Страницы

суббота, 17 декабря 2016 г.

Святые Илиофоты


Святые Илиофоты. Икона XX в.
Меж рукописных строк

Древнейшее житие святых Илиофотов составлено еще в VI или VII веках, в самый расцвет кипрской агиографии. Текст, к сожалению, не сохранился, но на него ссылается рукописная служба, датируемая XI веком и хранящаяся на Синае, в монастыре вмч. Екатерины [1, 43 — 107; Sinait. gr. 627. Здесь и далее в квадратных скобках: номер источника из списка внизу и страницы] . Согласно этой службе, основанной на древнем житии, святые происходили из Финикии Палестинской (современный Ливан), откуда родом был и великий кипрский святитель Епифаний, жили в царствование Феодосия II Младшего (408 — 450), участвовали в сражениях против врагов империи того времени, гуннов, персов и др., и одержали великие победы. Сам император знал этих мужей, почему и пригласил к себе, чтобы оказать им честь.

В то же время в Византийскую столицу прибыл святитель Епифаний Кипрский, поучениям которого, среди прочих, внимали святые. Этого верного ученика прп. Илариона Великого, с юности подвизавшегося в пустыне Египетской, а затем основавшего много монашеских братств, называли еще при жизни отцом монахов. Его-то речами воодушевились Илиофот и три его товарища, и пожелали идти монашеской стезей.

Свт. Епифаний Кипрский,
ученик прп. Илариона
Великого
Император, видя, что они жаждут того всей душой, дал им отпускную. Тогда они раздали имущество нищим, через Эфес прошли к горе Мохлос (вероятно, после 447 года и чуть ранее 450), где поклонились мощам воскресших и вновь уснувших сном смертным семи отрокам (447 г.), и, наконец, прибыли на Кипр, где процветало в то время монашество в учениках прп. Илариона Великого (подвизался на Кипре последние годы жизни (364 — 371)) и Епифания, архиепископа Кипрского (367 — 403).

Тут они посетили Тамасс, который почтили, как землю, откуда распространилось христианство по острову, затем отошли от города к западу на десять византийских миль (в одной такой миле — около полутора километров). Здесь, найдя местность пустынную, что теперь находится между селениями Митсеру и Като Мони, они поселились и стали подвизаться в посте, бдении и молитвах. Старцем общины был святой Илиофот. Жилищем подвижников стали две пещеры, которые прежде служили гробами.



У источника святых Илиофотов
Действительно, на возвышенности близ села, которое теперь называют Като Мони (Нижний монастырь), в храме святых Илиофотов, обновленном в конце XIX века, находятся две древние пещеры, между которыми были гробы святых: Илиофота, Авксуфения, Епафродита и Евфения. Первая из двух пещер теперь завалена. В другой, сохранившейся — две гробницы и плиты.

Поначалу святые изнывали от жажды, потому что местность была безводной. Они с теплотой молились об этой нужде Господу. По Его воле близ пещер забил источник чистой воды, до сих пор прохлаждающей и целящей многих.

В том же месте преподобные, много лет проведя в подвигах, почили в мире и похоронены в своих пещерах.

Части мощей святых Илиофотов
По погребении мощи остались нетленными, от них явилось потом много чудес, и верные соорудили храм в честь святых и установили им день памяти 13 июля. Часть мощей осталась на месте подвигов, часть перенесена в Тамасскую митрополию в селении Эпископио. Также частицы мощей находятся: в храме святых Андроника и Афанасии в Ксилотимпу близ Ларнаки, в Киккском монастыре и других местах Кипра, в Святогорском монастыре Дионисиат. Чтимая икона, написанная в 1874 году, пребывает в новом храме Пресвятой Богородицы Хрисопантанассы в Малунде Левкосийской области, рядом с ней — одна из глав.

Отметим, что по древней службе святых всего четверо, и вместе они зовутся Илиофотами по имени начальника своего.


Другие свидетельства

Следующее по времени свидетельство находим в рукописи Леонтия Махерасского, составленной четыре столетия спустя . Летописец повествует о известном ему предании. Он говорит, что после арабского нашествия на Святую землю , многие христиане, епископы, монахи и миряне, вынуждены спасаться бегством. Триста беженцев садятся на корабль и отдают себя воле Божией и буйству волн. Их судно терпит крушение у берегов Пафоса, они выходят на берег и по двое-трое расходятся по острову Кипру.

Указывает Леонтий Махерасский и некоторые имена трехсот преподобных, и среди них — Илиофотов. «И в Ахее (Ахирае): святой Илиофот, и святой Авксуфений, и святой Памфодит, и святой Паммегистос, и святой Пафнутий». Сюда же добавляет он и святого Курнунда, подвизавшегося в пещере, расположенной недалеко, в том же месте [4: 69].

