вторник, 9 июля 2019 г.

Преподобному Мелетию Исповеднику тропарь и кондак



Преподобному отцу нашему 
Мелéтию исповеднику,
в Галисúйстей горе подвизáвшемуся
тропарь, глас 1:
Подобен: Пастырская свирель:

Присносвéтлый плáмень богослóвия твоего/ верных полнотý озарú:/ Отца бо Начало Сыну же и Духу/ латúняном проповедал еси/ и сих посрамил еси,/ тем молú Христа Бога,/ отче Мелéтие,// спастися душам нашим.
Кондак, глас 3. 
Подобен: Дева днесь:

Светом Духа душу свою озарúв,/ яко светило многосвéтлое, Мелéтие, явился еси,/ всякую убо правослáвную душу облистáя:/ мрак же зловéрия потребляя/ красноглагóланием словес,// и терпелúвностию прéний твоих.


pdf  word



Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α΄. Ὁ ποιμενικὸς αὐλός. 
Ὁ ἀειλαμπὴς πυρσὸς τῆς θεολογίας σου, τὸ τῶν πιστῶν περιήστραψε πλήρωμα· τὸν γὰρ Πατέρα ἀρχὴν Υἱοῦ τε καὶ Πνεύματος, ἀνακηρύξας Λατίνους καὶ ἤσχυνας· διὸ πρέσβευε Χριστῷ τῷ Θεῷ Πάτερ Μελέτιε, σωθῆναι τὰς ψυχὰς ἡμῶν.

Κοντάκιον. Ἦχος γ΄. Ἡ Παρθένος σήμερον. 
Τῷ φωτὶ τοῦ Πνεύματος, τὴν σὴν ψυχὴν καταυγάσας, ὡς φωστὴρ πολύφωτος, Μελέτιε ἀνεδείχθης, πᾶσαν μέν, τῶν Ὀρθοδόξων ψυχὴν λαμπρύνων· σκότος δέ, κακοδοξούνταν ἐξαφανίζων, τῇ δεινότητι τῶν λόγων, καὶ καρτερίᾳ τῆς σῆς ἐνστάσεως.

Житие, подвиги и повествование о некоторых чудесах преподобного отца нашего исповедника Мелетия Галисийского (Галлисиотского), жившего в XIII веке
(1230 — 1307)


Рождение, детство

Сей пре­по­доб­ный отец наш Ме­ле­тий про­ис­хо­дил из об­ла­стей при­чер­но­мор­ских, из се­ле­ния Фе­о­до­ту. Ро­ди­те­лей его зва­ли Ге­ор­гий и Ма­рия. Людь­ми они бы­ли бо­го­бо­яз­нен­ны­ми, доб­ро­де­тель­ны­ми и весь­ма ми­ло­сти­вы­ми и го­сте­при­им­ны­ми. Чем с боль­шей щед­ро­стью они раз­да­ва­ли свои бо­гат­ства ни­щим, тем боль­ше Бог их уве­ли­чи­вал, по­ми­мо бо­гат­ства сде­лав их весь­ма из­вест­ны­ми. Так, отец свя­то­го был во­е­на­чаль­ни­ком нема­лой ча­сти цар­ских войск, а мать, весь­ма доб­ро­де­тель­ная и бла­го­че­сти­вая, всю свою жизнь про­во­ди­ла в мо­лит­вах и сла­во­сло­вии Бо­га. От доб­ро­де­те­лей сво­их они и по­жа­ли доб­рый плод, ро­див див­но­го се­го Ме­ле­тия, ко­то­ро­го в Кре­ще­нии на­зва­ли Ми­ха­и­лом. Ме­ле­ти­ем он был на­зван позд­нее, в мо­на­ше­стве, ко­гда вме­сте с име­нем из­ме­нил и жизнь, ко­то­рая вся бы­ла ду­хов­ным обу­че­ни­ем, по­это­му он, по спра­вед­ли­во­сти, и при­нял та­кое имя, со­гла­су­ю­ще­е­ся с жиз­нью и де­ла­ми.



По­сле Кре­ще­ния мла­ден­ца отец уви­дел про­ро­че­ский сон, в ко­то­ром Бог пред­воз­ве­стил то, кем станет ди­тя в бу­ду­щем. Во сне при­шел к нему некий свя­щен­но­леп­ный муж, по­сла­нец ца­ря, и по­про­сил зо­ло­тую брошь. Проснув­шись, Ге­ор­гий по­нял, что сон был про сы­на, ко­то­рый станет зо­ло­тым укра­ше­ни­ем, из­бран­ным со­су­дом Небес­но­го Ца­ря, по­это­му его и по­про­си­ли у от­ца, ибо Бог воз­лю­бил его сы­на бо­лее, чем род­ной отец.

Но и отец сде­лал все необ­хо­ди­мое, чтобы ре­бе­нок по­лу­чил хо­ро­шее вос­пи­та­ние. Он по­ру­чил его об­ра­зо­ва­ние доб­ро­де­тель­ной жиз­ни учи­те­лю; маль­чик не толь­ко учил­ся свя­щен­ным на­у­кам, но и доб­ро­де­те­ли, но по­сколь­ку на­став­лять сво­их де­тей все же долг ро­ди­те­лей, то Ге­ор­гий и сам на­став­лял сы­на, чтобы тот тво­рил угод­ное Бо­гу, и ста­рал­ся во­дить его два­жды в день в цер­ковь: на утре­ню и на ве­чер­ню, чтобы тот слу­шал по­уче­ния из Свя­щен­но­го Пи­са­ния и воз­рас­тал в стра­хе Бо­жи­ем. Бла­го­ра­зум­ный и скром­ный юно­ша ис­пол­нял боль­ше то­го, что по­веле­вал ему отец, а по­то­му пре­взо­шел в доб­ро­де­те­ли и на­у­ках всех сво­их сверст­ни­ков. Од­на­жды это­му пре­успе­ва­ю­ще­му в доб­рых де­лах юно­ше бы­ло ви­де­ние, в ко­то­ром ему, как в древ­но­сти Ав­ра­аму, по­веле­ва­лось по­ки­нуть свою стра­ну, род­ных, и ид­ти ту­да, ку­да по­ве­дет его Бог.

Не те­ряя вре­ме­ни, Ми­ха­ил от­рек­ся от все­го: ро­ди­ны, род­ных, сверст­ни­ков, бо­гат­ства и с рев­но­стью по­сле­до­вал за Бо­гом, по­звав­шим его. Подъ­яв на пле­чи крест Хри­стов, он по­шел в Иеру­са­лим по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам, где пре­бы­вал Сын и Сло­во Бо­га и От­ца, где Он во­че­ло­ве­чил­ся, пре­тер­пел крест, смерть и по­гре­бе­ние, вос­крес в тре­тий день и воз­нес­ся на Небе­са.

Ко­гда пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в путь, на дво­ре был ян­варь, са­мый раз­гар зи­мы. Но доб­рый Ми­ха­ил по­шел пеш­ком, без вьюч­но­го жи­вот­но­го, без спут­ни­ков, без пла­ща и ино­го, необ­хо­ди­мо­го в до­ро­ге. Он му­же­ствен­но пе­ре­но­сил до­жди, снег, грязь, раз­ли­вы рек, ко­то­рые встре­ча­лись на пу­ти, и, го­ря силь­ной лю­бо­вью ко Хри­сту, не счи­тал их по­ме­хой.

