Страницы

четверг, 11 мая 2023 г.

Святая преподобномýченица Евдокия Марфо-Мариинская, Бýтовская

Святая преподобномýченица Евдокия

Марфо-Мариинская, Бýтовская

(Кузьминова), память 23 января 1938 г. ст. ст./ 5 февраля н. ст., в 4-ю субботу по Пасхе (преходящая)

Тропарь, глас 3:

Марфы и Марúи дéлании/ Господу Воскрéсшему угодúвши,/ богомýдрая Евдокúе,/ мучúтелей отнюд не устрашúся/ и себé служúтельницу Спáсову исповéдала еси./ Тéмже, яко о úмени Его заклáнная,/ ныне в Церкви Тожествýющей/ вкýпе с преподобномýченицею Елисавéтою/ и сéстры обители твоея/ Ему предстоящи,/ не престáй молящися/ нам грехóв прощению даровáтися// и спастúся душáм нáшим.

Кондак, глас 2:

Милосéрдия, и служéния стрáждущим,/ и болящих утешéния/ дóбрый óбраз нам являеши,/ áгнице словéсная,/ преподобномýченице Евдокúе,/ Марфо-Мариúнския обúтели многоплóдная óтрасле,/ тéмже, в Цáрствии Небéснем увенчáнная,/ испросú нам покаяния,/ и в служéнии блúжним укреплéния,// и спасéния душ наших.

Житие святой преподобномученицы Евдокии (Кузьминовой), Марфо-Мариинской, Бутовской (годы жизни — 1884-1938)


17 августа 1884 года в заштатном городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии в семье мещанина Петра Кузьминова родилась дочь, которую назвали Евдокией.

Св. прпмц. Елисавета 
в Марфо-Мариинской обители
О судьбе будущей преподобномученицы до ареста известно не много. Она окончила трёхклассную начальную школу, а примерно в 1909 году, в 25-летнем возрасте, уехала в Москву, чтобы нести послушание сестры милосердия в Марфо-Мариинской обители, где тогда было около тридцати насельниц. Общину возглавляла великая княгиня Елизавета Федоровна. В сестры принимались лишь физически здоровые девицы и вдовы православного вероисповедания.

По замыслу Елизаветы Фёдоровны жившие в обители сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли создать семью и быть свободными от прежних обязательств. Подобно евангельской Марии, они обращались к духовной жизни, а по примеру Марфы оказывали деятельную благотворительную и медицинскую помощь всем нуждавшимся и обездоленным.

К моменту поступления Евдокии в обитель здесь находились лазарет-убежище для раненых русско-японской войны, лечебница для больных, преимущественно бедных. Кроме служения всем этим людям, главным делом сестер было посещение бедняков. Все они по очереди вместе с настоятельницей обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным. Все больше и больше девушек и вдов посвящали себя самоотверженному служению ближним: к 1914-му году число сестер достигло девяносто четырех, в 1917-м — более ста пятидесяти.
Священноисповедник
Сергий (Серебрянский)

Кроме общих, было у Евдокии еще одно, особое служение. Уже в документе 1910 года, то есть через год после поступления, она упоминается как одна из трех келейниц Великой княгини ("уборщица Ея Высочества"). Это послушание она проходила вместе с будущей преподобномученицей Варварой Алексеевной Яковлевой и Авдотьей Степановной Царьковой***. 

Благословением Божиим оказалась возможность разделять со столь чистой и ревностной душой, святой преподобномученицей Елисаветой, и взгляды, и стремления, и труды.

Сама Великая Матушка так изображала в письмах жизнь своей единодушной общины.

"Я хочу трудиться ради Бога и в Боге для страждущего человечества. Пока я полна сил, а вокруг столько несчастья, по стопам Христа нужно идти к страждущим. Помогая им – мы помогаем Ему. Я недостойна той безграничной радости, что Господь позволяет мне работать для Него. Но я буду стараться, и Он, который весь Любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу служить Ему и Его чадам".

"Мои сестры умеют работать, и мы всё делаем с верой. Великое назначение нашей обители и сестер — оказывать христианское милосердие именем Православной Церкви".

"Цель моей обители — утешать скорбящих и помогать нуждающимся. Надеюсь таким образом принести лепту нашей дорогой Родине".

"Человек не должен смотреть сверху вниз, надо считать себя худшим из худших. Мне часто казалось, что в этом есть какая-то ложь: стараться считать себя худшим из худших. Но это именно то, к чему мы долж­ны прийти — с помощью Божией все возможно".

Духовник обители, священноисповедник Сергий (в то время —  о. Митрофан) Серебрянский, усердно окормлял сестер, еженедельно проводил с ними духовные беседы о вере, Священном Писании, чтобы они были готовы к проповеди, выходя за стены.

Вот некоторые из его наставлений.

"Сестра во Христе! Ежедневно, встав от сна, скажи сама себе: “Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги мне сегодня исполнить на деле во внутренней и внешней моей жизни это мое сердечное желание и долг…”. После этого иди или на общую молитву обители или сама прочти внимательно молитвенное правило, после которого еще можешь помолиться своими словами. Затем или прослушай, или прочти несколько стихов из Евангелия, послания святых апостолов, один псалом, житие дневного святого. Читай и проси внутренне Господа, чтобы прослушанное или прочитанное было тебе как бы уроком для подражания и исполнения на сегодня, и потом иди на дела твои".

Прот. Митрофан Серебрянский с сестрами
Марфо-Мариинской обители милосердия

"Сестра! Помни всегда ту цель, ради которой учреждена обитель и ты пошла на труд. Цель эта — показать настоящему обществу Христа так, как древнему языческому обществу показали Его первые христиане. Этим сознанием укрепляй свою бодрость духовную. Употреби же все силы твои, чтобы явить на деле силу религии Христовой; покажи, что еще жива вера Христова, что еще действенна любовь Христова, что учение и благодать Христовы действительно преображают душу, тело и всю жизнь отдельного христианина, семьи и общества; покажи на себе, что эту силу Христову не могут поколебать ни соблазны мира, ни злоба, ни зависть, ни раны и болезни, ни самая смерть. Она, эта сила, велика и вечна, как велик и вечен Христос".

"Сестра! Помни, что ты трудишься во славу Бога, благо ближних и спасения души своей; благословен да будет труд твой и память о нем у Господа и в сердцах людей во веки".

"Сестра, когда ты приходишь в храм для молитвы, или прислуживать в нем, или читать и петь, всегда помни, что храм есть видимое небо, рай, дом Божий, как и сказано в священной книге: “В храме стояще славы, на небеси стояти мним”, — что ты пришла в гости к Отцу твоему. Посему будь внимательна ко всему, что делается в нем; это Святой Хозяин принимает тебя, разговаривает с тобой, поучает тебя, утешает и услаждает тебя, насыщает бессмертною трапезою — Телом и Кровию Своею".

Келья крестовой сестры
Марфо-Мариинской обители милосердия
В 1918 году великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали. В мае того же года ее доставили в город Алапаевск на Урале, где находились и другие члены семьи Романовых. В июле 1918 года она совершила свой мученический подвиг. 

Одно из последних наставлений святой своим сестрам было: "Помните, родные мои, всё, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте как одна душа — все для Бога — и скажите, как Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё».

Несмотря на трагедию, сестры сумели выполнить этот завет, и Марфо-Мариинская община продолжала трудиться. Ее возглавила Валентина Сергеевна Гордеева. Под ее руководством обитель сумела пережить время гражданской войны и продлить свою деятельность до 1925 года уже в качестве Марфо-Мариинской трудовой общины.

Власти обдумывали возможности уничтожения общины. В 1925 году они проверяли медицинскую квалификацию сестер, после чего осталось такое замечательное свидетельство.


"Настоящим удостоверяется, что сестры бывшей Марфо-Мариинской Трудовой Общины своим умелым уходом за больными и знанием медицинского дела — действительно отвечают всем требованиям высококвалифицированных средних медицинских работников".
 
И все же в 1926 году Марфо-Мариинскую обитель, в которой святая Евдокия семнадцать лет трудилась для немощных и больных, не жалея сил, закрыли. Сто одиннадцать сестер были арестованы или высланы. Евдокия Петровна вернулась в родной Воскресенск, который вскоре переименовали в Истру. За службу в Марфо-Мариинской обители власти лишили ее гражданских прав, в 1934 году она подавала заявление в местный горсовет о восстановлении её в правах, но получила отказ.
Церковь Вознесения Господня,
г. Вознесенск (ныне — Истра)

Как глубоко верующий человек Евдокия Петровна стала активным членом общины городского Вознесенского храма, для которого наступили трудные времена. Евдокию Петровну Кузьминову, Милицу Ивановну Кувшинову и старосту храма Надежду Васильевну Семёнову* прихожане избрали уполномоченными церковно-приходского совета. Эти три женщины до последнего боролись против закрытия Вознесенского храма в Истре, но их усилия оказались тщетны.
 
В 1934 году богослужения в городском храме прекратились.
Спустя три года настал период наиболее массовых политических репрессий. Одними из жертв стали священнослужители и активные члены приходов православных церквей. 

Не удалось избежать этой участи и Евдокии Петровне. Она жила тогда в Истре в доме №19 на улице Первомайская вместе с подругой Милицей Ивановной Кувшиновой. 
Святая мученица Милица
Бутовская 
(Кувшинова)

Соседи по улице по требованию сотрудников НКВД подписали против Кузьминовой лжесвидетельства, в которых, в частности, сообщалось, что она в октябре 1937 года будто бы говорила: «Скоро настанет царство антихриста, коммунистам-безбожникам конец, сейчас нам надо больше молиться Богу, чтобы фашисты скорее разбили ненавистную власть. Как придут фашисты, то я первая возьму вилы и буду пороть животы коммунистам».

Одного показания было недостаточно, для составления справки об аресте придумали ещё: «В ноябре месяце Кузьминова высказывала гнусную контрреволюционную клевету по адресу законов советского правительства, говорила: “Заключённых в лагерях заставляют работать день и ночь, по пояс стоять в воде, хлеба им дают по двести граммов, люди умирают сотнями от голода и холода – вот вам демократия и сталинская конституция, а людей арестовывают больше, чем когда бы то ни было”».

Святая преподобномученица Евдокия (Кузьминова),
фото из следственного дела

Самое интересное, что приписываемые ей слова о труде заключённых на тот момент являлись чистой правдой!

На основании этих лжесвидетельств, а также того, что она, по мнению НКВД, является «ярой церковницей», было принято решение о её аресте. В среду, 19 января 1938 года, в доме Евдокии Петровны произвели обыск, а её арестовали и доставили в Истринское районное отделение НКВД. В анкете указано: всё, чем владела арестованная Кузьминова – это треть дома и сад, в котором было «пятнадцать корней яблок» да кусты смородины.

Первый допрос был проведён на следующий день: 

— Следствие располагает материалом о том, что вы в прошлом являлись монашкой. Дайте показания по этому вопросу. 

— Я монашкой никогда не была, – ответила Евдокия Петровна. 

— Вы лжёте, – настаивал следователь, – вам зачитывается справка о социально-имущественном  положении и происхождении. Дайте правдивые показания. 

— Повторяю, я монашкой не была, – снова ответила подозреваемая Кузьминова.

Судя по всему, для следователя НКВД не было никакой разницы между сестрой милосердия и монахиней. Он доверял только справке, в которой чётко было указано – «бывшая монашка», хотя монашеский постриг Евдокия Кузьминова не принимала.

Допрос продолжался: 
— Следствием точно установлено, что вы, являясь ярой церковницей, среди населения города Истры проводили контрреволюционную деятельность. Подтверждаете вы это?

Евдокия Петровна честно ответила: 

— Да, я являюсь ярой церковницей, но контрреволюционной деятельностью я не занималась. 

Ответ Кузьминовой в протоколе допроса подчёркнут карандашом.

— Вы лжёте, – злился следователь, – в октябре 1937 года вы высказывали контрреволюционные террористические настроения по адресу руководителей партии и советского правительства. Требуем прекратить запирательства и дать правдивые показания. 

— Повторяю, контрреволюционных террористических настроений я нигде не высказывала.

Больше сказать по этому поводу святой было нечего. И она, и следователь прекрасно понимали, что показания свидетелей лживые.

На следующий день допрос продолжил начальник районного отделения НКВД: 

— Кого вы знаете из бывших монашек, проживающих в городе Истре?

Евдокия Петровна не стала ничего скрывать и на этот вопрос следователя тоже ответила честно: 

— Я знаю Черкасову Екатерину Михайловну и Махонину Анастасию Григорьевну**, которые в настоящее время арестованы органами НКВД. О других монашках, проживающих в Истре, мне не известно.

Допросы продолжались в течение двух суток, сопровождаясь угрозами. На следующий день, 22 января, в протоколе был зафиксирован всего один вопрос: 

— Признаёте ли вы себя виновной в предъявленном вам обвинении?

— Не признаю, – ответила выбившаяся из сил 54-летняя женщина.

Не добившись желаемого результата, арестованную Кузьминову отправили в Бутырскую тюрьму в Москве. В обвинительном заключении ниоткуда появилось ещё одно свидетельское показание. Якобы, в ноябре 1937 года Евдокия Петровна говорила: «Сейчас нужно больше молиться Богу, чтобы Бог помог уничтожить большевиков. Главное, не нужно поддаваться на их удочку и не верить их болтовне».

Начальник Истринского районного отделения НКВД посчитал, что Кузьминова, «будучи допрошенной в качестве обвиняемой, несмотря на явные улики при проведении следствия, упорно отрицала свою вину, старалась запутать следствие, чем ещё раз показала себя противницей партии и правительства». Под «явными уликами» подразумевались как раз свидетельские показания – других доказательств и быть не могло.

Следственное дело представили на рассмотрение тройки при управлении НКВД по Московской области, в которую входили руководитель областного управления НКВД, секретарь обкома ВКП(б) и прокурор области. Они имели право приговаривать арестованных лиц к расстрелу, а также заключению на срок от 8 до 10 лет.

Можно только догадываться, открывали ли вообще на рассмотрении эти люди дело Евдокии Петровны Кузьминовой, но 26 января 1938 года тройка приговорила её к высшей мере наказания – расстрелу.

Святые новомученики Бутовские,
расстрелянные 23 января ст. ст. /
5 февраля н. ст. 1938 года: 
Евдокия Кузьминова,
Серафим Булашов,
Екатерина Черкасова
 и Милица Кувшинова

Игумен Дамаскин (Орловский), завершая житие преподобномученицы, написал: «Послушница Евдокия Кузьминова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой». Всего в тот день в Бутове было расстреляно 247 человек.

Бутовский полигон,
место расстрела святой Евдокии. Наши дни


Спустя полвека, в июне 1989 года, Евдокия Петровна Кузьминова была полностью оправдана. Ещё через 12 лет, 22 февраля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви послушница Евдокия Кузьминова была включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Московской епархии.

Дни памяти:

Первое воскресенье после 7 февраля – собор новомучеников и исповедников Российских.
5 февраля – день мученической кончины в 1938 году.
Четвёртая суббота после Пасхи – собор новомучеников, в Бутове пострадавших.
Третья суббота октября – собор новомучеников Истринской земли.

Источники и литература:

1.  ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 19714. Л. 1-31об. Следственное дело Евдокии Петровны Кузьминовой.
2. Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 22.02.2001 года.
3. Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. – Тверь, 2005. С. 210-213.
4. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937–19.10.1938. – М., 1997. С. 187.
5. Носиков С. Истринские новомученики на полигоне в Бутово. // Духовная нива. 2018, №2. С. 1, 7.
6. Монтус С. Г. Сестричество Марфо-Мариинской обители милосердия при Елизавете Федоровне.
7. Список живущих в Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. Большая Ордынка, № 34.//  Дело Отделения по охранению общественной безопасности и порядка в Москве при Управлении московского градоначальника по охранению ее высочества великой княгини Елизаветы Федоровны за 1910 г.//  ГА РФ, ф. 63, 1910 г., оп. 30, д. 23, т. 1, л. 46-47 об.
8. Христофоров В. С. О закрытии Марфо-Мариинской обители милосердия. // Вестник церковной истории. 2008. № 1(9). С. 130-152.

* Надежда Васильевна Семёнова – 1865 года рождения, уроженка города Воскресенска (Истры), староста Вознесенской церкви с 1928 по 1934 год. В августе 1937 года была арестована по обвинению в контрреволюционной агитации и постановлением тройки приговорена к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет. Умерла в Тайшетлаге НКВД 8 мая 1938 г. В 1997 году реабилитирована. Источник: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 18239. Л. 1-32.

** Анастасия Григорьевна Махонина – 1884 года рождения, монахиня Троицкого Александро-Невского монастыря в селе Акатово Клинского уезда с 1904 года, после закрытия монастыря поселилась в селе Троицкое в окрестностях Воскресенска (Истры). В ноябре 1937 года была арестована по обвинению в антисоветской агитации и постановлением тройки приговорена к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет. Дальнейшая судьба неизвестна. В 1996 году реабилитирована. Источник: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-18712. Л. 1-23.

***  Царькова Евдокия (прост. Авдотья) Степановна (род. 1881 г.), уроженка села Алеш кова Коломенского уезда Московской губернии, окончила 3 класса сельской школы, работала швеей на частных предприятиях. В обители с 1909 г., в 1910 г. благословлена епископом Трифоном (Туркестановым) в крестовые сестры, до ареста—швея. В феврале 1926 г. выслана в Казакскую АССР (КзылОрда), оттуда направлена в АулиеАтинский уезд Сырдарьинской губернии. После отбытия наказания поселилась в Твери.

Составитель тропаря и кондака — монахиня М.
Житие составлено с использованием материалов сайта Истринского благочиния: https://blagoistr.ru/prepodobnomuchenica-evdokiya-kuzminova-1884-1938.html

Смотрите также: Служба святым новомученикам Бутовским

Комментариев нет:

Отправить комментарий