Предание о корабле с тремястами палестинскими отцами-беженцами VII века читаем в житиях не только кипрских святых, но и преподобных отцов горы Латроса в Малой Азии, например, святого Павла.

Существует также мнение, что триста отцов — собирательный образ, объединяющий иноземцев, в разное время по разным причинам бежавшим на Кипр и достигших здесь святости. Последнее предположение также подтверждается сведениями из синаксариев и житий.

Почти то же, что Леонтий, пишет Флорио Вустро в своей «Истории»: «В Ахиере святые Илифот, Авксуфений, Паммегист, Пафнутий и Курнунд». Им последует и Киприан: «В Ахерае Илиофот, Ексуфений, Епафродит, Паммегист и Пафнутий».

Как видим, различные источники не только дают разные имена, но расходятся и в самом числе святых.

Наконец, нужно отметить, что католик Стефан де Лузиньян (1537 — 1599) в составленной им в XVI веке хронике назвал собор трехсот отцов аламанами, приписав им франко-германское происхождение и перенеся их бегство ко времени II Крестового похода, ок. 1291 г. «Когда не было воли Божией освободить святые места от арабов, тогда европейцы (крестоносцы) рассеялись. Группа из трехсот франков и аламанов (немцев) пришли на Кипр и разошлись в разные места для подвигов» [3: л. 51]. Вслед за Лузиньяном именование «аламаны» на долгое время закрепилось за собором иноземных отцов, подвизавшихся на Кипре, и попало как в жития, так в синаксарии и минеи. К ним же долгое время причисляли и Илиофотов.

Архиепископ Макарий IIΙ, составляя список Кипрских святых, вписывает лишь четырех Илиофотов. В патериках и книгах, составленных монахами обители Ставровуни, их пять, но относят их к трехстам сиро-палестинским отцам, а временем их прибытия на Кипр считают 637 - 638 гг. В местном толстом собрании житий [2: 446 — 449] святых пятеро, они именуются преподобномучениками и аламанами, участниками второго Крестового похода. Электронная копия последней версии чаще всего встречается и в интернете.

Из многих предположений об изменении числа святых одно кажется особенно достойным веры: кто-то из подвижников мог примкнуть к общине уже на Кипре.


По следам местных преданий

Обратимся теперь к преданиями, хранимым в той области, где, как единогласно утверждают источники, жили святые, где сохранились их пещеры, надгробия и мощи, и где их почитают уже много столетий.

Святые Илиофоты. Икона XVIII в.
Древнейшая из известных икон святых Илиофотов датируется XVIII веком. Не ней изображены пять святых, в преподобнических одеждах, с крестами в руках. Имена подписаны так: Епафродит, Аммоний, Хулелей, Евфений, Илиофот. Последний изображен священником, а Хулелей и Епафродит — с пастушескими жезлами, как пастухи коз и овец, в трудные времена помогавшие местным крестьянами.

Вероятно, изменения в именах произошли еще в средние века, не только у этих святых, не в последнюю очередь из-за преобладания в народе кипрского диалекта над книжным греческим языком. Примеров довольно много. Это и преподобный Евфимиан, именуемый в народе Фемониан, и святой Евфрасий, подписанный как Фрасис, и святой Харитон, которого стали называвать Харетис, и другие.

Вот как передают обстоятельства жизни святых в окрестностях Ахераи [2: 446 — 449].

Вместе с духовным вождем своим, святым Илиофотом, маленькая община подвизалась в двух пещерах на горе близ селения Като Мони, которое тогда называлось Корони. Там они молились и славословили Бога денно и нощно.

Помимо подвижнических трудов, святые также работали для собственного пропитания и укрепления тех, кто искал у них помощи. Святой Епафродит был пастухом, братия помогали ему.

Со временем, собственными трудами и благодатью Божией у них собралось много животных (овец и коз), и потекла обильная помощь нуждающимся, духовная и телесная. Благодарный народ приходил к Божественной Литургии, которую совершали святые.

Благочестие преподобных, благоговение, с которым приносились Святые Дары и воспевались священные песнопения, склонили к ним все сердца и передались народу.

Но деяния святых не замедлили достичь и ушей игемона Кипра Савина. Лишь только узнав о них, он будто выступил из ума, потребовал от подвижников отречения от Христа и постарался достичь своего жестокими мучениями. Но сколько он ни старался, не преуспел ни в чем. Ни бичевание, ни заключение в темницу, ни растерзание плоти не отклонили достойных подвижников и мучеников от веры.

Увидев, наконец, что все усилия напрасны, игемон приказал предать их смерти через усечение глав.

Верные с болью передавали весть о мученичестве пятерых святых. Придя на место их кончины, они с благоговением взяли святые мощи, чтобы положить в двух пещерах, где жили святые, воспевая так:

Мучеников Христовых пяточисленную славу,
да воспоем, вернии, хвалением песней,
Илиофота, Аммония, Епафродита,
Хулелея и Евсфения:
они подвизались до усекновения и смерти,
они, приняв венец нетления,
молятся спастись нам .