Слу­чи­лось Ми­ха­и­лу про­хо­дить через Ли­дию в том ме­сте, где про­те­ка­ет ре­ка Пак­то­лос. Быст­рый и труд­но­пре­одо­ли­мый в лю­бое вре­мя го­да по­ток, зи­мой раз­ли­вал­ся еще боль­ше, под­ни­мая вол­ны, как на мо­ре. Не ви­дя ни бро­да, ни лю­дей, чтобы спро­сить как пе­ре­пра­вить­ся через ре­ку, че­ло­век Бо­жий по­сту­пил сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Он об­ра­тил­ся за по­мо­щью к То­му, Ко­му воз­мож­но все. Под­няв ру­ки и го­ря­чо по­мо­лив­шись Ему, пре­по­доб­ный вздох­нул из глу­би­ны ду­ши и по­про­сил по­слать ему по­мощь свы­ше. И – о чу­до! – юно­ша тот­час же был под­нят в воз­дух и пе­ре­не­сен на про­ти­во­по­лож­ный бе­рег. Про­слав­ляя Бо­га, Ко­то­рый по­мог ему та­ким чу­дес­ным об­ра­зом, он с еще боль­шей рев­но­стью про­дол­жил путь. При­дя в Иеру­са­лим и с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем по­кло­нив­шись всем свя­ты­ням, Ми­ха­ил воз­же­лал по­бе­се­до­вать с пре­по­доб­ны­ми от­ца­ми, ко­то­рые под­ви­за­лись в тех пу­сты­нях, чтобы пе­ре­нять у них об­раз­цы и пра­ви­ла по­движ­ни­че­ско­го жи­тия.

Монашество

Синай. Монастырь святой Екатерины
При­дя на го­ру Си­най, он уви­дел за­ме­ча­тель­ных пре­по­доб­ных от­цов, неко­то­рые из ко­то­рых пре­бы­ва­ли в по­дви­ге свы­ше вось­ми­де­ся­ти лет, а дру­гие – всю жизнь. По­ди­вив­шись их сверхъ­есте­ствен­но­му жи­тель­ству, он со сле­за­ми про­сил их при­нять его. При­ня­тый, он сра­зу же со­влек с се­бя мир­ские одеж­ды, а вме­сте с ни­ми и мир­ское свое имя, став Ме­ле­ти­ем.

Об­лек­шись в мо­на­ше­ские вла­ся­ные одеж­ды, пре­по­доб­ный сра­зу же при­сту­пил к су­ро­во­му по­движ­ни­че­ско­му тру­ду, упраж­ня­ясь во вся­че­ских доб­ро­де­те­лях. Днем он слу­жил бра­тии, а ночь про­во­дил в мо­лит­вах, сла­во­сло­вии и чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Ино­гда он це­лые неде­ли со­вер­шен­но про­во­дил без сна, а ино­гда, усту­пая необ­хо­ди­мо­сти, немно­го спал стоя, дер­жась за вервь, или пря­мо на го­лой зем­ле, по­то­му что не имел ни по­сте­ли, ни под­стил­ки, ни вто­рой одеж­ды. Так бы­ло в Страст­ную сед­ми­цу Свя­тых спа­си­тель­ных Стра­стей Гос­по­да и в дру­гие ве­ли­кие празд­ни­ки Гос­под­ни.

Про­ве­дя до­ста­точ­но вре­ме­ни с бо­же­ствен­ны­ми от­ца­ми в по­дви­гах доб­ро­де­те­ли, пре­по­доб­ный спо­до­бил­ся со­зер­ца­ния гор­не­го ми­ра и по­лу­чил ду­хов­ные да­ро­ва­ния. Каж­до­го, кто знал свя­то­го, удив­ля­ли его ду­хов­ные по­дви­ги, о доб­ро­де­те­лях его ста­ло из­вест­но и в да­ле­ких кра­ях, а имя его бы­ло у всех на устах. Опе­ча­лив­шись (ибо Ме­ле­тий бо­ял­ся, как бы из-за по­хва­лы че­ло­ве­че­ской не ли­шить­ся на­гра­ды от Бо­га за свои тру­ды), пре­по­доб­ный за­хо­тел уй­ти с го­ры Си­най. По­ки­нув но­чью оби­тель, Ме­ле­тий при­шел в Иеру­са­лим, чтобы еще неко­то­рое вре­мя по­быть у Гро­ба Гос­под­ня и са­мо­му уви­деть чу­до схож­де­ния «бла­го­дат­но­го Ог­ня». Спо­до­бив­шись уви­деть огонь, как то­го и же­лал, он по­шел в Ми­си­ри, в Алек­сан­дрию, а от­ту­да, вер­нув­шись в Си­рию, при­шел в Да­маск чтобы, по­доб­но тру­до­лю­би­вой пче­ле, со­брать от раз­ных от­цов мед доб­ро­де­те­ли.

В обители Галисийской горы

Преподобный Лазарь
Галисийский
По­ки­нув Да­маск (ибо не мог на­хо­дить­ся там в сре­де нече­стив­цев (му­суль­ман)), пре­по­доб­ный при­шел в го­ру Ла­тр. Про­жив там до­ста­точ­ное вре­мя, он при­шел на Гал­ли­сий­скую го­ру, что в Ма­лой Азии, чуть даль­ше ста­ро­го Ефе­са, где на­хо­дил­ся весь­ма боль­шой мо­на­стырь. Ос­но­вал его ве­ли­кий Ла­зарь Гал­ли­си­от­ский, а Бог необы­чай­но рас­ши­рил и про­сла­вил оби­тель, ибо из это­го мо­на­сты­ря вы­хо­ди­ли пре­по­доб­ные му­жи, ко­то­рые, сияя как све­тиль­ни­ки, осве­ща­ли всю все­лен­ную.

При­дя в этот мо­на­стырь и по­бе­се­до­вав с пре­бы­вав­ши­ми там от­ца­ми, пре­по­доб­ный Ме­ле­тий по­ди­вил­ся стро­го­сти их жи­тия и воз­же­лал по­се­лить­ся вме­сте с ни­ми. Его при­ня­ли в чис­ло бра­тии и по­стриг­ли в ве­ли­кую схи­му, по­сле че­го Ме­ле­тий и пре­дал се­бя в по­слу­ша­ние стар­цу по име­ни Марк (по про­зви­щу Ами­сел­лис).

Кто же смо­жет по­ве­дать о его край­нем тер­пе­нии, о его рев­но­сти в ис­пол­не­нии по­слу­ша­ний, кто опи­шет его неуто­ми­мый нрав? Ме­ле­тий ма­ло го­во­рил, но мно­го де­лал, слу­шал­ся во всем сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и не пре­вы­шал обыч­но­го сво­е­го по­дви­га. Но­ча­ми бдел на мо­лит­вах, а днем про­ли­вал сле­зы в по­ка­я­нии, и не бы­ло ни од­ной ми­ну­ты, ко­гда бы он не по­мыш­лял в серд­це сво­ем об Иису­се Хри­сте, и не бы­ло мгно­ве­ния, чтобы он не упо­мя­нул вслух имя Иису­са Хри­ста, но все­гда он мо­лил­ся так: «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Сыне Бо­жий, по­ми­луй мя».

„Иисуса возлюби от всей крепости,
Сего твори прибеседование, Сего присно усмотревай,
Беседуй к Нему во уме, имей Сего размышление,
Сего доброты вожделей, Сего красоту люби,
Сего чувствами стяжи, зря, слыша, дыхая,
Седя, стоя, присно к Нему взирай,
И получишь все доброе, нынешнее и будущее“.

Преподобный Мелетий Исповедник

Все то дол­гое вре­мя, по­ка пре­по­доб­ный жил со стар­цем и на­хо­дил­ся в бес­пре­ко­слов­ном по­слу­ша­нии, и сам ста­рец, и все, кто об­щал­ся с ним, хва­ли­ли Ме­ле­тия и удив­ля­лись его по­дви­гам. Рас­ска­зы­вая о доб­ро­де­те­лях бо­же­ствен­но­го Ме­ле­тия, ста­рец при­зы­вал всех на­хо­див­ших­ся там бра­тьев брать с него при­мер, ибо Ме­ле­тий был об­раз­цом жиз­ни по Бо­гу.

Я чуть бы­ло не за­был по­ве­дать о див­ном по­дви­ге пре­по­доб­но­го, ис­тин­ность ко­то­ро­го ни­кто не под­вер­га­ет со­мне­нию. Бо­же­ствен­ный Ме­ле­тий имел обык­но­ве­ние за­кры­вать­ся в ке­лье и, под­ра­жая Мо­и­сею и Илии, а осо­бен­но при­ме­ру на­ше­го об­ще­го Спа­си­те­ля и Учи­те­ля Хри­ста, со­рок дней про­во­дил в по­сте. Слу­жи­те­ли мо­на­сты­ря ста­ви­ли ему в ке­лью со­суд с во­дой и ин­жир, но по про­ше­ствии со­ро­ка дней на­хо­ди­ли их нетро­ну­ты­ми.

Вся Гал­ли­сий­ская го­ра ди­ви­лась ему со всей Азии сте­ка­лись тол­пы на­ро­да, чтобы по­смот­реть на та­ко­го див­но­го по­движ­ни­ка, что на­ру­ша­ло без­мол­вие и по­двиг Ме­ле­тия. Из-за это­го пре­по­доб­ный силь­но пе­ча­лил­ся и уси­лен­но раз­мыш­лял о том, как бы из­бе­жать че­ло­ве­че­ской сла­вы и по­хвал. День и ночь он мо­лил Бо­га ука­зать ему спо­соб до­стиг­нуть же­ла­е­мо­го.

И од­на­жды, ко­гда он сре­ди но­чи го­ря­чо мо­лил­ся Бо­гу, ке­лья его вне­зап­но оза­ри­лась Небес­ным све­том. Об­ла­чен­ный в див­ные и си­я­ю­щие одеж­ды Ему явил­ся Сам Хри­стос в окру­же­нии пре­крас­ных юно­шей в бе­лых одеж­дах со ски­пет­ра­ми в ру­ках. Уви­дев все это яв­ле­ние, пре­по­доб­ный за­стыл от изум­ле­ния и упал на зем­лю. Один из юно­шей, взяв его за ру­ку, под­нял, а Вла­ды­ка Хри­стос ска­зал: «Ме­ле­тий, че­го ты бо­ишь­ся, ведь ты звал Ме­ня, вот Я и при­шел». Пре­по­доб­ный, еще ис­пы­ты­вая страх, не толь­ко ни­че­го не от­ве­чал, но и не смел по­смот­реть на Гос­по­да. То­гда Гос­подь ска­зал ему: «Сту­пай в Кон­стан­ти­но­поль, по­мо­жешь от­ста­и­вать ис­ти­ну, на ко­то­рую воз­двиг­ну­та брань». С эти­ми сло­ва­ми Хри­стос воз­нес­ся на Небо вме­сте с юно­ша­ми.

Ис­пол­нен­ный неиз­ре­чен­ной ра­до­сти Ме­ле­тий ре­шил вы­пол­нить по­ве­ле­ние Бо­жие, од­на­ко рас­су­дил, что преж­де нуж­но по­со­ве­то­вать­ся со стар­цем. Он от­крыл ему свое же­ла­ние, но о ви­де­нии не рас­ска­зал, и по­про­сил раз­ре­ше­ния уй­ти. Ста­рец же, зная ка­ко­го див­но­го му­жа ли­ша­ет­ся, не хо­тел от­пус­кать и раз­ны­ми спо­со­ба­ми пы­тал­ся от­го­во­рить его, по­ми­ная, что в го­ро­дах су­е­та и ис­ку­ше­ния, про­тив­ные мо­на­ше­ско­му зва­нию.

Что же про­изо­шло по­том? Бо­же­ствен­ный Ме­ле­тий опе­ча­лил­ся, и сно­ва стал го­ря­чо мо­лить­ся Бо­гу. Мо­ле­ние его бы­ло услы­ша­но и стар­цу был Бо­же­ствен­ный глас: «Не пре­пят­ствуй, но от­пу­сти Мо­е­го ра­ба в Кон­стан­ти­но­поль, ибо он при­не­сет поль­зу мно­гим ду­шам». По­сле то­го как Марк услы­шал этот Бо­же­ствен­ный глас, он бла­го­сло­вил Ме­ле­тия и ото­слал в Кон­стан­ти­но­поль.

Учитель и апологет

Так пре­по­доб­ный при­шел в сто­ли­цу, где бо­лее все­го за­бо­тил­ся о том, чтобы ни­кто не узнал о нем во из­бе­жа­ние сла­вы че­ло­ве­че­ской. Од­на­ко сде­лать это­го ему не уда­лось, ибо он был ис­тин­ным све­тиль­ни­ком доб­ро­де­те­ли. Как невоз­мож­но укрыть­ся то­му, кто сре­ди но­чи идет с за­жжен­ным све­тиль­ни­ком, так невоз­мож­но остать­ся неузнан­ным то­му, кто яв­ля­ет­ся об­раз­цом доб­ро­де­те­ли, да­же ес­ли че­ло­век этот жи­вет в пу­стыне, в го­рах, в пе­ще­рах и про­па­стях зем­ных. Так и бо­же­ствен­ный Ме­ле­тий, хо­тя и сде­лал все воз­мож­ное, чтобы остать­ся без­вест­ным и бес­слав­ным, не смог укрыть­ся от пер­вых лиц го­ро­да и о нем ста­ло из­вест­но ца­рям, ар­хон­там, се­на­то­рам и всем про­чим.

Константинополь
Мно­го­чис­лен­ные жи­те­ли Кон­стан­ти­но­по­ля еже­днев­но при­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му, чтобы по­лу­чить ве­ли­кую поль­зу от его на­став­ле­ний. И дей­стви­тель­но, труд­но пе­ре­чис­лить все доб­ро­де­те­ли пре­по­доб­но­го, ибо нра­ва он был сми­рен­но­го, одеж­ду имел ху­дую, го­ло­ва бы­ла немы­тая и нестри­же­ная, но­ги бо­сые, сло­ва пло­до­нос­ные, ум вни­ма­тель­ный, но уди­ви­тель­но, что его по­ве­де­ние и да­же дви­же­ния при­но­си­ли ви­дев­шим его ве­ли­кую поль­зу. Труд­но ска­зать, сколь­ко че­ло­век при­хо­ди­ло к нему каж­дый день, ибо у кон­стан­ти­но­поль­цев, сре­ди про­чих, есть од­но хо­ро­шее до­сто­ин­ство. Они вы­яс­ня­ют, нет ли где муд­рых и доб­ро­де­тель­ных му­жей, и, узнав о та­ко­вых, идут к ним, за­пи­сы­ва­ют их сло­ва на скри­жа­лях сер­деч­ных, а неко­то­рые из слу­ша­те­лей и на бу­ма­ге, чтобы все­гда по­лу­чать от них поль­зу. Так и до се­го дня в вос­по­ми­на­ние о пре­по­доб­ном у мно­гих со­хра­ни­лись за­пи­сан­ны­ми его сло­ва.

Бо­же­ствен­но­го же Ме­ле­тия та­кая из­вест­ность опе­ча­ли­ла боль­ше преж­не­го, ибо он лю­бил без­молв­ство­вать, а не быть про­слав­ля­е­мым людь­ми. Толь­ко по­сред­ством без­мол­вия очи­ща­е­мый че­ло­ве­че­ский ум при­ем­лет Бо­га, иным пу­тем до­стиг­нуть сей Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти нель­зя. Пре­по­доб­ный ушел из Кон­стан­ти­но­по­ля на го­ру Авк­сен­тия Ве­ли­ко­го и, най­дя там неболь­шую при­род­ную пе­ще­ру, по­се­лил­ся в ней и про­жил там дол­гое вре­мя, не имея дру­го­го кро­ва одеж­ды и без све­та.

За­тем, по­стро­ив неболь­шую ка­ли­ву пе­ред вхо­дом в пе­ще­ру, он стал под­ви­зать­ся с та­кой рев­но­стью, буд­то толь­ко на­чал свой ду­хов­ный по­двиг. Он по мно­гу дней под­ряд по­стил­ся, со­вер­шал бде­ния, мно­же­ство по­кло­нов и так удру­чал свое те­ло, что один мо­нах, уви­дев, как свя­той под­ви­за­ет­ся та­ким об­ра­зом, ска­зал ему, что не нуж­но так яв­но умерщ­влять се­бя непо­силь­ны­ми тру­да­ми. На это свя­той от­ве­чал: «Ча­до, раз­ве ты не слы­шал, что и Ав­ра­ам рас­ка­ет­ся в том, что не под­ви­зал­ся боль­ше, ко­гда в день Суд­ный уви­дит чрез­вы­чай­ные да­ры Бо­жий?» Услы­шав эти сло­ва, мо­нах уди­вил­ся и, с по­чте­ни­ем при­няв от­вет свя­то­го, за­мол­чал. Уй­дя от­ту­да, он стал воз­ве­щать всем мо­на­хам и мир­ским о див­ной жиз­ни пре­по­доб­но­го.

„Как огня не породит снег, вода не источит пламени,
И терние смоквами не украсится, и гроздием — купина,
Так не освободится сердце человеческое
От нечистых помыслов, от страстей многоразличных,
Если трезвением скверн не отмоешь,
Если призывание Иисуса с молитвой не совокупишь“.

Преподобный Мелетий Исповедник

И сно­ва мно­же­ство лю­дей ста­ло сте­кать­ся к пре­по­доб­но­му, на­ру­шая же­лан­ное его без­мол­вие. Сно­ва опе­ча­лясь, пре­по­доб­ный воз­звал к Бо­гу. По­сле мо­лит­вы он от­крыл кни­гу про­ро­ка Ис­айи, чтобы узнать, по ка­ко­му пу­ти по­ве­дет его Гос­подь, и про­чи­тал сле­ду­ю­щее из­ре­че­ние: «по­став­лю Те­бя… во свет для языч­ни­ков» (Ис. 42:6). Пре­по­доб­ный по­нял, что озна­ча­ли эти сло­ва, и остал­ся на преж­нем ме­сте, при­ни­мая при­хо­дя­щих к нему, ис­це­ляя боль­ных, раз­ре­шая недо­уме­ния во­про­шав­ших его, пред­ла­гая ду­ше­по­лез­ные по­уче­ния и вся­че­ски по­мо­гая нуж­да­ю­щим­ся.


„... настолько был велик и высок добродетелью сей благородный муж Мелетий, настолько смирял себя, что причислял себя к последним, следуя мудрому слову Сираха. Ибо он познал из ответов отца Варсануфия, что смирение состоит в том, чтобы считать себя землею и пеплом, на деле, а не на словах только, и чтобы говорить: кто я такой? И кто считает меня за что-либо?"
Преподобный Никодим Святогорец о святом Мелетие Исповеднике

Сно­ва сло­во пре­по­доб­но­го при­об­ре­ло зна­чи­тель­ные раз­ме­ры, и не бы­ло ни од­но­го хри­сти­а­ни­на, ко­то­рый бы не про­сил свя­тых его мо­литв. Его при­зы­ва­ли в рав­ной сте­пе­ни и мо­ря­ки, и пут­ни­ки, и немощ­ные, и здо­ро­вые: боль­ные – чтобы ис­це­лить­ся от бо­лез­ней, а здо­ро­вые – чтобы со­хра­нить здо­ро­вье. Свя­той не остав­лял без по­мо­щи ни сол­дат, ни зем­ле­дель­цев, ока­зы­вал бла­го­де­я­ния пас­ту­хам, а охот­ни­кам по­да­вал необ­хо­ди­мое. Да и ры­ба­ки сви­де­тель­ство­ва­ли о доб­ре, ко­то­рое де­лал им пре­по­доб­ный, ибо как толь­ко они про­из­но­си­ли имя Ме­ле­тия, сра­зу же в их се­ти по­па­да­лось бес­чис­лен­ное ко­ли­че­ство ры­бы. Да­же до­маш­ние жи­вот­ные и ди­кие зве­ри вы­ра­жа­ли при­зна­тель­ность пре­по­доб­но­му за бла­го­де­я­ния, ибо и к ним он имел со­чув­ствие и со­стра­да­ние.

Од­на­ко, пре­по­доб­ный не толь­ко со­вер­шал чу­де­са, но и был го­сте­при­им­ным хо­зя­и­ном. От то­го скуд­но­го хле­ба, что имел, он на­сы­щал всех к нему при­хо­див­ших, а все, что ему при­но­си­ли, щед­ро раз­да­вал нуж­да­ю­щим­ся, ока­зы­вая при этом и ду­хов­ную ми­ло­сты­ню, ибо щед­ро пи­тал их ду­ши бо­го­муд­рым сво­им уче­ни­ем.

Исповедничество

Остав­шу­ю­ся часть по­вест­во­ва­ния без слез невоз­мож­но рас­ска­зы­вать. Как ту­ча с гра­дом, ко­то­рая гро­зит при­не­сти мно­го­чис­лен­ные бед­ствия, так опол­чи­лось на Пра­во­слав­ную Цер­ковь Хри­сто­ву ла­тин­ство. На­чаль­ник зло­бы, диа­вол, по­сле мно­го­чис­лен­ных бра­ней, воз­дви­га­е­мых им на паст­ву Хри­сто­ву, воз­двиг в кон­це кон­цов и брань на Цер­ковь. Он из­ме­нил Сим­вол ве­ры и пле­нил первую Цер­ковь во все­лен­ной – Цер­ковь древ­не­го Ри­ма, по­это­му все про­чие Церк­ви пла­ка­ли и сте­на­ли о том, что ли­ши­лись пер­вой сво­ей сест­ры – Ри­ма. Пла­ка­ли с ни­ми Ан­ге­лы Хра­ни­те­ли Церк­вей: «глас в Ра­ме слы­шен, плач и ры­да­ние», как го­во­рит Пи­са­ние (Мф. 2:18), а об­щий враг ра­до­вал­ся и ве­се­лил­ся, на­блю­дая Раз­де­ле­ние Церк­вей и раз­об­ще­ние хри­сти­ан.

Учи­ли ла­ти­няне и дру­гим зло­че­сти­вым из­мыш­ле­ни­ям, на­при­мер, что Дух Свя­тый ис­хо­дит от От­ца и Сы­на, и во вре­мя ли­тур­гии воз­гла­ша­ли: «Сла­ва От­цу, и Сы­ну, и от Них Обо­их Ис­хо­дя­ще­му Свя­то­му Ду­ху», а в Сим­во­ле ве­ры до­ба­ви­ли: «иже от От­ца и Сы­на Ис­хо­дя­ща­го». Это но­вое уче­ние на­ча­лось в древ­но­сти за­вла­де­ло ста­рым Ри­мом и за­пад­ны­ми стра­на­ми.

Во вре­ме­на ца­ря Ми­ха­и­ла, на­зы­ва­е­мо­го Опрес­ноч­ни­ком (1261 – 1282) это ере­ти­че­ское уче­ние до­шло и до во­сточ­ных зе­мель, и дол­го тер­за­ло Во­сточ­ную Цер­ковь. Но и то­гда бы­ли во­и­ны Хри­сто­вы, бо­ров­ши­е­ся за ис­ти­ну, ибо на это зло­че­сти­вое опол­чи­лись и дру­гие от­цы и бо­го­сло­вы, пас­ты­рем и учи­те­лем ко­то­рых стал Иосиф, столп Пра­во­сла­вия.

Они укре­пи­ли Цер­ковь Хри­сто­ву, на­сколь­ко это бы­ло воз­мож­но, пре­да­вая се­бя да­же на смерть го­ни­те­лям-ла­ти­ня­нам и ла­ти­но­мудр­ству­ю­щим, и по­ка­за­ли се­бя стро­ги­ми хра­ни­те­ля­ми Бо­же­ствен­ных уче­ний. Од­ним из та­ких от­цов и был ве­ли­кий Ме­ле­тий, ко­то­рый, оста­вив без­мол­вие, про­шел с про­по­ве­дью по всей Вифи­нии, укреп­ляя хри­сти­ан в Пра­во­сла­вии и за­по­ве­дуя им хра­нить ве­ру и тща­тель­но воз­дер­жи­вать­ся от при­ня­тия но­во­го из­вра­щен­но­го уче­ния, имея в ви­ду ла­тин­ство.

Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный про­вел весь день в пу­ти, солн­це уже са­ди­лось, а ноч­ле­га по­бли­зо­сти не бы­ло, спут­ник его ска­зал: «От­че, вре­мя уже ве­чер­нее, да­вай оста­нем­ся здесь, по­сколь­ку до де­рев­ни еще да­ле­ко, и дой­ти до нее мы не успе­ем». Но пре­по­доб­ный воз­вел очи к Небу, и так по­мо­лил­ся Гос­по­ду: «Бо­же Спа­се мой, Ты, Иже еси Свет ми­ра, оста­но­вив­ший в древ­но­сти солн­це ра­ди на­ро­да Из­ра­иль­ско­го, оста­но­ви его и се­го­дня ра­ди нас, чтобы мы успе­ли дой­ти до се­ле­ния». И – неис­чис­ли­мые чу­де­са Твои, Хри­сте Ца­рю! – солн­це не за­хо­ди­ло за го­ри­зонт до тех пор, по­ка это­го не за­хо­тел свя­той Ме­ле­тий.

Пусть же ни­кто в этом не со­мне­ва­ет­ся, по­то­му что ес­ли сло­во про­из­но­сит­ся с ве­рой, то оно спо­соб­но пе­ре­дви­нуть непо­движ­ные и огром­ные го­ры (Мф.17:20). Ес­ли же мы зна­ем, что ве­ру­ю­щие во Хри­ста мо­гут со­вер­шать и боль­шие чу­де­са, что стран­но­го в том, что пре­по­доб­ный со­тво­рил по­доб­ное чу­до, раз­ве мож­но в этом со­мне­вать­ся? этом слу­чае долж­но толь­ко удив­лять­ся то­му дерз­но­ве­нию, ко­то­рое имел к Бо­гу ве­ли­кий Ме­ле­тий, и про­слав­лять Бо­га, Ко­то­рый не пе­ре­ста­ет со­вер­шать древ­ние чу­де­са и в эти, по­след­ние вре­ме­на. Этим чу­дом Бог по­ка­зал, что ес­ли кто-ни­будь жиз­нью сво­ей упо­до­бит­ся Мо­и­сею или Иису­су На­ви­ну, то смо­жет, при необ­хо­ди­мо­сти, и мо­ре осу­шить, и солн­це оста­но­вить и со­вер­шить все те чу­де­са, что и они со­вер­ша­ли.

Преподобный Авксентий Великий, Вифинский
Но ве­рем­ся к на­ше­му рас­ска­зу. Неда­ле­ко от го­ры ве­ли­ко­го Авк­сен­тия Ве­ли­ко­го был ост­ро­вок свя­то­го Ан­дрея, неболь­шой по раз­ме­ру, но очень кра­си­вый. На этом ост­ров­ке пре­по­доб­ный Ме­ле­тий вы­стро­ил мо­на­стырь с пре­крас­ной цер­ко­вью, во­круг оби­те­ли бы­ли рас­по­ло­же­ны жи­ли­ща от­шель­ни­ков и про­чие зда­ния. В этом мо­на­сты­ре Ме­ле­тий вновь пре­дал­ся по­стам и чрез­мер­ным тру­дам все­нощ­но­го сто­я­ния, бде­ния, мо­лит­вы, по­ста и слез, но Бог про­дол­жал и здесь яв­лять чу­де­са. Сви­де­те­ля­ми их бы­ло мно­же­ство лю­дей, при­хо­див­ших сю­да и ис­пы­тав­ших на се­бе их дей­ствие. Из-за мно­го­чис­лен­ных толп хри­сти­ан по­кой пре­по­доб­но­го сно­ва на­ру­шил­ся, и он ре­шил опять уй­ти на го­ру Авк­сен­тия Ве­ли­ко­го.

Но по­сле это­го ре­ше­ния про­изо­шло уди­ви­тель­ное со­бы­тие! Ко­гда пре­по­доб­ный уже при­го­то­вил­ся уй­ти, днем ему во­очию явил­ся Авк­сен­тий Ве­ли­кий и, по­при­вет­ство­вав его и по­бла­го­да­рив за по­стро­ен­ный храм, по­ве­дал, что воз­даст ему за тру­ды ве­ли­кой на­гра­дой, по­доб­ной той, что по­лу­чил пре­по­доб­но­му­че­ник Сте­фан Но­вый, под­ви­зав­ший­ся на той же го­ре. Что пред­ска­зал свя­той, то и слу­чи­лось, ибо бо­же­ствен­ный Ме­ле­тий по­лу­чил ве­нец ис­по­вед­ни­че­ский, о чем да­лее бу­дет рас­ска­за­но.

Патриарх Иоанн Векк
Ко­гда царь Ми­ха­ил Опрес­ноч­ник от­кры­то на­чал про­по­ве­до­вать ла­тин­ское уче­ние во Все­лен­ской Церк­ви и по­тре­бо­вал со­еди­нить Цер­ковь Во­сточ­ную с За­пад­ной, то­гдаш­ний Пра­во­слав­ный пат­ри­арх был из­гнан с пре­сто­ла, а на пре­стол воз­ве­ли за­щит­ни­ка лжи Иоан­на Век­ка.

Пра­во­слав­ных по­сле это­го ста­ли за­клю­чать в тем­ни­цы, тво­ря над ни­ми на­си­лие, и му­чить раз­лич­ны­ми на­ка­за­ни­я­ми. То­гда свя­той Ме­ле­тий, по со­ве­ту бо­же­ствен­но­го Га­лак­ти­о­на, при­шел вме­сте с ним в Кон­стан­ти­но­поль. Под­ви­за­ясь на Гал­ли­сий­ской го­ре вме­сте с пре­по­доб­ным Ме­ле­ти­ем, иеро­мо­нах Га­лак­ти­он весь­ма пре­успел в сло­ве и доб­ро­де­те­ли, за что его и по­чи­та­ли.

В сто­ли­це оба они пред­ста­ли пе­ред ла­ти­но­мудр­ству­ю­щим ца­рем Ми­ха­и­лом и с дерз­но­ве­ни­ем за­яви­ли: «Мы – за­щит­ни­ки Пра­во­сла­вия и не при­об­щим­ся ла­тин­ской ере­си, ко­то­рая, еще преж­де чем по­яви­лась, бы­ла об­ли­че­на бо­же­ствен­ны­ми от­ца­ми Все­лен­ских Со­бо­ров, ко­то­рые по­ста­но­ви­ли в Сим­во­ле ве­ры, что Свя­тый Дух ис­хо­дит от От­ца, а тех, кто дерзнет при­ба­вить или уба­вить что-ли­бо, хо­тя бы са­мое ма­лое сле­ду­ет пре­да­вать ана­фе­ме. Так по­че­му же ты, царь, пре­зрел сло­ва Са­мо­го Хри­ста, с ко­то­ры­ми Он об­ра­ща­ет­ся в Свя­том Еван­ге­лии к Сво­им апо­сто­лам, и сви­де­тель­ства бо­же­ствен­ных от­цов, и свя­щен­ные ка­но­ны Ка­фо­ли­че­ской Церк­ви пре­дав­шись это­му за­блуж­де­нию? Ма­ло это­го, ты хо­чешь, чтобы и мы по­сле­до­ва­ли ере­си и от­верг­ли пре­да­ния апо­сто­лов? Это­му не бы­вать, не пы­тай­ся сдви­нуть то, что нель­зя сдви­нуть, по­то­му что мы ско­рее пред­по­чтем сой­ти с ума, чем утра­тить свою пра­во­слав­ную ве­ру».

Со­чтя эти сло­ва лич­ным оскорб­ле­ни­ем, царь за­клю­чил их в тюрь­му, где эти му­же­ствен­ные во­и­ны Хри­сто­вы с ра­до­стью пре­тер­пе­ли мно­же­ство дру­гих стра­да­ний. Через несколь­ко дней за­клю­че­ния царь при­ка­зал при­ве­сти их из тем­ни­цы, на­де­ясь, что по­сле му­че­ний свя­тые ста­нут бо­лее сго­вор­чи­вы­ми. Од­на­ко свя­тые, ко­то­рые от му­че­ний не ста­ли бо­лее мяг­ки­ми, по­доб­но вос­ку, но как же­ле­зо за­ка­ли­лись, и с еще бо­лее го­ря­чей ве­рой и еще ост­рее ста­ли об­ли­чать зло­ре­чие ца­ря.

По­сколь­ку они вы­ка­за­ли еще боль­шее дерз­но­ве­ние, то разо­жгли гнев ца­ря еще силь­нее. Он при­ка­зал со­слать их на Ски­рос, ост­ров, на­хо­див­ший­ся в под­чи­не­нии Афин­ской мит­ро­по­лии. Со Ски­ро­са бо­же­ствен­но­го Ме­ле­тия от­пра­ви­ли в Рим для бе­сед о ве­ре с муд­ре­ца­ми па­пы Рим­ско­го, там его сно­ва за­клю­чи­ли в тем­ни­цу и дер­жа­ли в око­вах семь лет. За­тем, по при­ка­зу ца­ря, его ото­сла­ли об­рат­но на Ски­рос и по­ме­сти­ли в од­ной тем­ни­це с Га­лак­ти­о­ном.

„Тесно, часто, непрестанно Богу молись, близ бо Господь постоянно призывающим“.

Преподобный Мелетий Исповедник

Ко­неч­но, тю­рем­ное за­клю­че­ние та­ит в се­бе мно­же­ство опас­но­стей и зол, ко­то­рые воз­рас­та­ют еще бо­лее, ес­ли жи­те­ли то­го ме­ста злы нра­вом. Тем­ни­ца, в ко­то­рой пре­бы­вал свя­тые, бы­ла весь­ма су­ро­вой и мрач­ной, как сень смерт­ная, го­лод, на ко­то­рый об­рек­ли пре­по­доб­ных, про­дол­жал­ся мно­го дней, ибо вла­сти­тель Ски­ро­са ре­шил умо­рить их го­лод­ной смер­тью. Пре­по­доб­ные же, а осо­бен­но бо­же­ствен­ный Ме­ле­тий, вспом­ни­ли о древ­ней и при­выч­ной сте­зе мно­го­днев­но­го по­ста и на­силь­ное му­че­ние го­ло­дом за­ме­ни­ли доб­ро­воль­ным де­лом, рас­смат­ри­вая его как ле­стви­цу к Бо­гу, и со­рок дней пре­бы­ва­ли без пи­щи.

Тем­нич­ный страж был так удив­лен, что по­вто­рил сво­ей жене сло­ва, ска­зан­ные в древ­но­сти Ма­но­ем: «Вер­но мы умрем, ибо ви­де­ли мы Бо­га» (Суд. 13:22). За­клю­чен­ные на­столь­ко свя­ты, что ка­жет­ся, они не лю­ди, а на­мно­го вы­ше лю­дей». По­сле это­го он рас­ска­зал жене об их мно­го­днев­ном по­сте, о ча­стых мо­лит­вах с ко­ле­но­пре­кло­не­ни­ем, о все­нощ­ных бде­ни­ях, при­ве­дя тем са­мым свою же­ну в изум­ле­ние. На рас­све­те жен­щи­на со сво­ей един­ствен­ной до­че­рью по­се­ти­ла свя­тых в тюрь­ме, и, при­пав к их но­гам, обе по­лу­чи­ли бла­го­сло­ве­ние.

„Молитва, вселюбезный, учителя не требует, но рачения и великого усердия,
 и бывает Учитель ее —  Бог“.

Преподобный Мелетий Исповедник

Ис­пы­ты­вая тя­же­лей­шие стра­да­ния, свя­тые ра­до­ва­лись и по­сто­ян­но сла­ви­ли Бо­га, царь же при­ла­гал мно­же­ство уси­лий, чтобы рас­про­стра­нить ла­тин­ство, ста­ра­ясь при­влечь од­них за­пу­ги­ва­ни­ем и му­че­ни­я­ми, дру­гих – чи­на­ми и зва­ни­я­ми, тре­тьих – дру­ги­ми все­воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми, ко­то­рые поз­во­ля­ли скрыть прав­ду и ис­ти­ну. Мно­гие ста­ли его дру­зья­ми, при­няв ла­тин­ство, а тех пра­во­слав­ных, ко­го царь не уго­во­рил, он под­вер­гал опа­ле, от­би­рал име­ния, ссы­лал и пре­да­вал смер­ти. Ис­ко­ре­няя та­ким ти­ра­ни­че­ским спо­со­бом всех, несо­глас­ных с ла­тин­ством, мо­нарх был уве­рен, что уже по­бе­дил всех пра­во­слав­ных.

Од­на­жды, бе­се­дуя со сво­и­ми вель­мо­жа­ми, он со сме­хом про­из­нес:

— Как мне ка­жет­ся, ве­ли­кий мир на­стал сей­час в Церк­ви, и Пат­ри­арх обя­зан этим мне, по­сколь­ку нет боль­ше тех, кто воз­му­ща­ет на­род.

Эти сло­ва ца­ря мно­гие одоб­ри­ли, но один из вель­мож за­ме­тил:

– Ссыль­ные на ост­ро­ве Ски­ро­се еще про­дол­жа­ют спо­рить, утвер­ждая, что они са­мые зна­ю­щие из всех, и тем са­мым про­ти­вят­ся тво­ей вла­сти.

– Кто же это та­кие?

– Ме­ле­тий и Га­лак­ти­он Гал­ли­си­от­ские. Сло­ва эти ра­ни­ли ца­ря в са­мое серд­це, по­то­му что му­жи эти бы­ли из­вест­ны и зна­ме­ни­ты сво­ей доб­ро­де­те­лью. Тот­час же бы­ло под­го­тов­ле­но суд­но, для цар­ско­го гон­ца. Свя­тых при­вез­ли в Кон­стан­ти­но­поль и по­ме­сти­ли в тюрь­му, на­зы­ва­е­мую Но­мер­ной. Про­шло мно­го дней, но царь, ссы­ла­ясь на дру­гие сроч­ные де­ла, все от­ка­зы­вал­ся рас­смот­реть де­ло свя­тых.

Все это вре­мя ар­хи­ереи и осо­бен­но пат­ри­арх (о суд и дол­го­тер­пе­ние Бо­жие!) усерд­но кле­ве­та­ли на свя­тых пе­ред ца­рем, и ста­ра­лись изо всех сил за­ста­вить их при­нять или ла­тин­ство, или смерть. На­ко­нец му­же­ствен­ные пре­по­доб­ные пред­ста­ли пе­ред ца­рем, но ис­по­ве­да­ли свою ве­ру с еще боль­шим дерз­но­ве­ни­ем и му­же­ством, за что бы­ли под­верг­ну­ты и боль­шим на­ка­за­ни­ям. Их би­ли в те­че­ние мно­гих ча­сов, до тех пор, по­ка без­ды­хан­ные те­ла их не оста­лись ле­жать на зем­ле. Как толь­ко они немно­го при­шли в се­бя, Га­лак­ти­о­на бро­си­ли в тем­ни­цу, а бо­же­ствен­но­го Ме­ле­тия ве­рев­ка­ми под­ве­си­ли на вы­со­ком стол­бе. И – о чу­до! – этот су­хой столб тот­час же ожил и по­крыл­ся ли­стья­ми.

Услы­шав о та­ком чу­де, царь пе­ре­ме­нил мыс­ли и через по­сред­ни­че­ство дру­гих стал бе­се­до­вать с пре­по­доб­ным сно­ва и сно­ва, уго­ва­ри­вая его при­нять ла­тин­ство. Свя­той, пре­зрев прось­бу ца­ря, был по­до­бен ор­лу, па­ря­ще­му в об­ла­ках, по вы­ра­же­нию прит­чи, неуло­ви­мый и непо­бе­ди­мый ни­ка­ким ис­кус­ством и сред­ства­ми че­ло­ве­че­ски­ми.

Не зная, что де­лать даль­ше, так как не смог пе­ре­убе­дить их, царь ре­шил по­бе­дить их те­ла с по­мо­щью му­че­ний. Свя­щен­но­го Га­лак­ти­о­на он же­сто­ко осле­пил, а свя­то­му Ме­ле­тию вы­рвал язык, чтобы Га­лак­ти­он не мог боль­ше слу­жить, а бо­же­ствен­ный Ме­ле­тий бо­го­слов­ство­вать о Свя­той Тро­и­це. Од­на­ко все вы­шло не так, как хо­тел царь. Ибо по­сле то­го, как ца­рем ро­ме­ев стал Ан­д­ро­ник, дерз­но­вен­но про­по­ве­дав­ший пра­во­слав­ную ве­ру, бо­же­ствен­ный Ме­ле­тий яс­но го­во­рил и без язы­ка, а доб­рый Га­лак­ти­он по-преж­не­му при­но­сил Бес­кров­ную Жерт­ву.

Как толь­ко царь был воз­ве­ден на трон, он сра­зу же укре­пил Пра­во­сла­вие, по­то­му что счи­тал, что нет ни­че­го, бо­лее необ­хо­ди­мо­го. Пер­вым его де­лом бы­ло вос­ста­нов­ле­ние на Пат­ри­ар­шем пре­сто­ле Иоси­фа, непо­ко­ле­би­мо­го стол­па Пра­во­сла­вия, и из­гна­ние блуд­ни­ка и узур­па­то­ра Иоан­на Ве­ка, рас­тли­те­ля сло­вес­ных овец Хри­сто­вых. За­тем царь с ве­ли­кой че­стью при­звал из за­клю­че­ния свя­тых. То­гда мно­гие из тех, кто не при­ня­ли ла­тин­ство, по­лу­чи­ли вы­со­кие зва­ния. Пре­по­доб­но­го же Ме­ле­тия, ни царь, пла­мен­ный рев­ни­тель бла­го­че­стия, ни ар­хон­ты, не смог­ли убе­дить при­нять свя­щен­ство, по­то­му что он обе­ре­гал се­бя от сла­вы че­ло­ве­че­ской, счи­тая, что она при­но­сит вред.

Последние годы

Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти пре­по­доб­ный за­бо­лел, бо­лел он три го­да, и все это вре­мя ел толь­ко ово­щи, да и то с край­ним воз­дер­жа­ни­ем и стро­го­стью. Ко­гда же при­шло ему вре­мя отой­ти ко Гос­по­ду, он со­звал всю бра­тию и в по­след­ний раз ска­зал им сло­ва уте­ше­ния, и каж­до­му дал на­став­ле­ние от­но­си­тель­но ду­хов­ной жиз­ни. За­тем он вме­сте со все­ми про­сла­вил Бо­га и, под­няв к небу ру­ки и устре­мив вверх очи, про­из­нес: «Гос­по­ди, в ру­це Твои пре­даю дух мой». И в тот же час уснул сном пра­вед­ни­ка, отой­дя к воз­люб­лен­но­му им Гос­по­ду.

Мо­нах, ко­то­ро­го зва­ли Ге­ра­сим, спал в сво­ей ке­лье, и уви­дел во сне бо­же­ствен­но­го Ме­ле­тия с воз­двиг­ну­ты­ми вверх ру­ка­ми, ко­то­рый с ра­до­стью вос­хо­дил на Небе­са. Ко­гда он при­шел к ке­лье пре­по­доб­но­го, свя­той уже умер, а ли­цо его све­ти­лось небес­ным све­том.

„Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога“.

Преподобный Мелетий Исповедник

Дру­гой иеро­мо­нах Фе­о­липт, ко­то­рый очень ува­жал и лю­бил пре­по­доб­но­го, со дня его кон­чи­ны слу­жил со­рок дней ли­тур­гию. Этот срок за­кан­чи­вал­ся в Неде­лю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия. По­сле служ­бы Фе­о­липт стал про­сить Бо­га от­крыть ему, в ка­ких оби­те­лях упо­ко­и­лась ду­ша бо­же­ствен­но­го Ме­ле­тия. Уснув по­сле мо­лит­вы, он во сне уви­дел, что на­хо­дит­ся в боль­шом и пре­крас­ном хра­ме, об­ра­щен­ном на во­сток и до­сти­гав­шем до неба. Храм этот све­тил­ся неиз­ре­чен­ным све­том. Внут­ри его свя­тые от­цы пе­ли Бо­гу див­ную ан­гель­скую песнь. Был там и про­по­вед­ник, по­ве­дав­ший, что Ме­ле­тий еще при жиз­ни по­стро­ил этот храм в честь Свя­той Тро­и­цы.

Весь­ма об­ра­до­вал­ся Фе­о­липт то­му, что услы­шал там и уви­дел. За­тем, во сне же, он по­до­шел ко гро­бу свя­то­го и уви­дел, что он от­крыт, а внут­ри его сто­ят двое оде­тых в бе­лое му­жей, ко­то­рые дер­жат в ру­ках ка­диль­ни­цы уди­ви­тель­ной кра­со­ты и ка­дят ими. За­тем Фе­о­липт за­ме­тил и са­мо­го Ме­ле­тия, ко­то­рый стал уко­рять: «Ты, лю­без­ный Фе­о­липт оста­вил гроб мой без по­пе­че­ния, и Бог по­слал ко мне тех, ко­го ты ви­дишь». И по­ка Фе­о­липт удив­лял­ся, как это свя­той Ме­ле­тий го­во­рит, ес­ли он мертв, он вдруг услы­шал глас с Неба: «Ве­ру­ю­щий в Ме­ня, ес­ли и умрет, ожи­вет» (Ин. 11:25). Об этом все.

Чудеса

А сей­час я хо­чу по­ве­дать во сла­ву свя­то­го о неко­то­рых чу­де­сах, со­вер­шен­ных им при жиз­ни. Од­на­жды, ко­гда свя­той шел по бе­ре­гу, он встре­тил несколь­ких ры­ба­ков, ко­то­рые рас­сте­ли­ли свои се­ти на пес­ке. По­ин­те­ре­со­вав­шись, пой­ма­ли ли они че­го, те от­ве­ти­ли, что ло­ви­ли всю ночь, но ни­че­го не пой­ма­ли. По­жалев их, свя­той с дерз­но­ве­ни­ем про­из­нес: «Де­ти, за­брось­те сно­ва се­ти во имя Спа­си­те­ля на­ше­го Бо­га». По­слу­шав­шись пре­по­доб­но­го, они во­шли в лод­ку и, немно­го от­плыв, про­чи­та­ли мо­лит­ву и за­бро­си­ли се­ти. О неопи­су­е­мая ми­лость Твоя, Хри­сте мой! Столь­ко мно­го рыб по­па­лось в их се­ти, что ры­ба­ки с боль­шим тру­дом смог­ли вы­та­щить их в лод­ку. Удив­ля­ясь дерз­но­ве­нию, что имел к Бо­гу пре­по­доб­ный, они про­сла­ви­ли Бо­га и по­бла­го­да­ри­ли Ме­ле­тия.

По­сле то­го, как свя­той вы­стро­ил на ост­ров­ке храм Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, как мы уже го­во­ри­ли, ке­ларь од­на­жды ска­зал ему, что стро­и­те­лей нечем кор­мить. То­гда, взяв свои по­сох, свя­той ве­лел ему сле­до­вать за ним. Они спу­сти­лись к мо­рю и пре­по­доб­ный ти­хонь­ко стук­нул жез­лом по во­де, ска­зав: «Во имя Вла­ды­ки Хри­ста, дай нам се­го­дня то, в чем мы нуж­да­ем­ся!» И – о чу­до! – в тот же час из во­ды на зем­лю вы­прыг­ну­ла боль­шая ры­ба. Ко­гда ке­ларь по­до­шел, что бы взять ее, из во­ды вы­прыг­ну­ла вто­рая, не мень­ше пер­вой. Взяв обе­их, ке­ларь при­го­то­вил обед и на­кор­мил ра­бо­чих.

Ко­гда цар­ство­вал пра­во­слав­ный царь Ан­д­ро­ник, он при­гла­сил ве­ли­ко­го Ме­ле­тия как-то раз к се­бе во дво­рец, чтобы по­со­ве­то­вать­ся с ним по од­но­му цер­ков­но­му во­про­су, и при­нял пре­по­доб­но­го с ве­ли­кой че­стью. Один из ар­хон­тов по име­ни Сир­му­рин, про­то­ве­сти­а­рий долж­но­стью, стал мыс­лен­но уко­рять свя­то­го в том, что он лю­бит вре­мен­ную сла­ву, по­это­му и ска­зал од­но­му из си­дев­ших с ним ря­дом: «Этот мо­нах, ка­жет­ся, оста­вил небес­ную сла­ву, ко­то­рую дол­жен был взыс­кать, ищет сей­час сла­вы че­ло­ве­че­ской и ра­ду­ет­ся ей». Вер­нув­шись ве­че­ром до­мой, Сир­му­рин при­лег на кро­вать и уви­дел сон.

Он ока­зал­ся в цар­ском двор­це, где вос­се­дал гроз­ный Царь, об­ла­чен­ный од­новре­мен­но в цар­ские и ар­хи­ерей­ские одеж­ды, а во­круг Него сто­я­ли бес­чис­лен­ные вой­ска. Весь­ма раз­гне­вав­шись на Сир­му­ри­на за то, что тот оскор­бил Его ра­ба, Царь при­ка­зал Сво­им те­ло­хра­ни­те­лям ото­мстить ему. Его хо­те­ли свя­зать по ру­кам и но­гам и бро­сить в ме­сто осуж­де­ния бо­го­хуль­ни­ков, но ве­ли­кий Ме­ле­тий за­сту­пил­ся за него пе­ред Ца­рем и из­ба­вил несчаст­но­го вель­мо­жу от на­ка­за­ния. Ис­пу­гав­шись это­го страш­но­го сна, Сир­му­рин, как толь­ко проснул­ся, от­пра­вил­ся к свя­то­му. При­пав к его но­гам, он ис­по­ве­дал свое осуж­де­ние, а за­тем рас­ска­зал о сво­ем сне. Ис­про­сив с теп­лы­ми сле­за­ми про­ще­ния, ко­то­рое тот­час же и по­лу­чил от пре­по­доб­но­го, он ушел с ра­до­стью и впредь от­зы­вал­ся о по­дви­гах свя­то­го со мно­ги­ми по­хва­ла­ми.

Та­ко­вым бы­ло, воз­люб­лен­ная моя бра­тия, жи­тие пре­по­доб­но­го Ме­ле­тия, та­ко­вой бы­ла его неза­у­ряд­ная рев­ность о Пра­во­сла­вии, и та­ко­вы­ми бы­ли яв­лен­ные им чу­де­са. Про­жив семь­де­сят семь лет, он оста­вил все это, вре­мен­ное, и ото­шел к Бо­гу, где о всех нас мо­лит Пре­свя­тую Тро­и­цу, Ко­то­рой по­до­ба­ет сла­ва, честь и по­кло­не­ние во ве­ки ве­ков. Аминь.

(На­пи­са­но Ма­ка­ри­ем Фила­дель­фий­ским Хри­со­ке­фа­ло­сом)

Из кни­ги прп. Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца «Но­вый эк­ло­ги­он»

Наследие

Святой Мелетий Исповедник оставил множество произведений в стихах и прозе, из которых составилось семь томов, но они долгое время не публиковались и оставались в забвении. Когда преподобный Никодим Святогорец поселился в Капсале в безмолвной келье, он взялся за исправление и подготовку к печати книги святого Мелетия "Алфавит алфавитов", или "Рай".

Это творение насчитывает 13 824 стиха, безупречных по смыслу и слогу и написанных с большой свободой. Речь идет о богословских, подвижнических, церковных, духовных, догматических вопросах, которые особенно занимали преподобного Мелетия в его эпоху. Книга названа "Алфавит алфавитов" не только потому, что текст ее расположен по 24 буквам греческого алфавита, но и потому, что каждая "буква" подразделяется на 24 малых раздела, начинающихся с той же буквы. И каждый из них в свою очередь насчитывает 24 стиха. Так, "альфа" состоит из 24 "а", каждое из которых составляют 24 стиха, так что всего насчитывается 576 строчек. И точно так же устроены другие разделы, соответствующие прочим буквам алфавита.

Алфавит алфавитов. Первое "а"

Четыре рукописи сверял преподобный Никодим, чтобы устранить все погрешности переписчиков, о чем он сам сообщил в одном из примечаний. Книга была подготовлена к изданию в 1778 — 1779 годах, а пролог был написан позднее. Но до 1815 года книга так и не была издана. Спустя 25 лет некоторые братья, живущие в Молдавии, взялись за этот труд, но и им встретилось некое препятствие, из-за чего первая публикация произошла в 1928 году вместе в житием преподобного Мелетия в святогорской Великой Лавре, журнале "Афон".

Преподобный Никодим Святогорец
Собрание текстов, предваряемое житием и сопровождаемое бденной службой (частию составлена неким Мелетием, но исправлена и дополнена прп. Никодимом), вышло в Афинах в 1978 году. Это: "Аллегорическое слово" с приложением списка названий пятидесяти трех слов, "Против латинян и опресночников", "Алфавит алфавитов".

Интересно, что слово преподобного Мелетия Исповедника в Галисийстей горе подвизавшагося о молитве было переведено на церковнославянский язык преподобным Паисием Величковским и напечатано в Оптинском издании "Восторгнутых класов в пищу души" в 1849 году.

Преподобне отче Мелетие, моли Бога о нас!

Стихотворение преподобного Мелетия о молитве, переведенное на церковнославянский язык

Перевод тропаря и кондака выполнен по службе, составленной частию неким Мелетем, дополненной и исправленной преподобным Никодимом Святогорцем, по изданию: Μελέτιος ο Γαλησιώτης (1230 — 1307) ο άγνωστος Θεολόγος, Όσιος, Ομολογητής, Λόγιος, Συγγραφεύς — βιογραφία, ανέκδοτα αυτού συγγράμματα, ασματική ακολουθία. Αθήνα, 1978. — σσ 580. Ту же службу можно найти здесь: http://akolouthiesorthodox.blogspot.com/2018/07/19_70.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий