пророк только что поразил ее, как ты и сам это видел, ведь она не побоялась осквернить его имя. Трепещи, ибо и тебя может постичь та же участь. Скажи то, что произношу и я:" Бог есть мой Бог, и Мухаммед — пророк Его".
Но маленький мученик крикнул:
— Христос воскресе!
— Мухаммед лучше.
— Только Христос воскресе!
— Прирежу тебя, как козленка!
— Христос воскресе!
Тогда стоявшие вокруг солдаты в ярости бросились на него. Паша приказал им остановиться и приговорил отрока к пятистам ударам плетью в течение четырнадцати дней. Немедленно посыпались первые удары, во время которых мальчика убеждали отречься от Христа. Но он прославлял своего Спасителя.
Мучение длилось четырнадцать дней.
Святой все повторял:
— Тело мое принадлежит вам, а душа — Богу, Которого я никогда не отвернусь, так же, как и от Девы Марии.
Когда же время наказания истекло и приговор был исполнен, юсуф прогнал Христодула, с презрением бросив солдатам:
— Мухаммед не желает этой христианской собаки. Его упорное сопротивление — тому доказательство. Отпустим его.
Мученик Христов ушел и вскоре предал свою душу в руки Господа, за которого пострадал, чтобы получить страстотерпческий венец.
Окровавленная и истерзанная одежда стала для христиан многоценным сокровищем, точащим чудеса.
Память отмечается в Патрах во вторник Светлой седмицы.
Тропарь, глас 4. Скоро предвари: Христа возлюбивше/ от ранния юности,/ верою воспламенившеся,/ Анастасия честная/ и Богодухновенный Христодул/ возмогоша претерпети мучения скорбь,/ тем и венца животнаго сподобляются,/ образ юным добрый// давше в подражание.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Юношей и дев похвалу,/ Анастасию и Христодула да почтим,/ празднующе память их согласно./ Яко от младенства священная ведущих Писания/ и верою Христовою яко пострадавших, призовем:// Христовы мученицы, радуйтеся.
Новомученик Дионисий монах Ватопедский, иже в Крите († 1822).
Память 13 февраля и в день собора Афонских святых.
Тропарь, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Страстоте́рпцев и преподобных удобре́ние,/ Ватопе́дския обители све́точа,/ в после́дняя времена́ на Кри́те/ неве́рия тьму расточи́вшаго,/ восхва́лим све́тло Диони́сия сла́внаго,/ Пояса Богоматере мужественнаго храни́теля// и моли́твенника те́плаго о нас к Богу.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Подви́жнически предочи́стив себе́ на горе Афонстей,/ преподобный мучениче, к истяза́нию потече́,/ попра́в Ага́рянских сынов пре́лесть,/ те́мже ра́дуется о твоих труде́х/ обитель Ватопе́дская,/ и твоими страда́нии Кри́тский ото́к препросла́вленный,/ вку́пе вопиют:// ра́дуйся, о Дионисие.
26 июня 2011 г. в городе Наусса (Центральная Македония) прошли торжества по поводу канонизации 1241 Наусского новомученика, пострадавшего в апреле 1822 г. во время греческого национально-освободительного восстания (1821-1829 гг.)[1].
Героический город Науса находится у подножия гор Вермион севернее города Верия, в 74 километрах от Фессалоники. Река Арапица делит город на две части[2]
Тропарь[3],
глас 5. Подобен: Собезначальное Слово:
Приидите, вси от Нау́са,/ восхвалим новомученик лик,/ ре́чную
быстрину́ освятивших кровьми,/ яко заколе́ния,/ ве́рных всечестное множество,/
юнош мужественных,/ вкупе и ма́терей благолюби́вых/ со блаженными чады,// яко
православных стражей и хранителей.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной:
Нау́сцы всечестни́и,/ юноши и рачительныя ма́тери,/ верно с
чады вашими пострадавше волею,/ в струи Ара́пицы ввержени,/ со Ангелы ра́дуетеся,/
яко венценосцы добропобеднии новомученицы,/ сего ради взываем:// радуйся,
соборе предобрый.
[1] Подробнее о канонизации см.: https://www.sedmitza.ru/text/2291615.html
[2] Подробнее, на новогреческом
языке: https://www.imverias.gr/index.php/topiko-agiologio/785-agioi-neomartyres-tis-naoysis
[3] Тропарь и кондак взяты из
службы, составленной господином Харлампием Бусья:
http://akolouthiesorthodox.blogspot.com/2021/04/blog-post_28.html
Святая дева и новомученица Лигерия Хиосская (†1822)
Память 6 сентября
Тропарь, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Богодухновенно пострадала еси,/ дево мученице славная,/ кровей твоих токи/ присноживотное Древо напояющи./ Верою бо презревши сласти душетленныя,/ велиарову крепость разбила еси[70], богомудрая,/ нам подаеши честно/ дарования Божественная.
Святой преподобномученик Синезий Триглийский, иже в Солуне (†1824)
Память 12 июня
Тропарь, гл. 3. Под.: Божественныя веры: Боже́ственная о́трасль Тригли́и сый,/ радуяся, подвизашеся на горе́ Афонстей,/ преподобномучениче Госпо́день Сине́зие,/ и страда́ния по́прище соверши́в,/ му́ченическия сподо́бился еси све́тлости:/ темже моли́ся, дарова́тися тя почита́ющим// прегреше́ний очище́нию и ве́лией милости.
Кондак, глас 2: Яко разумли́в и отше́льник богоприятен,/ мученическия славы сподобился еси,/ одоле́в чуждаго/ непрело́жным терпе́нием своим,/ сего ради сугу́бым венце́м преукраси́лся еси от Христа,/ преподобному́чениче славне;/ те́мже тя, Сине́зие, почитаем.
Память 1 мая. Почитается в Греческой Церкви. В месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Св. Мария жила на о. Крит. Ее преследовал турецко-албанский полицейский, желая на ней жениться. Но блаженная сторонилась его с отвращением, так как не хотела отказаться от христианской веры. Видя, что девушка его отвергает, мужчина убил ее ружейным выстрелом, когда она собирала листья тутового дерева. Св. Мария приняла мученическую смерть в 1826 г.[72]
Тропарь, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Христа моли о нас приле́жно,/ Фурнисы удобре́ние и новых страдальцев добро́то,/ Марие, бе́ла цве́тице[73]:/ разжжение[74] бо невернаго отве́ргши,/ явила еси язю смертоно́сную,/ ея́же ради, яко птичица, к Зиждителю/ души крыло́ма возлетела еси.
Ин, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Право верующих собрания,/ да восхвалим прилежно/ Мефимопульскую Марию из Фурнисы,/ яко агницу Всецаря пренепорочную, вопиюще:/ молися Христу, новомученице дивная,/ яко птица злонравия превысшая,/ от враждебныя уя́звленная руки,// спастися душам нашим.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Терпеливных агниц Христовых добродеву,/ от Крита якоже цвет благово́ннейший процветшую,/ Марию страстотерпицу/ сладкопении увенчаим и песньми,/ яко юных дев пресладостный сад, восклицающе:/ радуйся, мученице новострадальная.
Ин, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Же́ртва пречестна́я,/ закала́емый Богу а́гнец соде́лался еси, Гео́ргие, в храме усече́ние мужески прие́мый, сего ради Небе́сному Же́ртвеннику приобще́н,/ память твори непреста́нную/ о ве́рно тя почита́ющих/ и покрыва́й молитвами твоими вы́ну// па́ству твою, свя́те.
Святаго новомученика Никифора Геракарийскаго, Критского (†1832)
Память местная, на Крите, 11 января, и в соборе Критских святых
Святой Никифор, уроженец острова Крита, женился на мусульманке именем Фетфа и имел двух сыновей. По неизвестной причине он принял ислам и имя Ибрагим. Однако вскоре раскаялся, осознал ошибку и возвратился к христианской жизни. Но жена, видя, что он изменился, доложила об этом мусульманским властям. Никифор, прекрасно сознавая последствия, отрекся от мусульманской прелести и исповедал Христа перед судом, который вынес приговор о казни через повешение. Она состоялась в тот же день, на месте, где теперь располагается площадь Справедливости. Так, 11 января 1832 года, в возрасте 30 лет, святой Никифор принял мученический венец и сопричислился к лику мучеников[76].
Тропарь, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Добляго оружника Никифора,/ терпеливнаго воина и Христова друга искренняго,/ веры светильника сияющаго/ и прелести потребителя дивнаго,/ удавлением скончавша доброславно стезю мучения,/ блистанием напитаннаго умным,/ верою да почтим, вопиюще:/ поминай творящия выну// память твою благознаменную[77].
Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Рачением неоде́ржным ко Иисусу, Никифоре, воскрилен,/ посрамил еси козни вражия,/ сокрушил еси злоначальника коварствия,/ пострадал еси в последняя терпеливодушно./ Сего ради ти взываем:/ радуйся, новомученик похвало.
Святой мученик Георгий Новый, Яннинский (+ 1838)
Память 17 января, 26 октября по н. ст.
Глава и большая часть мощей находятся в одноименном храме Яннины.
Тропарь, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Всехва́льнаго мученика Христова Гео́ргия,/ Янни́ны славу/ и светлаго покрови́теля,/ в пе́снех духовных да восхва́лим:/ яко подвиза́ся крепкостоя́тельне/ и попра́ врага Духа силою:/ и ныне непреста́нно молит// поми́ловатися душам нашим.
Святой новый преподобномученик Афанасий Лимносский[78], иже в Репаниди[79] (†1846)
Память в Соборе Святогорских преподобных отцов, совершается на 63-й день по Пасхе, в Соборе Лимносских святых во вторую субботу июля, в Соборе новомучеников в третью неделю по Пятидесятнице. День памяти святого в списке святых Ватопедского монастыря указан 10 июля[80].
Святой Афанасий подвизался в келье святого Антония на Кареях (ныне скит святого Апостола Андрея и преподобного Антония Великого, именуемый также Серраи, пострадал на острове Лимнос в 1846 году, в месяцесловах не упоминается.
Святой Афанасий родился на Лимносе (Лемносе) около 1800 года, в сельце Репаниди. Его мирское имя неизвестно. Начальное образование получил на родном острове. Пришел на Святую гору с целью стать монахом и послушником старца Великой Лавры.
Тропарь, глас 4. Подобен: Яко столп непоколебим: Крест якоже броню восприим/ к брани устремился еси на нечестивых мужески,/ благомощне Афанасие,/ сего ради и уничижив безчестных владычество,/ победный приял еси венец нетления,/ моляся во еже избавитися нам/ от многоплетенных лютых.
Тропарь, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Новому́ченицы за веру, отрокови́цы,/ Героплата́нския де́вы, о Христе Бозе в ме́льнице сожже́нныя,/ и святыни ныне яви́вшии добро́ты,/ молите непрестанно, юниц шесть,/ Жениха вашего Небе́снаго,// низпослати вас почита́ющим ве́лию милость.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Героплата́нския ве́си сла́вныя девы мученицы,/ шесточи́сленыя Христовы а́гницы,/ нече́стия отбе́гшия/ и на ме́льнице, я́коже хвра́стие и тро́стие, заключе́нныя и сожже́нныя,/ благообра́зно да воспоим, любовию зовуще:/ ра́дуйтеся, сияние чисте́йшее.
Обретение мощей в неделю по Успении Пресвятой Богородицы (в память обретения 23 августа 1981 года).
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель: Мулии о́трасли и Критстии адама́нти,/ с дивным Апостолом/ Захарию и Димитрия в песнех/ правою верою да почтим,/ яко новыя страстоносцы Христовы,/ точат бо благодатныя да́ры/ благочестно вопиющим:/ слава вами Творящему чудесы,/ слава вы Возвеличившему,// слава Ниспосыла́ющему вами вышнюю милость.
Преходящая память в Воскресенье после 10 июня
Пять Липсийских преподобномучеников приняли мученическую кончину на острове Липси: монахи Неофит с острова Аморгос († 6 апр. 1558), Иона с острова Лерос († 28 февр. 1561), Иона Гарбис с острова Нисирос († апр. 1635) и Парфений из Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) († 1696) пострадали от турок, монах Неофит († 8 дек. 1609) — от пиратов.
Составленная господином Харлампием Бусьей служба 5 Липсийским преподобномученикам — мон. Неофиту с о-ва Аморгос († 6 апр. 1558), мон. Ионе с о-ва Лерос († 28 февр. 1561), мон. Неофиту († 8 дек. 1609), И. Г. и мон. Парфению из Филиппополя († 1696) издана в 1999 г.
Тропарь, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: От различных времен/ пятерицу богодухновенную преподобнострадальцев,/ яже в Липсосе, отцев,/ священными бореньми подвизавшуюся, почтим,/ с Неофитом Иону,/ со иным Божественным Ионою, Парфения/ и светоноснаго Неофита, молитвенный покров[82],/ сих молений чающе.
Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Липсос остров, богоноснии, освятисте/ по́тов одожденьми и кровей ваших литии,/ преподобномученицы победоносцы,/ Ионо с Неофитов двоицей, сопряжение умное,/ и со иным Ионою/ славный Парфение, восклицающе./ Радуйся,/ натрижнение[83] пяточисленное.
Соборы
Собор новомучеников Касторийской епархии
Новомученик Иоанн (Нултзос) с братом и зятем, святой Платон, протосинкел Германа Кавангелиса, новомученик Георгий Агарянин, священномученик Василий Калапаликис.
Тропарь, глас 1. Подобен: Пустынный житель: Кровными токи и Божественными страданьми,/ мученицы Христовы победоноснии,/ благочестно явистеся,/ Георгие и Платоне священниче,/ Василие и Марко чудный,/ Иоанне со сродником и братом,/ темже и взываем: радуйтеся, Кастори́и похвало,/ радуйтеся, у Святаго Бога предста́телие всечестнии.
Общий список святых новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших: https://drevo-info.ru/articles/13678720.html
Святые Элладской церкви: https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39982.htm
Сноски и оригинальные тексты см. в рабочем файле.
Здравствуйте! Спаси Господи за Ваш труд - тропари святым и соборам. Нет ли у Вас доступа к книге ( в интернете не нашлось ПДФ ):
ОтветитьУдалитьΑθανάσιος (Κυκκώτης), μητρ. Πρόλογος // Μπούσιας Χ. Μ. ῾Ιεραὶ ἀκολουθίαι τοῦ ἁγίου ἐνδόξου ἱερομάρτυρος Θεοδώρου ἐπισκόπου Κυρήνης καὶ πάντων τῶν ἐν Κυρήνῃ ἁγίων. ᾿Αθῆναι, 2014 года издания ? Там хотелось бы найти список - Киринских святых. Он есть в Википедии, но без указания источника. Еще на "Древе" попытка собрать их была - https://drevo-info.ru/forum/topic/19558.html
Также в двух статьях "Православной энциклопедии" о греческих святых упоминается этот Собор.
Так - св. равноап. Мария, мать Евангелист Марка" (память греч. - 30 июня ст. ст.) включена в 2013 году - в Собор Киринских святых (источник: Μπούσιας. 2014. Σ. 84)
Ее полное название нашли в «Православной энциклопедии», в статье О. В. Лосевой «Мария» Т. 43, С. 524-525 , раздел "Литература".
Христос воскресе!
УдалитьК сожалению, у меня нет этой книги и доступа к ней.
Есть только списки по епархиям: Лимассольской, Морфу в выпущенных этими епархиями календарях, общекипрский список, а также различные сборники житий Кипрских святых на новогреческом языке.
С уважением,
Интересно просто - совпадает этот список из Википедии - с тем что у Х. М. Бусьяс в книге? Например, в Житии св. Георгия нет упоминания о области Киринской, какой то связи его с этой землей. Точно ли имя его указано в Соборе Киринских свв. у греков?
ОтветитьУдалитьПочитание св. Георгия на Кипре в разных епархиях часто связано с его чудесами и явлениями на этой земле. Так, например, в селе Акрунда Лимассольской епархии святой отогнал эпидемию чумы и оставил след на камне. Могу предположить, что почитание в Киринийской епархии также связано с чудом.
УдалитьНашла книгу, в которой есть пояснения митрополита Киринийского на этот счет: https://docplayer.gr/46252952-Mhtropolitoy-kyrinis-athanasioy-kykkotoy-o-agios-megalomartys-georgios-o-tropaioforos.html
Почитаете сами? Если не знаете греческого, скажите, постараюсь ознакомиться и вкратце набросаю, о чем там речь.
С уважением,