Но и покинув сей мир, преподобномученики ходатайствуют пред Богом о тех, кто ищет их помощи.

Это предание, с наименованием святых аламанами, отражено в недавно составленной службе святым и современных житиях.


Чудеса

Многочисленны чудеса, издревле совершаемые святыми.

Самое первое описано в древней службе. О нем и теперь проповедует источник чистой целебной воды.

Приведем еще два.

Като Мони. Пещера, где хранятся гробы святых
В селении Малунда был священник по имени Христодул, на руках которого временами появлялась сыпь, известная в народе под названьем «жучки». Он искал помощи у многих врачей и в конце концов стал падать духом. Наконец, он пришел к святым Илиофотам. Там он оставил приношение и с благоговением благодарил их. Там, со многой печалью он заметил, что не все честные главы святых мучеников лежат на том месте. Отсутствовала и большая часть их мощей. Огорченный, он сотворил молитву и прилег отдохнуть. Вскоре, во сне, он увидел подходящих к тому месту пятерых мужей, которые остановились перед ним и благозвучными голосами сказали: «Старче! Мы понимаем твою печаль. Но утешься. Пусть унесли части наших мощей, но предстательство наше не прекратилось. Пойди, возьми деревянный ковчег и положи туда то, что осталось, чтобы все могли вспоминать наше житие. Ты же получишь то, чего просишь». Священник сделал то, что ему поручили святые. Когда он вернулся и начал складывать в деревянный ковчег те мощи, какие еще остались, произошло чудо. Руки его исцелились.

Некая благочестивая женщина из Левкосии (Никосии) страдала от неизлечимой болезни. Придя к месту подвига святых, она заказала Литургию. По отпусте священник перекрестил ее ковчегом, в котором хранились святые мощи преподобномучеников Илиофотов. В тот же миг женщина совершенно исцелилась.

Таким же образом обрели здравие многие, страдавшие от сильных болей в ногах и других болезней.

Святые Илиофоты считаются покровителями животноводов, молочников и целителями ног.


Тропарь, глас 2.

От иныя страны пришéдшия/ и вся земнáя остáвльшия,/ сшéдшеся, да восхвáлим мýченики,/ звéзды яко свéтлыя:/ Илиофóта, Епафродúта,/ Аммóния и Хулéлея вкупе,/ с ними же и Евсфéния цвéты да украсúм,// лик почитáюще пяточúсленный.

Кондак, глас 1.
Подобен: Лик Ангельский:

М
учеников Христовых/ пяточúсленную славу,/ вернии, да воспоúм/ благохвалéнием пéсней:/ Илиофóта, Аммóния, Епафродúта,/ Хулéлея и Евсфéния,/ сúи бо пострадáша/ даже до усекновéния и смéрти,/ сúи венец нетлéния приéмше,// мóлятся спастися нам.


Cтатья составлена в благодарность святым Илиофотам за их скорую помощь.


Источники и литература:

1. Χαρίτωνος Μοναχοῦ Σταυροβουνιώτου, «Οἱ ἐν Κύπρῳ ὅσιοι καὶ θεοφόροι ἀσκηταὶ Ἡλιόφωτος, Αὐξουθένιος, Ἐπαφρόδιτος καὶ Εὐθένιος: Ἡ βυζαντινὴ ᾀσματικὴ Ἀκολουθία καὶ ὁ ἀπολεσθείς(;) Βίος αὐτῶν», Κυπριακαὶ Σπουδαί, ΞϚ' (2002), σσ. 43-107.

2. "ΜΟΡΦΕΣ ΠΟΥ ΑΓΙΑΣΑΝ ΤΗΝ ΚΥΠΡΟ" του μακαριστού πατρός Παπασταύρου Παπαγαθαγγέλου. Λευκοσία, 1998.

3. Lusignan, Étienne de (1537-1590). Chorografia et breve historia universale dell' isola de Cipro principiando. Bologna, 1573. Лист 51. http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9633958b/f9.item.texteImage

4. Λεόντιος Μαχαιρᾶς. Χρόνικον Κύπρον.|| Μεσαιωνικὴ βιβλιοθήκη. Τόμος β′. Χρονογράφοι βασιλείου Κύπρου. – Βενετία, 1873. — σ. 51 — 410.

5. Βλασίου μοναχοῦ Σταυροβουνιώτου Πατερικόν τῆς νήσου Κύπρου (Ἅγιοι Ἀσκητές καὶ Σπήλαια τῆς Κύπρου). Ἅγιον Ὄρος, 2009.

6. Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν Παύλου τοῦ νέου τοῦ ἐν τῷ Λάτρῳ. // PAUL THE YOUNGER OF LATROS. T. Wiegand, Milet. 3.1. Der Latmos (Berlin 1913) — 109.

2 комментария: